Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Нижнеудинск»
Творческий проект по технологии на тему
« Русский народный сарафан»
Изготовление русского народного сарафана
Выполнила: ученица 7 класса
Сергеева Ксения
Руководитель: учитель технологии
Шаткулеева Е.А
2023г
Содержание
1)Выбор и обоснование проекта ……………………………………………..2
2) Цели и задачи проекта……………………………………………………....2
I Глава
1.Звёздочка обдумывания……………………………………………………...3
2. Историческая справка……………………………………………………..4-6
3. Выявление основных параметров и ограничений………………………6-7
4. Банк идей…………………………………………………………………...7-8
5. Эскиз и описания будущего изделия……………………………………….8
6. Материалы……………………………………………………………………9
7.Инструменты, оборудования………………………………………………...9
8.Правила безопасности во время работы…………………………………...10
II Глава
2.1 Конструирование и моделирование сарафана……………………………11
2.2 Технология изготовления проектного изделия………………………11-13
2.3 Экологическое обоснование……………………………………………….13
2.4 Экономическое обоснование…………………………………………...13-14
2.5 Самооценка………………………………………………………………….14
2.6 Реклама………………………………………………………………….14-15
2.7 Использование литературы………………………………………………...15
Выбор и обоснование проекта
У меня очень творческая, весёлая, дружная семья. Мы все торжества и праздники проводим вместе, такие как День рождения , Новый год, Масленица, Пасха и т.д. И у нас вошло в традицию наряжаться в разные костюмы.
В этом году мне захотелось порадовать и удивить свою семью и я решила проявить все свои творческие способности и сшить своими руками
« Русский народный сарафан» который будет подходить любому члену моей семьи.
Цель моей работы- изготовление русского народного сарафана, для моей семьи»
В процессе выполнения проектной работы я ставлю перед собой следующие задачи:
Самостоятельно разработать дизайн изделия
Выполнить своими руками красивый сарафан
Усовершенствовать свои умения и навыки в рукоделии
Развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность.
1. Звёздочка обдумывания
В процессе работы над проектом мне нужно будет решить много проблем. Поэтому я составила для себя звёздочку обдумывания
Экологическое обоснование
Модель
Цветовая гамма
Русский народный сарафан
Историческая справка
Экономическое обоснование
Технология
изготовления
Инструменты
И оборудование
Техника безопасности
2.Историческая справка
У каждой вещи, как и у каждого человека, есть своя собственная история, которая нередко бывает удивительно интересной и даже в чем-то неожиданной. Например, история сарафана. Казалось бы, обычная летняя одежда для представительниц прекрасного пола, так нет же, история его насчитывает уже не одно столетие.
Согласно сведениям, черпаемым историками из летописей, первые упоминания о нем восходят еще к далекому XIV веку. Тогда сарафан носили как мужчины, так и женщины. Было даже понятие сарафана-рубахи для мужского населения. И только в XVII веке он стал исключительно женской одеждой, украшением прекрасных дев.
С арафа́н - - слово было заимствовано из индо-иранского )— женская одежда в виде платья без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Виды и типы сарафанов
| | | |
Косоклинный сарафан. Основным признаком его являются два полотнища спереди ( распашные или со швом) и одно цельное сзади, по бокам- косые клинья, не доходящие до проймы. | Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак- цельные передние и задние полотнища. | Прямой сарафан Основной признак- цельные прямые полотнища, собранные вверху в мелкие складки или сборки. | Сарафан с лифом. Основной признак- наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. |
Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век
При Петре I сарафан считали одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Постепенно мода на ношение платьев, схожих на сарафан охватила большинство стран Европы.
Р усские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Украшали сарафаны вышивкой и тесьмой.
Р азличались праздничные и « буденные» сарафаны. Молодые носили красные и бордовые, а пожилые синие и чёрные.
Известный с конца ХIХ века русский романс «Не шей ты мне , матушка, красный сарафан…»
имел когда- то буквальный смысл, так как свадебные
сарафаны были, как правило, красного цвета.
Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени. В наше время сарафаны представляют часть « народной» русской женской одежды.
3. Выявление основных параметров и ограничений
Сарафан, который я буду шить, должен
соответствовать следующим требованиям:
эстетические - сарафан должен быть красивым , отделка должна соответствовать стилю и сочетаться по цвету
экологические – сарафан должен быть выполнен из экологически чистых материалов, при приготовлении его должно быть как можно меньше отходов
эксплуатационные - сарафан должен хорошо сидеть по фигуре, удобным в движении
технологические- по возможности не сложным в изготовлении, так как это моё первое самостоятельное изделие.
экономические - иметь экономическую выгодную себестоимость
4. Банк идей
Для того , чтобы определиться с тем, какой русский народный сарафан шить, необходимо изучить возможные варианты. Я просмотрела много журналов по кройке и шитью, изучила информацию в Интернете на разных сайтах.
Я выбрала для себя наиболее понравившиеся варианты, которые можно рассмотреть, как аналоги для изготовления.
Вариант №1 Вариант №2 Вариант №3
Анализ и синтез идей. Выбор обоснование базового, приемлемого в данных условиях, варианта изделия
Рассмотрим возможные варианты:
Вариант №1
Сарафан цельнокроеный, расширенный к низу, с заниженной проймой. Сарафан изготовлен из гладкокрашеной ткани. Отделка сарафана – лента и тесьма. Красивый , требует большой аккуратности в работе.
Вариант №2
Сарафан на кокетке с широкими лямками, прямой, собранный вверху в мелкие сборки. Сарафан изготовлен из гладкокрашеной ткани. Отделка сарафана – узорные полоски, тесьма. Для пошива можно использовать ситец, габардин, шелк- экологически чистые материалы.
Вариант №3
Сарафан отрезной по линии талии. Состоит из лифа и широкой юбки с клиньями. Изделие удерживается на широких лямках. Сарафан украшен кружевом и тесьмой. Весьма трудный технологический процесс и затратный.
Мне нравятся все модели, но я должна выбрать одну, отвечающую требованиям, которые станут основными определяющими (критериями) моего выбора.
№ вариант | Требования |
экологические | эстетические | эксплуатационные | экономические | технологические |
1 | + | + | - | - | + |
2 | + | + | + | + | + |
3 | + | + | + | - | - |
Рассматривая в сравнении экологические, эстетические, эксплуатационные, экономические, технологические требования к будущему изделию, я приняла решение выбрать модель, вариант №2
5. Эскиз и описания будущего изделия
Сарафан с широкими лямками, собранный вверху на резинке в мелкие сборки. В качестве материалов используется гладкокрашеной ткань и бязь. Отделка сарафана – узорные полоски, тесьма.
Эскиз
6. Материалы .Выбор ткани
Ткань я подбирала долго. Мне нужна была гладкокрашеная ткань, без рисунка. Понравились и хлопчатобумажные ткани, и шелковые. Но всё-таки была выбрана ткань атлас красного цвета. Красный цвет – цвет огня, жизни. Красный – значит красивый. Такая ткань подходит для пошива моего нарядного сарафана. Ткань мне так понравилась, что мне захотелось узнать о ней больше. Атлас- это плотное шёлковое полотно, имеющее гладкую поверхность с выраженным блеском. Хорошо дышащая ткань, комфортная в носке. Изделия легко поддаются глажке и стирке. Долго сохраняет презентабельный внешний вид. Не вытягивается и надёжно держит форму. Качественные характеристики, доступная цена подкупают.
Выбор материалов для отделки
Праздничный сарафан украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и узорными пуговицами, по низу – атласными лентами разных цветов. Считалось, чем богаче украшен сарафан, тем счастливее будет её владелица. Главное, чтобы отделка гармонично сочеталась с тканью, моделью сарафана и соответствовала народному стилю. Для красного сарафана я выбрала для узорных полос бязь «Хохлома», так как в ней тоже присутствовал красный цвет и обворожительную тесьму.
