Педагогические цели | Создать условия для развития умений распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных |
Тип урока | Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное |
Личностные результаты | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям. Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежли- вости |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква имен собственных. Кавычки. Инициалы. Рассказ |
Образовательные ресурсы | Учебник, с. 15–17. Схема «Имя существительное» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | ж жо же жв жу | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный. Упражнение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают выписанные из словаря одушевленные и неодушевленные имена существи-тельные | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Упражнение, работа со словарем |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Предлагает прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу | – Собственные и нари-цательные имена существительные. Формулируют учебную задачу | Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Беседа по вопросам |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Организует работу с правилом, схемой; комментирует задания упражнения 22 | Читают правило, отвечают на вопросы учителя. | Извлекают необходимую информацию из правила и схемы. | Правило, упражнение, схема |
1. Собственные и нарицательные имена существительные (упр. 22, 23) | практический. Упражнение, работа с правилом | и контролирует их вы- полнение. Предлагает выполнить упр. 23 самостоятельно, организует совместную проверку | Выполняют задания упражнений | Осуществляют самопроверку | |
2. Названия художественных произведений, авторы (упр. 24, 25) | Парная, коллективная. Словесный, практический. Упражнение | Предлагает выполнить упр. 23 в парах. Организует коллективную работу с упр. 25 | Выполняют задания упражнений | Умеют работать в парах, контролировать действия партнера. Используют рисунки для решения учебной задачи | Упражнение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- минутку | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Имена собственные (упр. 26) | Фронтальная, индивидуальная, парная. Словесный, практический. Упражнение, беседа | Создает условия для выполнения упражнения, предла-гает ответить на вопрос | Отвечают на вопрос. Находят в тексте имена собственные | Привлекают имеющиеся знания для ответа на вопрос. Осуществляют взаимопроверку | Упражнение |
2. Собственные и нарицательные имена существительные | Групповая. Практический. Упражнение | Организует работу по группам. – В предложенных списках имен существительных | Указывают собственные и нарицательные имена существительные | Умеют работать в группе; прислушиваются к мнению других; высказывают свое | Упражнение |
| | укажите собственные и нарицательные (см. Приложение 1) | | мнение; договариваются о совместной дея-тельности | |
3. Занимательный материал. Знакомство с фразеологизмом «ганнибалова клятва» | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, рассказ учителя, упражнение | Знакомит со значением фразеологизма (см. Приложение 2). Предлагает назвать употребленные в тексте собственные имена существительные | Читают и записывают фразеологизм. Слушают объяснение учителя. Называют употребленные в тексте собственные имена существи- тельные | Различают собственные и нарицательные имена существительные. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Умеют объяснить смысл фразеологизма | Беседа, упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чему учились на уроке? – Как вы оцените свою работу на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – Что получилось хорошо? – Над чем следует поработать? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: упр. 27 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение |
1-я группа: город Москва, река Ока, озеро Байкал, деревня Дубки, улица Мира, площадь Свободы, гора Эльбрус, поселок Мирный, вулкан Везувий.
2-я группа: корова Зорька, собака Стрелка, петух Смелый, котенок Кузя, пес Барбос, коза Милка, конь Черныш.
3-я группа: писатель Антон Павлович Чехов, поэт Федор Иванович Тютчев, художник Виктор Михайлович Васнецов, композитор Петр Ильич Чайковский.
Понимается как «твердая решимость быть непримиримым в отношении кого-либо, бороться до конца».
Происхождение. Однажды девятилетний Ганнибал попросил своего отца Гамилькара Барку – карфагенского военачальника, который долго
и упорно воевал с Римом, – взять его в военный поход.
– Поклянись, что всю свою жизнь будешь ненавидеть римлян и бороться с ними, – потребовал отец.
Ганнибал произнес над священным жертвенником клятву и остался верен ей всю свою жизнь. И хотя в конце концов победа осталась за Римом, а Ганнибал отравился, чтобы не попасть в руки врага, слова «ганнибалова клятва» стали крылатыми – так называют всякое твердое и решительное решение.