СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - путешествие. Тема: «Свет памяти, сиянье детства» (Творчество Агнии Львовны Барто)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто,      познакомить с эпизодами её жизни, формировать у детей устойчивый интерес к чтению, побуждать учащихся в свободное от уроков время обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  2. Развивать навыки выразительного и осознанного чтения, обогащать словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать нравственные и эстетические качества.

Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие. Тема: «Свет памяти, сиянье детства» (Творчество Агнии Львовны Барто)»

Внеклассное занятие по чтению во втором классе учителя начальных классов

Федяниной Ирины Анатольевны

Урок - путешествие. Тема: «Свет памяти, сиянье детства» (Творчество Агнии Львовны Барто)

Цели урока:

  1. Расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с
    эпизодами её жизни, формировать у детей устойчивый интерес к чтению,
    побуждать учащихся в свободное от уроков время обращаться к книге, как
    источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

  2. Развивать навыки выразительного и осознанного чтения, обогащать
    словарный запас учащихся.

  3. Воспитывать нравственные и эстетические качества.

Оборудование:

Портрет А. Л. Барто, выставка книг, стихотворение «Снегирь», атрибуты к инсценировке стихотворения «Верёвочка»










ХОД УРОКА:

I Организационный момент

-Как вы думаете, для чего люди путешествуют? (чтобы узнать что - то нозое)

-Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Что вы узнаете нового,

как называется страна, в которой мы побываем, вы скажите в конце

путешествия.

Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.

Что за чудо синий дом! Он в безбрежном океане

Ребятишек много в нём, Туч касается крылом.

Носит обувь из резины Развернётся над лугами,

И питается резиной. Отливает серебром.

(Автобус) (самолёт)

-Итак, мы отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус и ли самолёт, в зависимости от того, что выбрали учащиеся. Дети имитируют средство передвижения.)

II Основная часть.
1 остановка.

-Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:

В ней оселились мудрецы

В застеклённые дворцы

В тишине наедине

Они откроют тайны мне.

-Сейчас мы отправимся в путешествие школьную библиотеку

Перед дверью, ведущей в школьную библиотеку, дети останавливаются и

прочитывают табличку. Выясняется значение слова «библиотека».

Рассматривается выставка с книгами А. Л. Барто

-Что вы знаете об А. Л. Барто, о её творчестве?

вижу вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и её

произведениях?

Рассматривание портрета писательницы.

-Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали

слова: «Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75

лет!» Это известная детская писательница, чьч стихи в нашей стране знает

каждый ребёнок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек

- стихи Агнии Барто.

«Спросите у любого пятилетнего человека, ещё и книгу - то в руках не

умеющего держать. Почитать теббе Барто? И он кивнёт головой. Барто - это

для него значит понятные, весёлые интересные стихи. Это значит он

услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую

правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие

хитрости, и умеет весело обо всём рассказывать, и может весело пошутить.»

С. Михалков.

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача.

Стихи начала писать ещё в начальных классах гимназии. Если соблюсти


Историческую точность, дочь в семье Льва и Марии Воловых родилась не сто один, как утверждают энциклопедии, а сто лет назад - 17 февраля 1907 года. К ошибке этой приложила руку сама Агния Львовна. Будучи пятнадцатилетней девушкой, она прибавила себе лишний год, чтобы поступить на работу в магазин «Одежда» - голодно было, а работающие получали сухой паёк. Позже она - высокая и изящная, неуловимо похожая на Анну Ахматову - окончила хореографическое училище и успела поработать в одном из московских театров, но труппа эмигрировала. Агния уезжать отказалась и оставила балетное поприще.

Перенесёмся в другую библиотеку, в библиотеку балетной школы. Мы оказались в просторном зале. На стульях сидят мальчики и девочки. У стены стоит учительница. Перед детьми стоит маленькая худенькая девочка лет 16. Она читает стихи, обращаясь к человеку с бородкой. Когда она закончила читать, человек встал, поблагодарил и с улыбкой сказал: -А у вас есть ещё стихи? Только не такие грустные. Знаете, вам надо писать стихи - весёлые и смешные. -Хорошо, я подумаю, Анатолий Васильевич.

