СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Великий и могучий. 225- лет со дня рождения А.С.Пушкина.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация для проведения внеурочной деятельности "Разговор о важном" по теме: "Русский язык. Великий и могучий. 225- лет со дня рождения А.С. Пушкина." для обучающихся 5-7 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Великий и могучий. 225- лет со дня рождения А.С.Пушкина.»

Перед вами пять фактов, и все они относятся к одному человеку, назовите его имя.   1. С его именем ассоциируется Россия.  2. Его словарный запас насчитывал свыше 21 000 слов. 3. В его личной библиотеке было более 3500 книг на 14 языках.  4. Один из его романов переведен на несколько десятков языков народов мира.  5. В день его рождения отмечается День русского языка Классный руководитель 6 класса: Шаварикова С.Б.

Перед вами пять фактов, и все они относятся к одному человеку, назовите его имя. 1. С его именем ассоциируется Россия. 2. Его словарный запас насчитывал свыше 21 000 слов. 3. В его личной библиотеке было более 3500 книг на 14 языках. 4. Один из его романов переведен на несколько десятков языков народов мира. 5. В день его рождения отмечается День русского языка

Классный руководитель 6 класса: Шаварикова С.Б.

Русский язык. Великий и могучий.  225 лет со дня рождения А.С. Пушкина.  Вы правы – все эти факты о нашем великом русском поэте, творчество которого сопровождает нас с самого детства, – Александре Сергеевиче Пушкине. Наша страна в этом году, 6 июня, отмечает юбилейную дату – 225-летие со дня его рождения. Это поистине всенародный праздник, но, как заметила однажды поэтесса ХХ века Марина Ивановна Цветаева, у каждого из нас «свой» Пушкин. А что он значит лично для вас? Какие произведения Пушкина вам ближе, что в них вас привлекает?

Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина.

Вы правы – все эти факты о нашем великом русском поэте, творчество которого сопровождает нас с самого детства, – Александре Сергеевиче Пушкине. Наша страна в этом году, 6 июня, отмечает юбилейную дату – 225-летие со дня его рождения. Это поистине всенародный праздник, но, как заметила однажды поэтесса ХХ века Марина Ивановна Цветаева, у каждого из нас «свой» Пушкин. А что он значит лично для вас? Какие произведения Пушкина вам ближе, что в них вас привлекает?

Как мы с вами уже знаем, в день рождения А. С. Пушкина отмечается и День русского языка. Случайно ли это совпадение? Предположите, почему эти два события мы отмечаем в один день  Александр Сергеевич не только автор великих произведений, но и основоположник современного русского литературного языка, на котором мы с вами сейчас говорим и пишем. Но как же так? Ведь и до Пушкина русские люди говорили на русском языке, понимали друг друга, писали письма, книги, сочиняли стихи. Для того чтобы разобраться, что такого особенного сделал Александр Сергеевич, нужно узнать, каким же был русский язык до Пушкина.  Давайте перенесёмся на 200 лет назад, когда существовало целых два русских языка: книжный и разговорный. И различались они очень сильно. Настолько, что даже одинаковые слова имели совершенно разные значения! Например, «язык» в разговорной речи означал тот самый язык, который мы показываем доктору, когда заболели, а в книжной речи «язык» означал …Что?

Как мы с вами уже знаем, в день рождения А. С. Пушкина отмечается и День русского языка. Случайно ли это совпадение? Предположите, почему эти два события мы отмечаем в один день

Александр Сергеевич не только автор великих произведений, но и основоположник современного русского литературного языка, на котором мы с вами сейчас говорим и пишем. Но как же так? Ведь и до Пушкина русские люди говорили на русском языке, понимали друг друга, писали письма, книги, сочиняли стихи. Для того чтобы разобраться, что такого особенного сделал Александр Сергеевич, нужно узнать, каким же был русский язык до Пушкина.

Давайте перенесёмся на 200 лет назад, когда существовало целых два русских языка: книжный и разговорный. И различались они очень сильно. Настолько, что даже одинаковые слова имели совершенно разные значения! Например, «язык» в разговорной речи означал тот самый язык, который мы показываем доктору, когда заболели, а в книжной речи «язык» означал …Что?

