Внеклассное занятие по чтению во втором классе учителя начальных классов
Федяниной Ирины Анатольевны
Урок - путешествие. Тема: «Свет памяти, сиянье детства» (Творчество Агнии Львовны Барто)
Цели урока:
Расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с
эпизодами её жизни, формировать у детей устойчивый интерес к чтению,
побуждать учащихся в свободное от уроков время обращаться к книге, как
источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Развивать навыки выразительного и осознанного чтения, обогащать
словарный запас учащихся.
Воспитывать нравственные и эстетические качества.
Оборудование:
Портрет А. Л. Барто, выставка книг, стихотворение «Снегирь», атрибуты к инсценировке стихотворения «Верёвочка»
ХОД УРОКА:
I Организационный момент
-Как вы думаете, для чего люди путешествуют? (чтобы узнать что - то нозое)
-Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Что вы узнаете нового,
как называется страна, в которой мы побываем, вы скажите в конце
путешествия.
Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.
Что за чудо синий дом! Он в безбрежном океане
Ребятишек много в нём, Туч касается крылом.
Носит обувь из резины Развернётся над лугами,
И питается резиной. Отливает серебром.
(Автобус) (самолёт)
-Итак, мы отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус и ли самолёт, в зависимости от того, что выбрали учащиеся. Дети имитируют средство передвижения.)
II Основная часть.
1 остановка.
-Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:
В ней оселились мудрецы
В застеклённые дворцы
В тишине наедине
Они откроют тайны мне.
-Сейчас мы отправимся в путешествие школьную библиотеку
Перед дверью, ведущей в школьную библиотеку, дети останавливаются и
прочитывают табличку. Выясняется значение слова «библиотека».
Рассматривается выставка с книгами А. Л. Барто
-Что вы знаете об А. Л. Барто, о её творчестве?
-Я вижу вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и её
произведениях?
Рассматривание портрета писательницы.
-Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали
слова: «Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75
лет!» Это известная детская писательница, чьч стихи в нашей стране знает
каждый ребёнок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек
- стихи Агнии Барто.
«Спросите у любого пятилетнего человека, ещё и книгу - то в руках не
умеющего держать. Почитать теббе Барто? И он кивнёт головой. Барто - это
для него значит понятные, весёлые интересные стихи. Это значит он
услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую
правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие
хитрости, и умеет весело обо всём рассказывать, и может весело пошутить.»
С. Михалков.
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача.
Стихи начала писать ещё в начальных классах гимназии. Если соблюсти
Историческую точность, дочь в семье Льва и Марии Воловых родилась не сто один, как утверждают энциклопедии, а сто лет назад - 17 февраля 1907 года. К ошибке этой приложила руку сама Агния Львовна. Будучи пятнадцатилетней девушкой, она прибавила себе лишний год, чтобы поступить на работу в магазин «Одежда» - голодно было, а работающие получали сухой паёк. Позже она - высокая и изящная, неуловимо похожая на Анну Ахматову - окончила хореографическое училище и успела поработать в одном из московских театров, но труппа эмигрировала. Агния уезжать отказалась и оставила балетное поприще.
Перенесёмся в другую библиотеку, в библиотеку балетной школы. Мы оказались в просторном зале. На стульях сидят мальчики и девочки. У стены стоит учительница. Перед детьми стоит маленькая худенькая девочка лет 16. Она читает стихи, обращаясь к человеку с бородкой. Когда она закончила читать, человек встал, поблагодарил и с улыбкой сказал: -А у вас есть ещё стихи? Только не такие грустные. Знаете, вам надо писать стихи - весёлые и смешные. -Хорошо, я подумаю, Анатолий Васильевич.
Это была Агния Барто и народный комиссар просвещения Луначарский. Прошло три года и в 1928 году на большом концерте Барто читала своё стихотворение «Снегирь» Учитель:
Прочитайте стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.
