СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика речи ребенка. Экспресс тест.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценитьть речевое развитие Вашего ребенка. Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать. Для тестирования лучше использовать время, когда и Вы и Ваш ребенок в хорошем настроении, ребенок не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры. Не делайте ребенку замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками. И, конечно, это возможность «по-новому» услышать речь Вашего ребенка. Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 5 лет.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Составление рассказа по сюжетной картинке
Вам понадобится любая сюжетная  картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

- Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете  рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.

- Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное.

Как вариант, Вы  можете попросить ребенка описать  любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя  их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал  Ваш ребенок.

Варианты ответов
  • Ребенок строил фразы грамматически не правильно, с ошибками
  • Многие звуки и слова ребенок произносил не правильно.
  • Ребенок не использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов
  • Речь была не выразительная
  • Ребенок не составил рассказ самостоятельно. Вы ему помогали.
Вопрос 2

 Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть "Рассказы в картинках" Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить  причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять малыша, если, по-Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.

Варианты ответов
  • ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
  • ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;
  • ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
  • значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
  • речь ребенка была ускоренной, Вы услышали в речи запинки.
Вопрос 3

Составление предложений по картинкам

 

Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений  так, чтобы получился короткий рассказ.

Например, -  на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая  игрушка. Теперь ее надо починить».

Варианты ответов
  • ребенок не может самостоятельно составить предложения;
  • ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик. Машинка.»);
  • ребенок составляет очень короткие предложения;
  • ребенок допускает ошибки грамматического характера («У машинки нет колесов.»)
Вопрос 4

Согласование имени приплагательного или местоимения с именем существительным  в роде, числе

Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на  картинке  должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки и т. п .)

Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком.

Варианты ответов
  • ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно
  • ребенок не замечает своих ошибок.
Вопрос 5

Употребление предлогов

 Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Поиграйте с ребенком, Вам нужно проверить –  насколько он понимает значения пространственных и временных предлогов и правильно ли употребляет их в собственной речи.

Сначала игрушку будет прятать Ваш малыш. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша -  «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. В школе Ваш ребенок будет часто с ними сталкиваться – «Возьми карандаш после того, как откроешь тетрадь».

 

Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно.

Варианты ответов
  • ребенок не понимает инструкцию
  • ребенок не использует предлоги «из-за», «из-под», «между», «через», не правильно употребляет окончания.
Вопрос 6

Словообразование и словоизменение

В этой игре слова  изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать. Среди слов могут попадаться бессмысленные слова (квази- слова), слова «тарабарского» языка. Если ребенок освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.

1). Книга – книги           2). Стул – стулья              3). Рот - рты

     Чашка –                         Перо -                             Лев -

     Нож –                           Копье -                            Огурец -

     Компьютер –                 Ком -                               Конец -

     Вук -                             Вуло -                              Бармалец –

 

4). Лев – львица – львенок – львята

     Тигр –

     Лиса –

     Медведь –

     Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата

     Еж –

     Бокр –

 

5).Шкаф – шкафчик           6). Яблоко - яблочный

    Цветок –                            Виноград -

    Стул –                                Апельсин -

    Ларец –                              Морковь -

    Помидор –                          Бумага -

    Кар -                                   Вода –

Варианты ответов
  • не образует множественное число (1,2,3)
  • не может преобразовать слова-названия животных(4)
  • не может "назвать ласково"(5)
  • не может преобразовать слова(6)
Вопрос 7

Слоговая структура слова

Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков  или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. С некоторыми словами придумайте предложения.

 

Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография,  под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица.

Варианты ответов
  • все слова с ошибками
  • половина слов с ошибками
  • ошибок мало
Вопрос 8

Обследование звукопроизношения

Этот раздел,  при всей его кажущейся простоте и дсступности, пожалуй, один из самых сложных. Связано это прежде всего с тем (и это отмечают многие логопеды), что многие родители привыкают к звучанию речи ребенка и просто не слышат дефектное произнесение  каких-то звуков.  Поэтому, если у Вас есть даже небольшие сомнения – правильно ли «звучит» речь малыша,  лучше  посоветоваться со специалистом.

Напомним, что формирование звукопроизношения  обычно заканчивается  к  пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка  произносить правильно, т.е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой. Это значит, что если Вашему малышу еще нет пяти, он вполне на законных основаниях может не произносить звук «р», заменяя его другим звуком или совсем пропуская его. Но если ему уже больше пяти лет, а звук так и не появился, пора идти к логопеду. Специалист решит, что делать именно в Вашем случае.

        Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит  «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.

Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогите, придумайте фразу вместе. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить  слова с разными звуками.

Варианты ответов
  • НЕ ПРОИЗНОСИТ ПРАВИЛЬНО «с» - санки, оса, нос «сь»- семь, апельсин, гусь «з» - замок, коза «зь»- зима, магазин «ц» - цапля, овца, палец
  • НЕ ПРОИЗНОСИТ ПРАВИЛЬНО «ш»- шапка, машина, мышь «ж»- жук, лыжи «ч» - чайник, качели, мяч «щ»- щука, овощи, плащ
  • НЕ ПРОИЗНОСИТ ПРАВИЛЬНО «л» - лампа, балалайка, дятел «ль»- лимон, пальма, фасоль
  • НЕ ПРОИЗНОСИТ ПРАВИЛЬНО «р» - ракета, картошка, комар «рь»- репка, карета, дверь
Сохранить у себя:

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!