О чем идет речь?  В книжной речи «язык» означал народ. Как это случилось – неизвестно, но неудобно было всем: образованные люди знали книжный русский, но разговаривать на нём постоянно уставали, а простой люд и вовсе сложных слов не знал, ведь грамоте не учился. Вот и шли два языка, каждый своим путём, расходясь всё дальше, насколько можно.  Ребята, попробуем представить, как говорили и писали современники Пушкина в начале XIX века. Перед вами несколько примеров. Попробуйте понять, о чём идёт речь, что или кого описывает автор слов?  1. Неизмеримая область бытописания, по которой Карамзин проложил тропинку, теряющуюся в тундрах бесплодных; 2. Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба; 3. Благороднейшее изо всех приобретений человека было сие животное гордое, пылкое.

О чем идет речь?

В книжной речи «язык» означал народ. Как это случилось – неизвестно, но неудобно было всем: образованные люди знали книжный русский, но разговаривать на нём постоянно уставали, а простой люд и вовсе сложных слов не знал, ведь грамоте не учился. Вот и шли два языка, каждый своим путём, расходясь всё дальше, насколько можно.

Ребята, попробуем представить, как говорили и писали современники Пушкина в начале XIX века. Перед вами несколько примеров. Попробуйте понять, о чём идёт речь, что или кого описывает автор слов?

1. Неизмеримая область бытописания, по которой Карамзин проложил тропинку, теряющуюся в тундрах бесплодных;

2. Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба;

3. Благороднейшее изо всех приобретений человека было сие животное гордое, пылкое.

Кажется, все слова в этих выражениях понятны, но смысл фраз теряется и ускользает В первом примере – речь идёт об истории, вторая фраза означает рано поутру, а в третьей – говорится всего-навсего о лошади. Давайте узнаем, что же ещё отличало допушкинский язык от современного.

Кажется, все слова в этих выражениях понятны, но смысл фраз теряется и ускользает

В первом примере – речь идёт об истории, вторая фраза означает рано поутру, а в третьей – говорится всего-навсего о лошади. Давайте узнаем, что же ещё отличало допушкинский язык от современного.

Из истории

При Петре Первом в моду вошло всё иностранное. Особенно полюбился французский язык, который дворянские дети учили с детства и говорили на нём даже лучше, чем на родном русском. Дети вырастали, и русская речь наполнялась французскими словами. Теперь уже приглашали не на встречу, а на рандеву. И в парке нужно было не гулять, а совершать променад. Люди привыкли так разговаривать, но вот писателям было непросто. Кто-то предлагал изгнать все чужеродные слова из речи, а кто-то – сочинял новые. Например, «древо благосеннолиственное» или «длинногустозакоптелая борода». И русская литература переполнилась «длиннохвостосложнопротяжными» текстами.

Нужно было срочно наводить порядок! Попробовал это сделать Михаил Ломоносов. Он рассортировал слова на три группы – «штили»:

в первой были книжные, возвышенные слова – для од и торжественных речей («аз», «песнь», «златая», «отверзать», «жезл»),

во второй – слова попроще, но подходящие для рассказов, повестей и стихов («рука», «слава», «почитание», «ныне»),

в третьей – совсем «низкие», которые можно было использовать в баснях, эпиграммах да дружеских письмах («леший», «лапти», «кочерга», «дубина», «впервые»). Смешивать штили строго запрещалось!

 Как вы думаете, прижилась ломоносовская идея штилей? Легко ли ей было следовать?  Идеям Ломоносова оказалось непросто, поскольку необходимо было постоянно вспоминать, к какому штилю относится слово, а, следовательно, излагать свои мысли было затруднительно, особенно в разговорной речи. Вот столько проблем накопилось в русском языке, пока за дело не взялся Пушкин.  Как вы думаете, что сделал Александр Сергеевич Пушкин?

Как вы думаете, прижилась ломоносовская идея штилей? Легко ли ей было следовать?

Идеям Ломоносова оказалось непросто, поскольку необходимо было постоянно вспоминать, к какому штилю относится слово, а, следовательно, излагать свои мысли было затруднительно, особенно в разговорной речи. Вот столько проблем накопилось в русском языке, пока за дело не взялся Пушкин.

