СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МАОУ "Бальзинская СОШ"
Эccе «Я Учитель»
Ответ скептикам
- А вообще лет через десять учитель будет не нужен!
- Конечно, в век технологий его могут заменить роботы…
( Из разговора)
Учитель есть Любовь. Учитель есть Вера. Истина всеобъемлющая и всёобъемлющая? Аксиома педагогической деятельности или её теорема?
Вспоминаю свои самые первые годы работы в школе…5б, 7а, 8г, 11а… Такие разные! Как научить их быть гуманными, понимать прекрасное? Как научиться любить своих (таких разных!) учеников? Эти первые уроки для меня до сих пор самые незабываемые…Я учила их и училась вместе с ними. Именно тогда пришла уверенность в том, что школьники идут не за отдельным предметником…Они идут за Учителем, который олицетворяет любовь и рождает веру.
Любить всех?! Это невозможно!- возразят скептики…
Но в нашей профессии… Любовь есть Вера. Любовь есть понимание. Вспоминается замечательная фраза из фильма «Доживем до понедельника»-«Счастье-это когда тебя понимают».В ней отражается самое главное для ученика. Ему необходимо, чтобы его понимали и принимали. Важно быть услышанным и не бояться спорить, ошибаться, пробовать. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них (!) способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить - это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, -результату. Я считаю таким результатом воспитание «Человека Возможного».
Но мечтаете же, однако, о «совершенных» детях!
Не мечтаю - вижу в них совершенных людей! Я воспринимаю их так, как советовал И. Гёте: «Если вы берёте людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми как с идеальными, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть». Это тоже трудно…
Преодолеть трудности мне помогает литература.
Литература?! Позвольте, разве в век высоких технологий актуально изучать литературу? Её и предметом-то не назовёшь. Вот математика, например, ум в порядок приводит, а литература?
А литература - чувства! Литература сегодня - «кузница» духовных способностей будущего поколения. Это спасение от безнравственности. Литература удивляет, вдохновляет, искушает и одухотворяет одновременно. Она не нуждается в оправдании, потому что сама есть оправдание всего сущего в этом мире. Уверена: урок литературы должен быть откровением и пробуждать самые потаенные чувства ребенка, и даже если не будет на уроке современных технических средств, но будет звучать великое неиссякающее Слово, урок не потеряет своей эффективности.
Почему я стала учителем литературы? Желание? Случай? Озарение? Провидение! В самые трудные дни моей жизни литература не давала мне уйти в себя, по-новому открывая мудрость великого классика: «Надо жить, надо любить, надо верить…» Литература рождала веру в собственные силы, веру в людей, веру в учеников. Я лишь носитель и хранитель этой веры. Каждый день я наблюдаю, как искра веры разжигает в детях огонь духовности, развивает способности поступка, способность видеть, понимать и принимать смысл жизни каждого человека, а значит, понимать высший смысл жизни - Любовь. Учитель должен быть профессионалом, и если ты теряешься перед учеником -меняй профессию. Это я поняла в первый год своей работы в школе. Путь к душе каждого ребенка свой, выстраданный. Именно поэтому разработкой методик должны заниматься учителя-практики.
Понять и принять, открыть в ученике «Человека Возможного»… Это трудно… Особенно в тот момент, когда ты вдохновенно и увлекательно (наивное заблуждение!) объясняешь новый материал, а Витя пытается (не менее вдохновенно) написать и передать записку товарищу.
Для тебя в этот момент важно понятно объяснить новую тему, для него - передать записку. Не торопись делать выводы, читать нравоучения! Просто прими и пойми, обыграй ситуацию - и вот уже весь класс (вдохновенно!) пишет записки, используя сложносочиненные предложения, или сочиняет послания в определенном жанре. Сделан ещё один шаг к взаимопониманию, не разгорелся ещё один конфликт… И как награда за твою мудрость - слова Вити: «Жанна Михайловна, проверьте, я всему классу написал!»
Размышляя над ролью учителя, вспоминаю древнюю притчу: когда родился учитель, к его изголовью спустились три феи. И сказала первая фея: ты будешь вечно юн душою, потому что всегда рядом с тобой будут дети. И сказала вторая фея: ты будешь красив душою, потому что будешь учить детей прекрасному. И сказала третья фея: ты будешь счастлив, ибо пожнёшь плоды трудов своих, потому что ученики твои перерастут тебя, и нет большего счастья…. Проходят годы, сменяются поколения, но незыблемой остается философия педагогической профессии, отраженная в древней притче.
Так кто же сегодня учитель? Организатор, наставник, друг, психотерапевт в одном лице. Он должен быть верен своей профессии, только тогда своим примером и своей любовью он поведет детей трудной дорогой познания жизни и обретения смысла.
Мне очень нравится выражение В. Розанова: «Школа-это в первую очередь Учитель, во вторую очередь Учитель, и в третью очередь Учитель, а потом все остальное».
Аксиома или теорема педагогической деятельности? Я Учитель! Учитель есть Любовь! Учитель есть Вера!
Для меня – Истина всеобъемлющая и всёобъемлющая!
ЧГПИ имени Н.Г.Чернышевского 1990 год