СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Знакомство со звуками [н], [н’] и буквой Н, н»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Знакомство со звуками [н], [н’] и буквой Н, н»»

Разработка фрагмента урока чтения «Выделение звука(ов) и знакомство с буквой»

  1. Разворот страниц «Азбуки», соответствующие уроку 1-го типа: Стр. 41-42

  2. Тема урока «Знакомство со звуками [н], [н’] и буквой Н, н».

Задачи: учить распознавать звук [н], [н’] и соответствующую букву, писать буквы Н, н, познакомить с особенностями звука [н], [н’], упражнять в осмысленном и выразительном чтении, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, прививать читательский интерес, ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.

Формируемые УУД: распознавать звук [н], [н’] и соответствующую букву, правильно писать буквы Н, н, владеть навыками плавного слогового чтения с буквой Н, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; научиться определять звонкие и глухие согласные; строить доказательные и полные ответы на вопросы учителя; применять знания, полученные на предыдущих уроках, при изучении новой темы.

  1. План урока.

  1. Развитие речевого аппарата.

  1. Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

  1. Речевая разминка. Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!)

  1. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Упражнения в чтении слогов.

  3. Игра «Звуковое лото».

  1. Постановка познавательной задачи урока.

  1. Создание проблемной ситуации (загадки).

  2. Постановка учебной задачи.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  1. Знакомство с новыми звуками.

  1. Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов.

  2. Звуко-слоговой анализ «барабан» и «конь».

  3. Выделение нового звука [н], его характеристика.

  1. Работа по развитию речи.

  1. Чистоговорки. Но-но-но - клюет курица зерно.

На-на-на — вот и нет теперь зерна.

Не-не-не-вспомним завтра о зерне.

Ну-ну-ну –все отправимся к зерну.

Цы-цы-цы - вы, ребята, молодцы?

  1. Физминутка. Артикуляционная гимнастика «Шарик».

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

  1. Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме.

  1. Выделение второго звука [н’], его характеристика.

  2. Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий.

  3. Распознавание новых звуков в других словах.

  4. Знакомство с новой буквой.

  1. Закрепление изученного на уроке. Упражнения в чтении.

  1. Чтение слогов на-но-ны-ну-ни и слов в столбиках.

  2. Чтение текста. (стр. 42)

  3. Упражнение. Найди и прочитай слова с буквой н. (стр.42)

  1. Подведение итогов.

  2. Задание на дом.

  3. Рефлексия.

  1. Выделение звука(ов)

У: на полях найдите предметную картинку. Что на ней изображено?

Д: на полях изображены две картинки – изображены барабан, конь.

У: произнесём слово хором. 3-4:

Д: барабАн, кОнь.

У: разделим слова на слоги. Произнесём его по словам, прохлопывая.

Д: ба-ра-бан / конь

У: сколько слогов в слове барабан / конь?

Д: в слове «ба-ра-бан» 3 слога / в слове «конь» 1 слог.

У: произнесём хором первый слог. 3-4:

Д: «ба» в слове барабан и «конь» в слове конь.

У: из чего состоит первый слог?

Д: в слове «барабан» слог «ба» состоит из 2 букв (если в азбуке не написаны буквы в звуковой схеме слова, можно написать их на доске дополнительно) и 2 звуков «б» - [б] согласный, звонкий, твердый, «а» - [а] гласный, безударный. В слове «конь» слог «конь» состоит из 4 букв и 3 звуков «к» - [к] согласный, глухой, твердый, «о» - [о] гласный, ударный, «н» - [н’] согласный, звонкий, сонорный мягкий. «Ь» - не образует звука.

У: произнесём второй слог хором. 3-4:

Д: «ра» в слове «барабан»

У: из чего состоит второй слог?

Д: в слове «барабан» слог «ра» состоит из 2 букв и 2 звуков «р» - [р] согласный, звонкий, сонорный, твердый, «а» - [а] гласный, безударный.

У: произнесем третий слог хором. 3-4:

Д: «бан» в слове «барабан»

У: из чего состоит третий слог?

Д: в слове «барабан» слог «бан» состоит из 3 букв и 3 звуков «б» - [б] согласный, звонкий, твердый, «а» - [а] гласный, ударный, «н» - [н] согласный, звонкий, сонорный, твердый.

У: на какие слои падает ударение в этих словах?

Д: в слове «барабан» ударение падает на 3 слог «бан», а в слове «конь» слог «конь» ударный.

У: рассмотрите схему слов «барабан» и «конь» под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?

Д: в слове «барабан» звук [н] последний, а в слове «конь» звук [н’] третий.

У: давайте произнесем эти звуки и понаблюдаем, как произносятся.

Д: [н], [н’].

У: эти звуки гласные или согласные?

Д: [н] и [н’] согласные звуки.

У: как вы определили?

Д: когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Язык упирается в нёбо и в верхние зубы, воздух направляется в нос. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.

У: закройте уши руками и произнесите звук [н] и [н’].

Д: [н], [н’]

У: какой это звук – глухой или звонкий?

Д: [н] и [н’] звонкие.

У: посмотрите на схему. Каким цветом обозначены эти звуки на схеме?

Д: на схеме слова «барабан» звук [н’] обозначен синим цветом. На схеме слова «конь» звук [н’] обозначен зеленым цветом.

У: давайте произнесем их хором и понаблюдаем – они твердые или мягкие?

Д: [н] этот звук твердый, звук [н’] мягкий.

У: кто может рассказать о звуках [н], [н’]?

Д: в слове «барабан» звук [н] – согласный, звонкий и твердый, а в слове «конь» звук [н’] – согласный, звонкий и мягкий.

  1. Знакомство с буквой.

У: Звук [н], [н’] обозначается буквой «Н» (эн). Рассмотрим её. Из каких элементов состоит заглавная буква «Н»?

Д: заглавная буква «Н» состоит из палочек (печатная); (из двух элементов (рукописная): длинная наклонная линия с носиком вверху и петлёй внизу; длинная наклонная линия с петлёй вверху и крючком вправо внизу).

У: а строчная?

Д: также из трех палочек (печатная); (из трех элементов (рукописная): короткая наклонная линия; соединяющий «поясок»; короткая наклонная линия с крючком вправо).

У: похожи ли заглавная и строчная буквы «Н, н»?

Д: да, похожи, отличаются только размером (печатные).

У: почему букв 2 – заглавная и строчная?

Д: с заглавной буквы начинается предложение, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий, некоторых праздников. Название предметов и явлений пишутся со строчной буквы.

У: рассмотрите картинки и скажите, на что похожа буква «Н» (картинки можно распечатать и показать на доске)?

Д: на сетку для игры в волейбол, на висящий гамак между деревьями, на мост.

У: кто может назвать соседей буквы «н»?

Д: соседи буквы «н» это «м» и «о».

У: научимся печатать букву «н». Сначала заглавную. Посмотрите, как это делаю я.

Отступаю от предыдущей работы 2 клетки вниз. От начала строки отступаю 2 клетки вправо. Напишите комментарий: это красная строка. Начинаем прописывать заглавную букву «Н». В средней третьей части дополнительной строки выписываем крючок (без поворота ручки на месте), опускаемся вниз по наклонной линии, влево выписываем петельку, перехлест на верхней линеечке рабочей строки, прижавшись к верхней линеечке, поворачиваем ручку и резко уходим вверх на высоту буквы, поворот на месте и прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!