СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час на тему: «Толерантность – путь к миру»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный час на тему: «Толерантность – путь к миру»

Цель: Закрепить определение понятия « толерантность», углубить понимание его значения.

Задачи: Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание, желание и умение прощать,  как составляющие толерантного поведения

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: карточки разного цвета, простые карандаши.

                                                                             Ход

                                                        Организационный момент.

Учитель:  Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития, группы, общества в целом.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

Звучит музыка и продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: - Сегодня на занятии мы  закрепим  определение понятия «толерантности», тема

                  нашего занятия  « Толерантность – путь к миру»  

Учитель: - Вам понятно значение  слова « толерантность»?

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

 Понятие «толерантность» для обычного сознания непривычно. Нам ближе наше слово –        «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

 Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

Учитель:- Посмотрите на доску, здесь даны определения толерантности разных народов мира.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

- в испанском языке оно означает способность признавать, отличные  от своих собственных идеи или мнения;

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,

   благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Какое из определений вам нравится  более всего?

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

                                                  (Обычаи, традиции и культура разных народов)

- А что же объединяет эти определения?

                                                    (Умение жить в мире и согласии со всем миром).

Учитель:- В настоящее время проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

                                                              Работа с карточками

- У вас на столах лежат карточки красного цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.

Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

а) соотнесение высказывания с заповедью;

     «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (Возлюби ближнего своего)

 

      «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться,   жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (Не убий)

 

«Не делай другому того, от чего больно тебе». (Золотое правило)

 

«Ничто притворное не может быть продолжительным».  (Не лги)

 

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (Почитай отца своего и матерь свою)

 

Воровство порождает лень и жадность. (Не кради)

 

Учитель:

 - Что значит  быть толерантным?

  Дети:

-Уважать другого.

- Любить ближнего своего.

- Не злиться.

- Быть добрым, терпимым.

- Сострадать.

                                                                   Физкультминутка.

 

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель:

- Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки зеленого цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

Качества:

- Терпимость

- Бессердечность

- Конфликт

- Сострадание

- Прощение

- Вспыльчивость

- Желание что-либо делать вместе

- Милосердие

- Злорадство

- Ложь

- Сотрудничество

- Уважение прав других

- Раздражение

- Принятие другого человека таким, какой он есть

- Зависть

- Уважение человеческого достоинства

Учитель:

-  Какими качествами обладает толерантная личность? (Ответы детей)

-  Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? (ответы детей)

- Все ли можем спокойно выслушать друг друга?

- Поддержать в трудную минуту?

- Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

-  Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Решение проблемных ситуаций.

Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?

 - Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

 - Как можно избежать драки?

(Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся)

Другая ситуация.

Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?

Обобщающая беседа.

Воспитатель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

 - Что вы чувствовали в тот момент?

 - А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

 - Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

 - Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

 - Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

 - Какое наставление вам помогает жить в мире?

Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

Учитель: -  Можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

 - Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

-  Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

                                                                          Памятка.

                                           Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

                                                       Владей собой, имей выдержку.

                                             Имей терпение выслушать собеседника.

                                               Спокойно объясни свою точку зрения.

                                                   Подумай, из-за чего возник спор.

                                                                    Мои пожелания:

             Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

     Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными,            

                                                                          прощайте.

     Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои

                                                                        обещания.

                    Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

        Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

 

Учитель: Я предлагаю закончить занятие на музыкальной нотке, споем песню из  

                                    мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты...»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!