План интегрированного урока |
Учебная дисциплина АСТРОНОМИЯ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ |
Количество часов 40 Место проведения: читальный зал |
Тема занятия ВРЕМЯ И КАЛЕНДАРЬ (интеграция сведений из темы по обществознанию «Общество как сложная система») |
Цели занятия (с учетом возможностей формирования общих и профессиональных компетенций): |
Образовательные: сформировать понятие, какие периодические или повторяющиеся процессы являются основой для измерения времени; ввести термины: «местное время», «поясное время», «декретное время», «календарь», «время как философская категория». Летоисчисление в древности. Солнечные, лунные и солнечно-лунные календари и их сравнение. Юлианский и Григорианский календари. |
|
Развивающие: сформировать умение наблюдения за протекающими процессами времени, смены дня и ночи, времен года. Уметь анализировать понятия и определения с разных точек зрения. |
|
Воспитательные: повышать интерес к чтению дополнительной литературы, к гуманитарным и естественно-научным дисциплинам. |
|
Квалификационные требования (в соответствии с Государственным образовательным стандартом) |
Студент должен знать: определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «декретное время», понятие времени как философской категории; пояснять причины введения часовых поясов; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля. |
|
Студент должен уметь: определять разницу между поясным и местным временем. Переводить дату на старый стиль, зная ее по новому стилю. Уметь анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста. |
Интеграционные связи (внутри- и междисциплинарные): Внутрипредметные: связь Солнечного календаря с Эклиптикой; связь с темами: «Солнце», «Луна». Междисциплинарные: физика, обществознание, история, география. |
|
|
|
Оснащение (материально – технические, дидактические средства, методические материалы) |
Ноутбук, видеопроектор, экран, колонки. Раздаточный материал. |
|
Основные этапы занятия: |
1.Орг. момент- 5 мин (приветствие, проверка присутствующих студентов на занятии) |
2. Контроль теоретических знаний студентов – 10 мин. 1. Сообщить результаты практической работы. 2. Предложить студентам ответить на вопросы. |
3.Объяснение нового материала (в соответствии с программой учебной дисциплины) – 55 мин (презентация «Время и календарь», решение логических задач по теме «Время как философская категория»). |
4. Закрепление изученного материала – 15 мин (Ответить на вопросы и заполнить таблицу). |
5 Подведение итогов занятия – 8 мин. |
6.Домашнее задание – 2 мин. |
Ход занятия |
1.Орг. момент (отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема занятия, цели с проведением мотивации и актуализации темы занятия и т.д.) |
Приветствие, сообщение темы и цели занятия. Мотивация – цитата Г. Форда «Время не любит, когда его тратят впустую» и цитата. Определение времени с философской точки зрения по высказыванию И. Канта. Анализ восприятия понятия времени в философском контексте. |
2.Контроль теоретических знаний студентов, с учетом проверки внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой (с использованием разнообразных форм контроля с указанием форм контроля, прилагается необходимый методический материал контролирующего характера); подведение итогов контроля теоретических знаний студентов (с комментированием оценок и выводами). |
Сообщение результатов практической работы №1 на тему «Звездное небо». Анализ ошибок. По результатам практической работы ответить на вопросы: 1) Сколько созвездий мы наблюдаем на звездном небе? 2) Что такое Эклиптика? 3) Сколько созвездий входит в Зодиакальный пояс? 4) Чем отличается Зодиакальный пояс от Эклиптики? 5) Когда наступает день весеннего и осеннего равноденствия? Чем характерны эти дни? |
3. Объяснение нового материала (в соответствии с программой учебной дисциплины) |
Слайд 5,6. Основные единицы измерения времени. |
Слайд 8. Солнце всегда освещает только половину земного шара. По мере того как Земля вращается вокруг оси, Полдень наступает в тех местах, которые лежат западнее. По положению Солнца (или звёзд) на небе определяется местное время для любой точки земного шара. |
Слайд 9. В различных местах земного шара, расположенных на разных меридианах, в один и тот же момент местное время разное. Когда в Москве 12 часов дня, в Саранске должно быть 12.30, в Иркутске – 16.37, во Владивостоке – 18.17, в Санкт-Петербурге – 11.31, в Варшаве – 10.54. |
Местное время в двух пунктах (Т1,Т2) отличается ровно на столько, на сколько отличается их географическая долгота (λ1, λ2) в часовой мере: Т1 - Т2 = λ1 - λ2 Долгота Москвы равна 37°37´, Санкт-Петербурга - 30°19´, Саранска - 45°10´. Земля поворачивается на 15° за 1 ч, т.е. на 1° за 4 мин. Т1-Т2 = (37°37´- 30°19´)*4 = 7°18´*4 = 29 мин. Т1-Т2 = (45°10´- 37°37´)*4 = 7°33´*4 = 30 мин. Полдень в Санкт-Петербурге наступает на 29 мин позднее, чем в Москве, а в Саранске - на 30 мин раньше. |
Слайд 10. Местное время начального (нулевого) меридиана, проходящего через Гринвичскую обсерваторию, называют всемирным временем – Universal Time (UT). Местное время любого пункта равно всемирному времени в этот момент плюс долгота данного пункта от начального меридиана, выраженная в часовой мере. T1 = UT + λ1. |
Слайд 11. Единица измерения атомного времени. |
Слайд 12. Атомная секунда — промежуток времени, в течение которого совершается 9 192 631 770 колебаний, соответствующих резонансной частоте энергетического перехода между уровнями сверхтонкой структуры основного состояния атома цезия-133 (133Cs). |
Слайд 13, 14, 15. Часовые пояса Мира. Местное и поясное время: Местное время — время, определяемое для данного места на Земле; зависит от географической долготы места и одинаково для всех точек на одном меридиане. Поясное время — местное среднее солнечное время на срединном меридиане географического часового пояса. |
Слайд 16. Поясная система счёта была предложена в 1884 г. Весь земной шар разделен на 24 часовых пояса. Местное время основного меридиана данного пояса называется поясным временем. По нему ведется счёт времени на всей территории, относящейся к этому часовому поясу. Поясное время, которое принято в конкретном пункте, отличается от всемирного на число часов, равных номеру его часового пояса. T = UT + n. |
Слайд 17. В нашей стране поясное время было введено с 1 июля 1919 г. С тех пор границы часовых поясов неоднократно пересматривались и изменялись. |
Слайд 18. Декретное время. |
Физкультаминутка. «Лунная соната» Людвик Ван Бетховен. |
Слайды 19 -30. Календари: история, принципы создания календарей, определения. Лунный, солнечный, лунно-солнечный календари, основы этих календарей, продолжительность года, месяца, суток. Юлианский и Григорианский календари. Введение нового стиля. |
Слайд 31- 34. Выводы. |
|
4. Закрепление изученного материала (определение уровня усвоения изученного материала с использованием дидактических заданий контролирующего характера; можно проводить по ходу занятия или выделять отдельным этапом) |
Карточки Проверь себя: Ответить на вопросы и заполнить таблицу. |
|
|
5.Подведение итогов занятия (с комментированием оценок и выводами о проделанной работе) |
Мы сегодня хорошо поработали, скажите вам было интересно? Всем спасибо за работу. |
6. Домашнее задание (разъяснение по выполнению заданий самостоятельной работы, предусмотренной программой учебной дисциплины /МДК проф. модуля и т.д.) |
Выучить новый материал параграф 9. Выполнить творческое задание: найти стихи, песни, рассказы, сказки, пьесы, пословицы, загадки, народные приметы о календаре. |
Преподаватель Хузина Ирина Анатольевна, Ефремова Наталья Анатольевна |