Как вы думаете, что сделал Александр Сергеевич Пушкин?

Пушкин отмёл всё лишнее и забрал в язык всё лучшее. Узнаем, как ему это удалось.  У Пушкина был врождённый слух на русский язык. Конечно, он прекрасно знал высокий ломоносовский «штиль» и по-французски говорил. Но ещё ему повезло с няней: Арина Родионовна была обычной крестьянкой, которая рассказывала будущему поэту сказки и пела народные песни. И с детства маленький Саша полюбил естественный и точный язык простых людей. Так, Александр Сергеевич вырос, стал экспериментировать и ... смешал все три стиля в своих произведениях. И понял главное: не надо разделять слова по разным стилям – ведь это один и тот же русский язык, которым просто нужно правильно пользоваться!

Пушкин отмёл всё лишнее и забрал в язык всё лучшее. Узнаем, как ему это удалось.

У Пушкина был врождённый слух на русский язык. Конечно, он прекрасно знал высокий ломоносовский «штиль» и по-французски говорил. Но ещё ему повезло с няней: Арина Родионовна была обычной крестьянкой, которая рассказывала будущему поэту сказки и пела народные песни. И с детства маленький Саша полюбил естественный и точный язык простых людей. Так, Александр Сергеевич вырос, стал экспериментировать и ... смешал все три стиля в своих произведениях. И понял главное: не надо разделять слова по разным стилям – ведь это один и тот же русский язык, которым просто нужно правильно пользоваться!

Вот совместное использование штилей  Иностранные слова тоже уместны, если их использовать в меру. Александр Сергеевич объединил язык аристократов и простого народа. И показал, насколько велик и могуч русский язык, который подходит к каждому случаю: и для стиха, и для шутки, и для научного сочинения.

Вот совместное использование штилей

Иностранные слова тоже уместны, если их использовать в меру. Александр Сергеевич объединил язык аристократов и простого народа. И показал, насколько велик и могуч русский язык, который подходит к каждому случаю: и для стиха, и для шутки, и для научного сочинения.

Сравни  Вот так Пушкину в своих произведениях удалось соединить ясность и точность, образность и краткость разговорного и книжного языков. В его произведениях наш великий и могучий язык зазвучал в полную силу! Если бы не Александр Сергеевич, то, возможно, мы бы сейчас открытки подписывали примерно так:  Зде сия, достойный муж, что Ти поздравляет, Вящия и день ото дня чести толь желает  Но мы напишем иначе:  «Достойный человек тебя поздравляет, желает, чтобы тебя уважали, и всё было хорошо».

Сравни

Вот так Пушкину в своих произведениях удалось соединить ясность и точность, образность и краткость разговорного и книжного языков. В его произведениях наш великий и могучий язык зазвучал в полную силу! Если бы не Александр Сергеевич, то, возможно, мы бы сейчас открытки подписывали примерно так:

Зде сия, достойный муж, что Ти поздравляет, Вящия и день ото дня чести толь желает

Но мы напишем иначе:

«Достойный человек тебя поздравляет, желает, чтобы тебя уважали, и всё было хорошо».

  Великий и могучий русский язык! Как вы думаете, какой смысл вкладывал в эти слова известный русский писать Иван Сергеевич Тургенев? В чём лично для вас проявляется величие и сила русского языка? При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Богатство русского языка определяется не столько количеством слов, сколько их смысловой насыщенностью. Более 80% слов в русском языке многозначны. Например, как вы думаете, сколько значений имеет слово «идти»?

Великий и могучий русский язык! Как вы думаете, какой смысл вкладывал в эти слова известный русский писать Иван Сергеевич Тургенев? В чём лично для вас проявляется величие и сила русского языка?

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Богатство русского языка определяется не столько количеством слов, сколько их смысловой насыщенностью. Более 80% слов в русском языке многозначны. Например, как вы думаете, сколько значений имеет слово «идти»?

Придумайте свои примеры  Более двадцати: идти пешком (медленно двигаться, переступая ногами), поезд идёт (быстро передвигаться в пространстве), идти только вперёд (двигаться к намеченной цели), идёт снег (падать сверху вниз), картофель идёт в ботву (расти) и т. д.

