Работа с молодыми педагогами.
Традиционная форма наставничества («один на один»).
На сегодняшний день в педагогической реальности существуют различные виды наставничества. Для меня наиболее результативной является традиционная форма наставничества («один на один»), которая, прежде всего, предполагает непосредственный контакт с молодым специалистом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети.
Сопровождение молодого специалиста я начинаю с анкетирования, цель которого заключается в следующем:
- в определении личностных качеств, профессиональных возможностей и трудностях начинающего педагога;
- в изучении уровня педагогической, профессиональной грамотности, его опасений и ожиданий;
- в улучшении адаптации начинающего педагога в дошкольном учреждении и условий профессиональной деятельности;
- в выявлении пожеланий относительно организации и содержания педагогической деятельности.
В своей практике я часто использую повторное анкетирование: первое анкетирование проводится перед началом профессиональной деятельности, а повторное – через 3 месяца после начала профессиональной деятельности. Следует отметить, что вторая анкета состоит из вопросов первой анкеты и дополнена некоторыми новыми вопросами. Для чего это делается? Прежде всего, для того, чтобы провести сравнительный анализ анкет: как молодой специалист ответил на вопросы перед началом своей профессиональной деятельности, и как изменилось его мнение на некоторые вопросы анкеты после определенного времени работы в должности воспитателя.
Сравнительный анализ анкет провожу вместе с молодым специалистом в открытом диалоге: обсуждаю с ним каждый ответ анкеты, почему на одни и те же вопросы анкеты даны разные ответы, что этому способствовало и т.п.
Полученные результаты анкетирования использую для дальнейшей эффективной работы с молодым специалистом.
Анкета для молодого специалиста (в канун первого рабочего дня)
ФИО:
Должность:
Дата заполнения:
Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
Что в профессии воспитателя Вы считаете самым главным?
Какими личностными качествами, по Вашему мнению, должен обладать воспитатель?
Какие чувства Вы испытываете перед началом своей педагогической деятельности?
радость, удовольствие от предстоящей работы с детьми;
уверенность в своих знаниях, желание работать;
тревожность, неуверенность в своих силах;
раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;
неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;
страх в общении с администрацией детского сада, родителями дошкольников;
другое
Удовлетворяет ли Вас уровень вашей профессиональной подготовки перед началом педагогической деятельности?
Каких знаний, умений, навыков или способностей Вам не хватает в начальный период Вашей педагогической деятельности?
В какой помощи Вы нуждаетесь сейчас?
Какие факторы будут влиять на Ваше отношение к работе?
признание работы;
уважение со стороны коллектива;
хорошая заработная плата;
хорошие условия работы;
возможность самосовершенствоваться;
стабильность, надежность организации;
творческая деятельность;
разнообразие работы;
возможность работы с детьми.
Какие задачи ставите перед собой в ближайшее время? Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
Анкета для молодого специалиста (через 3 месяца после начала профессиональной деятельности)
ФИО:
Должность:
Дата заполнения:
Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
Что в профессии воспитателя Вы считаете самым главным?
Какими личностными качествами, по Вашему мнению, должен обладать воспитатель?
Какие чувства Вы испытывали в первое время работы в детском саду?
радость, удовольствие от предстоящей работы с детьми;
уверенность в своих знаниях, желание работать;
тревожность, неуверенность в своих силах;
раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;
повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;
страх в общении с администрацией детского сада, родителями дошкольников;
другое
Каких знаний, умений, навыков или способностей Вам не хватает в начальный период Вашей педагогической деятельности?
В какой помощи Вы нуждаетесь сейчас?
Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала профессиональной деятельности?
да, изменилось в лучшую сторону;
да, изменилось в худшую сторону;
нет, осталось прежним;
затрудняюсь ответить.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
очень плохо отлично
изучение методической литературы, учебных пособий;
изучение литературы в сети Интернет;
другое.
Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?
признание работы;
уважение со стороны коллектива;
хорошая заработная плата;
хорошие условия работы;
возможность самосовершенствоваться;
стабильность, надежность организации;
творческая деятельность;
разнообразие работы;
возможность работы с детьми.
новизна деятельности;
условия работы;
возможность экспериментирования;
пример и влияние коллег и руководителя;
организация труда;
доверие;
возможность профессионального роста;
другое
Что Вам хотелось бы изменить?
Какие задачи ставите перед собой в ближайшее время? Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
да;
скорее да;
скорее нет;
нет;
не знаю.
Вывод: в каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. Первые дни самостоятельной работы самые трудные, волнительные, но при этом и самые радостные для педагога, ведь у него появляется возможность проявить себя. В этот момент очень важно не оставить молодого специалиста один на один с возможными трудностями, достаточно просто быть рядом и проявить внимание к его эмоциональному состоянию, интересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность молодого специалиста.