СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабство в Древнем Риме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабство в Древнем Риме»

История. 5 класс Рабство в Древнем Риме Михайлова Надежда Михайловна

История. 5 класс

Рабство в Древнем Риме

Михайлова Надежда Михайловна

«…какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги». Римский учёный Марк Теренций Варрон Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«…какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги».

Римский учёный Марк Теренций Варрон

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь урока Раб – это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец  – человек, который владел рабами. Рабство  – это система взаимоотношений в обществе, когда один человек имеет право собственности на других людей. Имение (поместье)  – земельное владение богатого человека. Гладиаторы  - сильные и ловкие рабы, специально обученные для битвы в амфитеатрах. Амфитеатр  - специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены. Колизей Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь урока

Раб – это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – человек, который владел рабами.

Рабство – это система взаимоотношений в обществе, когда один человек имеет право собственности на других людей.

Имение (поместье) – земельное владение богатого человека.

Гладиаторы - сильные и ловкие рабы,

специально обученные для битвы в амфитеатрах.

Амфитеатр - специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены.

Колизей

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кластер Источники рабства Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кластер

Источники

рабства

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Источники рабства Основной источник рабов – война, но появились новые – пиратство и рабы по приговору суда. Пиратство Война Преступники Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Источники рабства

Основной источник рабов – война, но появились новые – пиратство и рабы по приговору суда.

Пиратство

Война

Преступники

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Распространение рабства На море и на суше также орудовали шайки, похищавшие людей и продававшие их в рабство. Жители римских провинций, не уплатившие налоги, также обращались в рабство.  Военные победы привели к невиданному распространению рабства.      В Италию хлынуло огромное количество рабов, захваченных в плен на войне.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Распространение рабства

  • На море и на суше также орудовали шайки, похищавшие людей и продававшие их в рабство.
  • Жители римских провинций, не уплатившие налоги, также обращались в рабство.

  • Военные победы привели к невиданному распространению рабства.

  • В Италию хлынуло огромное количество рабов, захваченных в плен на войне.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рынки рабов Рынки рабов существовали повсюду. Главный же из них находился в самом Риме на Бычьем форуме. Здесь чередовались дни продажи скота и рабов. На рынках продавались не только крепкие мужчины, но и старики, женщины и дети. Продавцы расхваливали свой товар, но на груди каждого продаваемого должна была висеть табличка с перечнем телесных изъянов. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рынки рабов

Рынки рабов существовали повсюду. Главный же из них находился в самом Риме на Бычьем форуме. Здесь чередовались дни продажи скота и рабов. На рынках продавались не только крепкие мужчины, но и старики, женщины и дети. Продавцы расхваливали свой товар, но на груди каждого продаваемого должна была висеть табличка с перечнем телесных изъянов.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рынки рабов Бычий форум — древнейший форум Рима на берегу Тибра. Здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом и рабами. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рынки рабов

Бычий форум — древнейший форум Рима на берегу Тибра. Здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом и рабами.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

К I веку до нашей эры в Италии было около 2 миллионов рабов . В то время как свободных граждан насчитывалось около 5 миллионов. Римские рабы являлись иноземцами. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты римлянина. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • К I веку до нашей эры в Италии было около

2 миллионов рабов . В то время как свободных граждан насчитывалось около 5 миллионов.

  • Римские рабы являлись иноземцами. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты римлянина.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Как вы думаете, кому в Древнем Риме могли принадлежать эти вещи? На шее раба был ошейник  с надписью:   «Держи меня, чтобы я не убежал» ; на лице часто выжигали клеймо владельца. Рабы были основной рабочей силой, товаром. На их плечи стремились перенести самую тяжелую и грязную работу. Рабы были лишены собственного имени и назывались либо по месту своего происхождения. (например: Фракиец), либо по имени хозяина (например — парень Марка). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Как вы думаете, кому в Древнем Риме могли принадлежать эти вещи?

На шее раба был ошейник  с надписью:   «Держи меня, чтобы я не убежал» ; на лице часто выжигали клеймо владельца.

Рабы были основной рабочей силой, товаром. На их плечи стремились перенести самую тяжелую и грязную работу. Рабы были лишены собственного имени и назывались либо по месту своего происхождения. (например: Фракиец), либо по имени хозяина (например — парень Марка).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кластер Применение труда рабов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кластер

Применение труда рабов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Массовое применение рабов в сельском хозяйстве Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Массовое применение

рабов в сельском хозяйстве

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы в имениях Имение (поместье)  – земельное владение богатого человека. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы в имениях

Имение (поместье) – земельное владение богатого человека.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Чем занимались рабы в имении? Как жилось рабам? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Чем занимались рабы в имении?

Как жилось рабам?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Труд рабов Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) « Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…» Где применялся труд рабов в имении в выходные и праздничные дни? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Труд рабов

Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.)

« Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…»

Где применялся труд рабов в имении в выходные и праздничные дни?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы на руднике Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы на руднике

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы в рудниках При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах. Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки. Докажите, что труд рабов на рудниках был тяжелым. С кем и с чем автор сравнивает рабов? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы в рудниках

При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах.

Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки.

Докажите, что труд рабов на рудниках был тяжелым. С кем и с чем автор сравнивает рабов?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы в каменоломне Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы в каменоломне

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы на галерах Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы на галерах

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы в богатом доме

Рабы в богатом доме

"Раб должен или трудиться, или спать»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гладиаторские бои Забава для публики Жители Рима очень любили развлечения. Однако не только безобидные, когда их развлекали певцы и музыканты. Поэтому одной из категорий рабов стали гладиаторы. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гладиаторские бои

Забава для публики

Жители Рима очень любили развлечения. Однако не только безобидные, когда их развлекали певцы и музыканты. Поэтому одной из категорий рабов стали гладиаторы.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гладиаторские бои Самых сильных и ловких рабов отдавали в особые школы. Там их обучали владеть оружием. Таких рабов назвали  гладиаторами.  Они должны были сражаться друг с другом на потеху публике. В самом Риме и в провинциях строили  амфитеатры– специальные сооружения для гладиаторских боев. Всего их было построено около 230 Колизей – самый известный римский амфитеатр Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гладиаторские бои

Самых сильных и ловких рабов отдавали в особые школы. Там их обучали владеть оружием. Таких рабов назвали  гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху публике.

В самом Риме и в провинциях строили  амфитеатры– специальные сооружения для гладиаторских боев. Всего их было построено около 230

Колизей – самый известный римский амфитеатр

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гладиаторские бои В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали боев, как праздника. Толпа всячески подбадривала гладиаторов, ожидая кровавого представления. Судьбу побеждённого, но ещё живого гладиатора решали зрители. Если они поднимали руки, побеждённому оставляли жизнь, если опускали большие пальцы рук вниз, победитель закалывал побеждённого. Слуги крючьями утаскивали трупы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гладиаторские бои

В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали боев, как праздника. Толпа всячески подбадривала гладиаторов, ожидая кровавого представления.

Судьбу побеждённого, но ещё живого гладиатора решали зрители. Если они поднимали руки, побеждённому оставляли жизнь, если опускали большие пальцы рук вниз, победитель закалывал побеждённого. Слуги крючьями утаскивали трупы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова  «Умирающий гладиатор» Ликует буйный Рим… Торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена: А он – пронзенный в грудь – безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользят его колена…  Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки? Справедливо ли рабовладение? Почему? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор»

Ликует буйный Рим… Торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он – пронзенный в грудь – безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена…

Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?

Справедливо ли рабовладение? Почему?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы обеспечивали своих хозяев провизией, занимались воспитанием детей, развлекали римлян. Римляне перестали работать, заниматься науками и искусством , всё за них делали рабы.  Пир знатных римлян Это ослабило Рим, привело его к упадку.  Римский ученый Колуме́лла писал: «Рабы приносят величайший вред. Они плохо пасут скот, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай»  Объясните, почему праздный образ жизни, привёл к упадку хозяйства римлян и их нравов? Чему научил вас этот исторический пример? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабы обеспечивали своих хозяев провизией, занимались воспитанием детей, развлекали римлян. Римляне перестали работать, заниматься науками и искусством , всё за них делали рабы.

Пир знатных римлян

Это ослабило Рим, привело его к упадку.

Римский ученый Колуме́лла писал:

«Рабы приносят величайший вред. Они плохо пасут скот, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай»

Объясните, почему праздный образ жизни, привёл к упадку хозяйства римлян и их нравов?

Чему научил вас этот исторический пример?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Труд рабов Источники рабства ПРОВЕРЬ СЕБЯ ДОМ ПОМЕСТЬЕ ПЛЕН ДОЛГ ПИРАТСТВО ГАЛЕРЫ РЕМЕСЛО ГЛАДИАТОРЫ ПРЕСТУПНИКИ КАМЕНОЛОМНИ ДЕТИ РАБЫНЬ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Труд рабов

Источники рабства

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ДОМ

ПОМЕСТЬЕ

ПЛЕН

ДОЛГ

ПИРАТСТВО

ГАЛЕРЫ

РЕМЕСЛО

ГЛАДИАТОРЫ

ПРЕСТУПНИКИ

КАМЕНОЛОМНИ

ДЕТИ РАБЫНЬ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление Как связаны эти картинки? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

Как связаны эти картинки?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 49 для 5Б (51 для 5А). Выучить новые слова Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 49 для 5Б (51 для 5А).

Выучить новые слова

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!