Придумайте свои примеры

Более двадцати: идти пешком (медленно двигаться, переступая ногами), поезд идёт (быстро передвигаться в пространстве), идти только вперёд (двигаться к намеченной цели), идёт снег (падать сверху вниз), картофель идёт в ботву (расти) и т. д.

Кто знает, сколько примерно слов в русском языке? Меняется ли это количество или остаётся неизменным?  В русском языке около 200 тыс. слов, наш язык – живой, он меняется с течением времени, но это очень длительный процесс: какие-то слова появляются вместе с новыми явлениями жизни, а иные исчезают или заменяются другими. Это процесс естественный, он не наносит вред языку. А что может ему навредить? Что значит бережное отношение к языку? Как вы понимаете значение выражения – беречь язык?

Кто знает, сколько примерно слов в русском языке? Меняется ли это количество или остаётся неизменным?

В русском языке около 200 тыс. слов, наш язык – живой, он меняется с течением времени, но это очень длительный процесс: какие-то слова появляются вместе с новыми явлениями жизни, а иные исчезают или заменяются другими. Это процесс естественный, он не наносит вред языку. А что может ему навредить? Что значит бережное отношение к языку? Как вы понимаете значение выражения – беречь язык?

Каков ваш словарный запас слов?  Как вы его пополняете?  Мы уже с вами знаем, что словарный запас А. С. Пушкина был необыкновенно велик и насчитывал свыше 21 тыс. слов, для сравнения – средний словарный запас образованного человека составляет 10 тыс. слов. А что влияет на наш запас слов? Как и под воздействием чего он формируется?

Каков ваш словарный запас слов? Как вы его пополняете?

Мы уже с вами знаем, что словарный запас А. С. Пушкина был необыкновенно велик и насчитывал свыше 21 тыс. слов, для сравнения – средний словарный запас образованного человека составляет 10 тыс. слов. А что влияет на наш запас слов? Как и под воздействием чего он формируется?

Источники расширения словарного запаса  В первую очередь, расширяет наш словарный запас чтение книг. Когда мы читаем, то непроизвольно запоминаем новые слова, а потом воспроизводим их в устной речи. Объём своей лексики можно увеличивать за счёт чтения литературы, заучивания стихотворений, написания сочинений и изложений.  Словарный запас обогащает и знание фразеологизмов, пословиц и поговорок, и русский язык очень на них богат, а ещё это именно то, что так сложно переводить на иностранные языки, что создаёт ощущение, что мы, носители одного языка, одна большая семья. Недаром в произведениях Пушкина используется так много пословиц и поговорок, часто встречаются они и в письмах поэта близким и друзьям. Сохранились свидетельства, что Пушкин и сам собирал и записывал народные речения.

Источники расширения словарного запаса

В первую очередь, расширяет наш словарный запас чтение книг. Когда мы читаем, то непроизвольно запоминаем новые слова, а потом воспроизводим их в устной речи. Объём своей лексики можно увеличивать за счёт чтения литературы, заучивания стихотворений, написания сочинений и изложений.

Словарный запас обогащает и знание фразеологизмов, пословиц и поговорок, и русский язык очень на них богат, а ещё это именно то, что так сложно переводить на иностранные языки, что создаёт ощущение, что мы, носители одного языка, одна большая семья. Недаром в произведениях Пушкина используется так много пословиц и поговорок, часто встречаются они и в письмах поэта близким и друзьям. Сохранились свидетельства, что Пушкин и сам собирал и записывал народные речения.

Выбрать верное пояснение

Не поминайте лихом («Дубровский»)

Конь и о четырёх ногах, а спотыкается («Капитанская дочка»)

− даже умелый человек может совершить ошибку

− вспоминая, не думайте плохо

− хромая лошадь

− не надо обо мне вспоминать

− расстаться навсегда

− спотыкаться на ровном месте

Семи пядей во лбу («Капитанская дочка»)

На чужой рот пуговицы не нашьёшь («Дубровский»)

− людям не запретишь говорить, обсуждать

− очень умный, сообразительный

− человек с большим лбом

− нельзя пришивать пуговицы на чужие вещи

− большое расстояние до чего-либо

− нужно учиться шить самому

Плетью обуха не перешибёшь («Дубровский»)