Это была Агния Барто и народный комиссар просвещения Луначарский. Прошло три года и в 1928 году на большом концерте Барто читала своё стихотворение «Снегирь» Учитель:

Прочитайте стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

Дети читают стихотворение, текст есть у каждого. Снегирь

На Арбате, в магазине, за окном устроен сад. Там летает голубь синий, снегири в саду свистят. Я одну такую птицу за стеклом видал в окне, Я видал такую птицу, что теперь не спится мне. Ярко - розовая грудка, два блестящие крыла... Я не мог ни на минутку оторваться от стекла. Из - за этой самой птицы я ревел четыре дня. Думал мама согласится - будет птица у меня. Но у мамы есть привычка отвечать всегда не ю: Говорю я её про птичку, а она мне про пальто. Что в карманах по дыре, что дерусь я во дворе, Что поэтому я должен позабыть о снегире. Я ходил за мамой следом, поджидал её в дверях, Я нарочно за обедом говорил о снегирях. Было сухо, но галоши я послушно надевал. До того я был хорошим, сам себя не узнавал. Я почти не спорил с дедом, не вертелся за обедом, Я «спасибо» говорил, всех за всё благодарил. Трудно было жить на свете, но по правде говоря, Я терпел мученья эти только ради снегиря.



До чего же я старался! Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку, погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку, будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась: Что с тобой, скажи на милость?

Может ты у нас больной - ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской: Я всегда теперь такой.

Добивался я упрямо, повозился я не зря.

Чудеса! - сказала мама и купила снегиря.

Я принёс его домой, наконец теперь он мой!

Я кричал на всю квартиру: У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться, будет петь он на заре,

Значит можно снова драться завтра утром во дворе?

-Вторичное чтение вслух, логически законченными частями.

-Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства вызывает у вас это

стихотворение?

-Кто главный герой этого стихотворения?

-Как мы можем охарактеризовать мальчика? Какой он?

-Узнаёт ли кто - нибудь себя в этом стихотворении?

2 остановка. «Детский сад»

Учитель: Вы все помните то время, когда вы ходили в детский сад. В стране,

по которой мы путешествуем тоже есть детский сад.

(Учитель прикрепляет на доску табличку с надписью «Детский сад»)

-Чем занимаются дети в детском саду?

Давайте и мы вспомним те дни и поиграем в детский сад. На столе у меня

стоят игрушки и не зря. Как вы думаете, зачем я их сегодня принесла?

-Давайте вспомним стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки» (дети читают

стихи)

-Какие чувства , какое настроение вызывают у вас эти стихи?

А сейчас давайте покажем инсценировку стихотворения А. Барто «Верёвочка»

3 остановка «Школа»
Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. Что это? (школа)

-Ребята, в этой школе учатся ребята, герои стихов А. Барто.Давайте с ними

познакомимся, мне кажется, что некоторые из очень похожи на вас,

В школу.

Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

Потому что он сегодня поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик, а теперь он новичок.

У него на новой куртке отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной, было только три часа.

Он ужасно испугался, что урок уж начался.

Он оделся в три минуты, со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку, у дверей его догнал.

За стеной соседи встали, электричество зажгли.

За стеной соседи встали, а потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру, до утра заснуть не мог,

Даже бабушке приснилось, что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось, что стоит он у доски

И не может он на карте, отыскать Москвы - реки.

Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

Потому что он сегодня поступает в первый класс.

-Знакомо ли вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днём

учёбы?

-А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных

жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят.

Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весел

обо всём рассказывать, и может весело пошутить. Читая её стихи, мы

безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно

брать пример, с кого нельзя.

-Готовясь к нашему путешествию, мы с вами прочитали и запомнили много

стихов А. Л. Барто. Приглашаю вас принять участие в конкурсе чтецов.

Подготовленные ученики читают наизусть стихотворения.

Любочка

Синенькая юбочка, ленточка в косе,

Кто не знает Любочку, Любу знают все.

Девочки на празднике собирутся в круг.

Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!

Кружится и юбочка и ленточка в косе.

Все глядят на Любочку, радуются все.

Но если к этой Любочке вы придёте в дом,

Там вы эту девочку узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:

-У меня уроков много, я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае - она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.

Говорит она толкаясь: Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке: Это детские места.

-Ну, садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка, ленточка в косе.

Вот какая Любочка во всей своей красе.