7.Инструменты, оборудования
Для изготовления сарафана мне понадобиться:
1. Швейная машина с электрическим приводом
2. Оверлок
3. Утюг с пароувлажнителем , гладильная доска
4. Ножницы закройные для раскроя ткани
5.Сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры
6. Белый портновский мел для обводки контуров деталей
7. Ручная игла для смётывания деталей изделия
8. Напёрсток для предохранения пальцев от прокола иглой.
9. Машинная игла №80
10.Линейка закройщика
Планируемые результаты над проектом
Дальнейшую работу для выполнения проектного изделия я построю по следующему плану:
1. Построение чертежа деталей сарафана ( см.Приложения№1)
2.Изготовление выкройки и шаблонов ( см.Приложения№1)
3.Раскрой деталей
4. Пошив сарафана
5. Окончательная отделка изделия
8.Правила безопасности во время работы
При работе с тканью
Требования безопасности перед началом работы
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок,
Требования безопасности во время работы
1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
3. Шить иголками только с наперстком.
4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.
7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.
8. или иголок на линии шва,
9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
Требования безопасности по окончании работы
1. Отключить электрическую швейную машину от сети.
2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
2.1 Конструирование и моделирование сарафана
Чертёж сарафана и выкройки см. в Приложении №1
Чтобы сделать чертёж изделия мне понадобилось всего 3 мерки:
Длина изделия =112см
Обхват груди = 91см
Длина бретелей =36 см
Я начертила трапецию одна сторона соответствовала обхвату груди + 7 см, а другая желаемой длине изделия (112 см), добавила припуски на сшивание деталей 1 см
Начертила бретели шириной - 7 см, длина- 36 см
Полученные элементы выкройки вырезала из бумаги.
2.2 Технология изготовления проектного изделия
Инструкционная карта изготовления сарафана
№п/п | Выполняемая операция | Технические условия выполнения | Оборудование |
I | Подготовка ткани к раскрою | Декатирование ткани паром, определить направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны ткани, проверить на наличие дефектов | Утюг с пароувлажнителем |
II | Раскрой | Разложить детали на вдвое сложенной ткани, обвести детали выкроек по контуру и с учётом припусков на швы. Проверить количество деталей в крое. Вырезать детали по линиям припусков на швы. | Портновские булавки, мел, ножницы |
III | Изготовление русского народного сарафана |
1. | Наметать и настрочить центральную часть переднего полотнища | На лицевую сторону центральной части переда наметать узорную полоску и декоративную тесьму с дух сторон полоски по всей длине и настрочить в шов притачивания | Игла, нитки, напёрсток, портновские булавки, швейная машина |
2. | Влажно-тепловая обработка переднего полотнища изделия | Проутюжить швы, слегка увлажнить ткань | Утюг |
3. | Наметать боковые части переднего и заднего полотнища | Сложить боковые части лицевой стороной внутрь и сметать. Длина стежка 1,0 см | Игла, нитки, напёрсток |
4. | Стачать боковые срезы | Обработать боковые срезы на краеобмёточной машине | Оверлок |
5. | Влажно-тепловая обработка боковых швов | Швы увлажнить и заутюжить в сторону детали спинки | Утюг |
6. | Обработка верхнего среза | Наложила узорную полоску 10 см лицевой стороной на изнаночную сторону верхнего среза, приметать, сточить | Игла, нитки, напёрсток, портновские булавки, швейная машина |
7. | Обработка бретелей | Сложить деталь вдоль пополам лицевой стороной внутрь, сметать на 0,8 от срезов, обтачать, удалить сметочные стежки, срезать запас шва в уголке на 0,2 см от строчки, вывернуть бретели на лицевую сторону, приутюжить | Игла, нитки, напёрсток, портновские булавки, швейная машина, утюг |