Мирская молва – морская волна («Капитанская дочка»)

− бесполезно бороться с более сильной стороной

− слухи и пересуды переменчивы

− нельзя бить кого-либо плетью

− на море отдыхает много людей

− невозможно распилить дерево верёвкой

− буря в море

Жить душа в душу («Капитанская дочка»)

Все флаги в гости будут к нам

(«Медный всадник»)

− жить с кем-нибудь дружно, в согласии и любви

− добиться широкого международного признания

− проживать совместно с кем-нибудь в одном доме

− вместе заниматься делом

− вывесить флаги для встречи гостей

− представить страны только на уровне флагов, без участия послов

Проверь себя

Не поминайте лихом («Дубровский»)

Конь и о четырёх ногах, а спотыкается («Капитанская дочка»)

даже умелый человек может совершить ошибку

вспоминая, не думайте плохо

− хромая лошадь

− не надо обо мне вспоминать

− расстаться навсегда

− спотыкаться на ровном месте

Семи пядей во лбу («Капитанская дочка»)

На чужой рот пуговицы не нашьёшь («Дубровский»)

людям не запретишь говорить, обсуждать

очень умный, сообразительный

− человек с большим лбом

− нельзя пришивать пуговицы на чужие вещи

− нужно учиться шить самому

− большое расстояние до чего-либо

Плетью обуха не перешибёшь («Дубровский»)

Мирская молва – морская волна («Капитанская дочка»)

бесполезно бороться с более сильной стороной

слухи и пересуды переменчивы

− нельзя бить кого-либо плетью

− на море отдыхает много людей

− невозможно распилить дерево верёвкой

− буря в море

Жить душа в душу («Капитанская дочка»)

жить с кем-нибудь дружно, в согласии и любви

Все флаги в гости будут к нам («Медный всадник»)

добиться широкого международного признания

− проживать совместно с кем-нибудь в одном доме

− вместе заниматься делом

− вывесить флаги для встречи гостей

− представить страны только на уровне флагов, без участия послов

Вы сегодня открыли для себя Пушкина с новой стороны. О творчестве А. С. Пушкина мы говорим: «Он – наш поэт, он – наша слава!». Как вы понимаете это выражение? Благодаря Пушкину мы говорим на современном русском языке, который в нашей стране, согласно Конституции, имеет статус государственного языка. Русский язык объединяет все народы Российской Федерации, делает нас одной большой и дружной семьёй, имя которой – Россия.

Вы сегодня открыли для себя Пушкина с новой стороны. О творчестве А. С. Пушкина мы говорим: «Он – наш поэт, он – наша слава!». Как вы понимаете это выражение?

Благодаря Пушкину мы говорим на современном русском языке, который в нашей стране, согласно Конституции, имеет статус государственного языка. Русский язык объединяет все народы Российской Федерации, делает нас одной большой и дружной семьёй, имя которой – Россия.

Красота русского языка!  Красота пушкинского художественного слова – это великое достояние русской культуры. Мир пушкинского стиха – это мир чудес, тайн. Они привлекают нас, прежде всего, необычностью сюжета, яркостью красок, простотой слога и большим смыслом. Произведения Александра Сергеевича переводятся на десятки языков, поэт имеет своих почитателей во всех странах, в честь Пушкина воздвигнуто более 400 монументов в 320 городах мира!

Красота русского языка!

Красота пушкинского художественного слова – это великое достояние русской культуры. Мир пушкинского стиха – это мир чудес, тайн. Они привлекают нас, прежде всего, необычностью сюжета, яркостью красок, простотой слога и большим смыслом. Произведения Александра Сергеевича переводятся на десятки языков, поэт имеет своих почитателей во всех странах, в честь Пушкина воздвигнуто более 400 монументов в 320 городах мира!

Читайте Пушкина, друзья!  И думайте над каждым словом! Не прочитать его нельзя, А, прочитав, вернитесь снова! (Ольга Мегель)

Читайте Пушкина, друзья!

И думайте над каждым словом!

Не прочитать его нельзя,

А, прочитав, вернитесь снова!

(Ольга Мегель)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!