Тире между подлежащим и сказуемым
Цель урока: усвоение учащимися условий постановки тире между подлежащим и сказуемым, развитие навыков постановки знаков препинания между главными членами, воспитывать потребность в знаниях.
Социокультурная линия: роль знаний в жизни человека
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала
Оборудование: раздаточный материал для учащихся.
Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Учитель:
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
Ребята, посмотрите на доску. На ней написан эпиграф к нашему уроку
Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться
-Как вы понимаете данное высказывание?
-Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
Определите самостоятельно цель нашего урока.
Ответы учащихся
Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, Уметь: ставить знаки препинания между главными членами) |
Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания
( Учитель выборочно проверяет тетради учащихся)
1.Орфоэпическая минутка
Поставьте ударения: закупорить, заплесневеть, ходатайствовать, баловать, запломбировать, нормировать, премировать, формировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгала, ржаветь, кашлянуть, осведомиться, черпать.
(закУпорить, заплЕсневеть, ходАтайствовать, баловАть, запломбировАть, нормировАть, премировАть, формировАть, звонИт, облегчИт, одолжИт, дождалАсь, пережилА, проспалА, сорвалА, солгалА, ржАветь, кАшлянуть, освЕдомиться, чЕрпать)
2. Орфографическая разминка:
1. Вспомните основные случаи правописания Н-НН в прилагательных, причастиях и отглагольных прилагательных, в существительных?
2.Выберите правильное написание: Н или НН?
1. иллюстрирова.ый 2. лимо.о-желтый 3. домотка.ый 4. некраше.ый 5. дружи.ик 6.глаже.ый-переглаже.ый 7. балова.ый 8. незва.ый 9. труже.ик 10. броше.ый 11. ветре.ый | 12. имени.ик 13. румя.ый 14. девочка воспита.а и умна 15. воспита.а в духе времени 16. жела.ый 17. позолоче.ый 18. вяле.ое на солнце 19. точе.ый 20. нежда.ый 21. рукопись восстановле.а 22. подержа.ая вещь |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
нн | нн | н | н | нн | н | нн | н | н | нн | н | нн | н | нн | н | нн | нн | нн | н | нн | н | нн |
Ключ: одна буква Н пишется в словах под № 3 ,4, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 19, 21.
3. Повторение изученного материала
Беседа:
- Назовите случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
4. Закрепление материала
Работа в парах
1) Расставить знаки препинания, напротив нарисовать схему предложения
1 вариант
1.Попытка не пытка, спрос не беда.
2. С ним говорить решетом воду носить
3. Ребята уже студенты.
4. Учиться наша главная задача.
5. Ты известный спорщик.
6. Удивительное дело сон!
7. Фонетика учение о звуках.
8. Долг наш защищать крепость до последнего вздоха.
9. Солнце словно огненный шар.
10. Волга, кажется, крупнейшая река в Европе.
11. Ритм музыки четкий
2 вариант
1. Март начало весны.
2. Ваша обязанность хорошо учиться.
3. Ласковое слово что солнышко в ненастье.
4. Написать письмо дело простое.
5. Грамоте учиться всегда пригодится.
6. Иван Петрович уже давно директор завода.
7. Хлеб в пути не тяжесть.
8. Ребята, в общем-то, молодцы.
9. Природа великолепная.
10. Какой умница наш Коля!
11. Я честный человек и не говорю комплименты.
2) Найти предложение по заданной схеме, напротив указать порядковый номер предложения:
1. [ сущ.И.п. - сущ.И.п. ]
2. [ инф. - сущ И.п.. ]
3 [ сущ И.п.. - инф. ]
4. [ _инф .- инф. ]
5. [ сущ.И.п. + союз + сущ. И.п.]
6. [ Подлежащее + частица + сказуемое]
7. [ Подлежащее +,/ вводное слово/, +сказуемое]
8. [ Подлежащее + наречие + сказуемое ]
9. [ Сказуемое + подлежащее]
10. [ Личн. мест. + сказуемое ]
11. [ Подлежащее + Имя прилагательное]
Ключ к ответам: (записывается на доске, самопроверка)
Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 вариант 7 4 8 2 9 1 10 3 6 5 11
2 вариант 1 4 2 5 3 7 8 6 10 11 9
5. Самостоятельная работа (Тест)
6. Работа с текстом
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный. Способность Ломоносова в своих трудах опережать целые десятилетия, его глубокая любовь к своему народу, смелость в разрушении старых взглядов – все эти черты делают близким нам. Гений Ломоносова проявился в различных областях науки и искусства, в истории и астрономии, в химии и минералогии, в живописи и поэзии.
Уже с детства Михаил Ломоносов начинает тяжёлую, полную трудностей жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождает он отца в его далёких, часто опасных путешествиях. Природные явления сурового климата, разливы Северной Двины, разрушение водой речных берегов, ледяные горы Северного Ледовитого океана, величественное зрелище северного сияния – всё это сохранилось в его памяти навсегда.
Огромное стремление к знаниям, стремление познать тайны природы, неисчерпаемые запасы духовной энергии – всё это заставило его в юношеские годы уйти из родного селения в Москву. Сначала здесь, а потом за границей он стал учиться, учиться, учиться…Тяга к знаниям и упорный труд, а ещё огромные способности сделали его выдающимся учёным.
Задание:
1. Определите тему данного текста
2. Определите идею данного текста.
3.Найдите предложения с однородными членами предложения, объясните знаки препинания.
7. Подведение итогов урока:
- Назовите основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
- В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым отсутствует.
Учитель: Пусть каждый день приносит вам знания. Завершить урок хочу словами Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
VIII Рефлексия
1. Понравился ли вам урок?
2.Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?
3.Что вызвало у вас затруднение в ходе урока?
4.С каким настроением вы работали сегодня на уроке?
Домашнее задание: Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя) Выписать пять пословиц с использованием тире, выделить подлежащее и сказуемое.