Случаются, что девочки бывают очень грубыми,

Хотя необязательно они зовутся Любами.

Сонечка

Тронь её нечаянно - сразу: Караул!

Ольга Николаевна, он меня толкнул!



Ой, я укололась! слышен Сонин голос

Мне попало что - то в глаз, я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: Голова болит...

Я бы полежала бы - мама не велит.

Сговорились мальчики: мы откроем счёт:

Сосчитаем жалобы - сколько будет в год?

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

Лялечка.

Как у нашей Лялечки платьев чуть не дюжина.

-Не надену белое - плохо отутюжено!

Не надену жёлтое - жёлтое - измятое.

Я не просто девочка, я у нас вожатая!

Бабушка сконфужено гладит после ужина.

Для вожатой платьице будет отутюжено.

Есть такие люди - им всё подай на блюде!

-Согласны ли вы, что стихи А. Л. Барто - это «незаметное воспитание»? -«Мама была принципиальным человеком и часто категоричным. Но у неё было на это право: она не писала о том, чего не знала - писала дочь Агнии Львовны, - и была уверена что детей надо изучать. Всю жизнь этим и занималась: читала присланные в «Пионерскую правду» письма, ходила в ясли и в детские сады - иногда для этого приходилось представляться сотрудником народного образования, -слушала, о чём говорят дети, просто гуляя на улице. В этом смысле мама работала всегда.»

4 остановка «Переулок знатоков»

-Сегодня прозвучало много стихов А. Л. Барто. Вы побывали в роли слушателей и в роли исполнителей. Давайте посмотрим, кто был самым внимательным.

  1. Как зовут мальчика, героя стихотворения «Буква Р»? Серёжа.

  2. Как называется стихотворение в котором «10 маленьких зайчат висят на
    ёлке и молчат» «Дело было в январе»

  3. Что потеряла девочка в театре? Номерок

  4. Кого было жалко Наташке в стихотворении «Не одна»? Снеговика.

  5. Как звали резиновую куклу, которую герои стихотворения мыли
    бензином? Зина.

  6. Как звали девочку, у которой из кармана покатились и катушки , орехи,
    камни, запонки и пробки, и бритва папина в коробке? Милочка - копилочка

  7. Девочка, которая «тронь её нечаянно», сразу «Караул!»

  8. «Устала болтать, помогите остановиться». От кого могла придти такая
    телеграмма? Лида.

  9. «Шоколада мне не надо, я не вижу шоколада». От кого могла придти такая
    телеграмма? «Очки» Серёжа

10) «Может сделать вам припарки, дать лечебную траву?» От кого могла придти такая телеграмма? От девочек санитарок.

-Молодцы, вы показали прекрасные знания. И пока жюри будет выбирать победителей, я хочу вам рассказать, что Агния Львовна Барто получала много писем от своих маленьких читателей и нередко вступала с ними в переписку. А с 1965 года письма стали ее главным делом и заботой. Каждый месяц в течение девяти лет Агния Львовна вела на радио программу по розыску пропавших во время войны детей. Вот когда огромный опыт и «чувство ребёнка» сыграли действительно удивительную роль: Барто придумала способ искать людей, не используя официальных данных - лишь по воспоминаниям детства.

Такую программу «Найти человека» могла вести только Барто -«переводчица с детского».Выросшие дети, которых искали и которые сами разыскивали близких, часто не знали ни своего настоящего имени, ни имён родителей, ни даже места, где жили до войны. Всё, что у них было - это обрывки детских воспоминаний: девочка помнила, что жила с родителями возле леса и папу её звали Гришей; мальчик запомнил, как катался с братом на «калитке с музыкой»... Пёс Джульбарс, папина голубая гимнастёрка и кулёк яблок, как петух клюнул между бровями - вот и всё, что знали о своей прежней жизни военные дети. Для официальных поисков этого было мало, для Барто - достаточно. Таким образом, с её помощью воссоединились 927 семей.

Она умерла 1 апреля 1981 года в больнице, куда попала с инфарктом, ей было 16 лет.

-Подходит к концу наше путешествие. Скажите, как называется страна, по

которой мы путешествовали? (Дети предлагают названия)

-Что нового узнали?

А теперь пришло время объявить победителей нашего конкурса.

Ш Заключительная часть награждение победителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!