8. | Приметать бретели к верхнему срезу сарафана | Наметить и обозначить места для бретелей на сарафане, сделать примерку | Игла, нитки, напёрсток, портновские булавки |
9. | Стачивание бретелей с верхним срезом | По верхнему срезу полочки и спинки проложить машинную строчку, для лучшей посадки изделия | Швейная машина |
10. | Обработка верхней части сарафана | Расправить узорную полоску приметать декоративную тесьму и стачать, по середине декоративной полоски проложить шов вокруг( для резинки) | Игла, нитки, напёрсток, портновские булавки, швейная машина |
11. | Влажно-тепловая обработка верхней части | Проутюжить швы, слегка увлажнить ткань | Утюг |
11. | Обработка низа изделия | Наложила узорную полоску 10 см лицевой стороной на изнаночную сторону нижнего среза, приметать, сточить | Игла, нитки, напёрсток, портновские булавки, швейная машина |
12. | Стачивание нижнего среза | обогнув припуск шва обтачкой, закрывая машинную строчку приметать с лицевой стороны строчку на 85 мм от сгиба, наметать сверху узорной полоски и декоративную тесьму, притачать | Игла, нитки, напёрсток, портновские булавки, швейная машина |
13. | Окончательная отделка сарафана | Очистить изделие от ниток, отутюжить готовое изделие | Утюг |
2.3 Экологическое обоснование
Изготовление русского сарафана – это экологически чистое производство, т.к. изготовлен он из атласа, сырьём, для получения которого служат натуральные волокна, не загрязняется атмосфера, нет выбросов вредных веществ. Практически безотходное производство – чем меньше мы будем выбрасывать мусора, тем меньший вред мы нанесём окружающей среде. Ткань, используемая для изготовления сарафана воздухопроницаема, гигроскопична, не оказывает вредного влияния на организм человека. Поэтому, изготовление и дальнейшее использование сарафана не влечёт за собой изменения и нарушения в жизнедеятельности человека и природы.
2.4 Экономическое обоснование
Перед началом работы я выбрала на своё усмотрение модель, ткань и отделку. Перед тем, как приступить к работе, определила себестоимость выполняемого изделия. На пошив сарафана с отделкой требуются следующие материальные затраты:
Название | Количество | Цена | Сумма |
Красный атлас | 1,6 м | 200 р | 320р |
Бязь « Хохлома» | 0,6 м | 235 р | 141 р |
Тесьма « Жаккард» | 5 м | 55 р | 275 р |
Резинка | 1 м | 25 р | 25 р |
Итого | | | 761 р |
Таким образом, наша семья сэкономила на приобретение одного костюма
примерно 2000 ( две тысячи) рублей.
2.5 Самооценка.
Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели – русский народный сарафан готов. Он получился очень ярким и красивым. При шитье были небольшие трудности, но я их преодолела. Кто ищет новые варианты, тот полон новых идей и постоянно стремится к совершенству. Кроме того, сшитое мною изделие на 2000 руб. дешевле, чем в магазине. Я думаю моему сюрпризу будет рада моя семья.
При выполнении творческого проекта я узнала:
1.Интересные сведения из истории о русском народном сарафане.
2.Новые способы обработки швейного изделия.
2 .6 Реклама
Вот я сшила сарафан!
Скроет он любой изъян.
В нём худышка – не худа,
А толстушка – не толста,
В нём старуха молодеет,
Молодая хорошеет.
Сарафан в судьбе народной,
Слившись с женской красотой,
Взор пленяет и сегодня
Яркой прелестью живой.
Принимаю заказы на русский народный
сарафан
Обращайтесь по адресу:
г. Нижнеудинск
улица Мира, 1
Контактный телефон:
978-564-77-54
Контактное лицо:
Сергеева Ксения
2.7 Использование литературы
1. «Домашние ателье» журнал. Казань, №6, 2007г.
2. Журнал «Бурда Моден» 2010-2011г.
3. Журнал «Шитье и крой» 2011г.
4. Интернет.
5. Технология 7 класс В.Д.Симоненко
6. Андреева А. Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг, 2005.
7. Web-ресурсы:
http://www.mysterya.ru
http://www.rospis.net
http://www.classicbelt.ru
http://www.metmuseum.org
http://museodeltraje.mcu.es
http://www.costumes.org
Приложение №1
Приложение №2