Дети читают стихотворение, текст есть у каждого. Снегирь
На Арбате, в магазине, за окном устроен сад. Там летает голубь синий, снегири в саду свистят. Я одну такую птицу за стеклом видал в окне, Я видал такую птицу, что теперь не спится мне. Ярко - розовая грудка, два блестящие крыла... Я не мог ни на минутку оторваться от стекла. Из - за этой самой птицы я ревел четыре дня. Думал мама согласится - будет птица у меня. Но у мамы есть привычка отвечать всегда не ю: Говорю я её про птичку, а она мне про пальто. Что в карманах по дыре, что дерусь я во дворе, Что поэтому я должен позабыть о снегире. Я ходил за мамой следом, поджидал её в дверях, Я нарочно за обедом говорил о снегирях. Было сухо, но галоши я послушно надевал. До того я был хорошим, сам себя не узнавал. Я почти не спорил с дедом, не вертелся за обедом, Я «спасибо» говорил, всех за всё благодарил. Трудно было жить на свете, но по правде говоря, Я терпел мученья эти только ради снегиря.
До чего же я старался! Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку, погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку, будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась: Что с тобой, скажи на милость?
Может ты у нас больной - ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской: Я всегда теперь такой.
Добивался я упрямо, повозился я не зря.
Чудеса! - сказала мама и купила снегиря.
Я принёс его домой, наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру: У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться, будет петь он на заре,
Значит можно снова драться завтра утром во дворе?
-Вторичное чтение вслух, логически законченными частями.
-Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства вызывает у вас это
стихотворение?
-Кто главный герой этого стихотворения?
-Как мы можем охарактеризовать мальчика? Какой он?
-Узнаёт ли кто - нибудь себя в этом стихотворении?
2 остановка. «Детский сад»
Учитель: Вы все помните то время, когда вы ходили в детский сад. В стране,
по которой мы путешествуем тоже есть детский сад.
(Учитель прикрепляет на доску табличку с надписью «Детский сад»)
-Чем занимаются дети в детском саду?
Давайте и мы вспомним те дни и поиграем в детский сад. На столе у меня
стоят игрушки и не зря. Как вы думаете, зачем я их сегодня принесла?
-Давайте вспомним стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки» (дети читают
стихи)
-Какие чувства , какое настроение вызывают у вас эти стихи?
А сейчас давайте покажем инсценировку стихотворения А. Барто «Верёвочка»
3 остановка «Школа»
Стоит дом, кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт. Что это? (школа)
-Ребята, в этой школе учатся ребята, герои стихов А. Барто.Давайте с ними
познакомимся, мне кажется, что некоторые из очень похожи на вас,
В школу.
Почему сегодня Петя просыпался десять раз?
Потому что он сегодня поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик, а теперь он новичок.
У него на новой куртке отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной, было только три часа.
Он ужасно испугался, что урок уж начался.
Он оделся в три минуты, со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку, у дверей его догнал.
За стеной соседи встали, электричество зажгли.
За стеной соседи встали, а потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру, до утра заснуть не мог,
Даже бабушке приснилось, что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось, что стоит он у доски
И не может он на карте, отыскать Москвы - реки.
Почему сегодня Петя просыпался десять раз?
Потому что он сегодня поступает в первый класс.
-Знакомо ли вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днём
учёбы?
-А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных
жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят.
Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весел
обо всём рассказывать, и может весело пошутить. Читая её стихи, мы
безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно
брать пример, с кого нельзя.
-Готовясь к нашему путешествию, мы с вами прочитали и запомнили много
стихов А. Л. Барто. Приглашаю вас принять участие в конкурсе чтецов.
Подготовленные ученики читают наизусть стихотворения.
Любочка
Синенькая юбочка, ленточка в косе,
Кто не знает Любочку, Любу знают все.
Девочки на празднике собирутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
-У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае - она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: Это детские места.
-Ну, садись! - вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случаются, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
Сонечка
Тронь её нечаянно - сразу: Караул!
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась! слышен Сонин голос
Мне попало что - то в глаз, я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: Голова болит...
Я бы полежала бы - мама не велит.
Сговорились мальчики: мы откроем счёт:
Сосчитаем жалобы - сколько будет в год?
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
Лялечка.
Как у нашей Лялечки платьев чуть не дюжина.
-Не надену белое - плохо отутюжено!
Не надену жёлтое - жёлтое - измятое.
Я не просто девочка, я у нас вожатая!
Бабушка сконфужено гладит после ужина.
Для вожатой платьице будет отутюжено.
Есть такие люди - им всё подай на блюде!
-Согласны ли вы, что стихи А. Л. Барто - это «незаметное воспитание»? -«Мама была принципиальным человеком и часто категоричным. Но у неё было на это право: она не писала о том, чего не знала - писала дочь Агнии Львовны, - и была уверена что детей надо изучать. Всю жизнь этим и занималась: читала присланные в «Пионерскую правду» письма, ходила в ясли и в детские сады - иногда для этого приходилось представляться сотрудником народного образования, -слушала, о чём говорят дети, просто гуляя на улице. В этом смысле мама работала всегда.»
4 остановка «Переулок знатоков»
-Сегодня прозвучало много стихов А. Л. Барто. Вы побывали в роли слушателей и в роли исполнителей. Давайте посмотрим, кто был самым внимательным.
Как зовут мальчика, героя стихотворения «Буква Р»? Серёжа.
Как называется стихотворение в котором «10 маленьких зайчат висят на
ёлке и молчат» «Дело было в январе»
Что потеряла девочка в театре? Номерок
Кого было жалко Наташке в стихотворении «Не одна»? Снеговика.
Как звали резиновую куклу, которую герои стихотворения мыли
бензином? Зина.
Как звали девочку, у которой из кармана покатились и катушки , орехи,
камни, запонки и пробки, и бритва папина в коробке? Милочка - копилочка
Девочка, которая «тронь её нечаянно», сразу «Караул!»
«Устала болтать, помогите остановиться». От кого могла придти такая
телеграмма? Лида.
«Шоколада мне не надо, я не вижу шоколада». От кого могла придти такая
телеграмма? «Очки» Серёжа
10) «Может сделать вам припарки, дать лечебную траву?» От кого могла придти такая телеграмма? От девочек санитарок.
-Молодцы, вы показали прекрасные знания. И пока жюри будет выбирать победителей, я хочу вам рассказать, что Агния Львовна Барто получала много писем от своих маленьких читателей и нередко вступала с ними в переписку. А с 1965 года письма стали ее главным делом и заботой. Каждый месяц в течение девяти лет Агния Львовна вела на радио программу по розыску пропавших во время войны детей. Вот когда огромный опыт и «чувство ребёнка» сыграли действительно удивительную роль: Барто придумала способ искать людей, не используя официальных данных - лишь по воспоминаниям детства.
Такую программу «Найти человека» могла вести только Барто -«переводчица с детского».Выросшие дети, которых искали и которые сами разыскивали близких, часто не знали ни своего настоящего имени, ни имён родителей, ни даже места, где жили до войны. Всё, что у них было - это обрывки детских воспоминаний: девочка помнила, что жила с родителями возле леса и папу её звали Гришей; мальчик запомнил, как катался с братом на «калитке с музыкой»... Пёс Джульбарс, папина голубая гимнастёрка и кулёк яблок, как петух клюнул между бровями - вот и всё, что знали о своей прежней жизни военные дети. Для официальных поисков этого было мало, для Барто - достаточно. Таким образом, с её помощью воссоединились 927 семей.
Она умерла 1 апреля 1981 года в больнице, куда попала с инфарктом, ей было 16 лет.
-Подходит к концу наше путешествие. Скажите, как называется страна, по
которой мы путешествовали? (Дети предлагают названия)
-Что нового узнали?
А теперь пришло время объявить победителей нашего конкурса.
Ш Заключительная часть награждение победителей.