СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Замечательный педагог современности В.Сухомлинский писал: «Душа ребенка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любить, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Цель: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.

Реализации данной цели способствуют следующие задачи:

 

  • Формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;

 

  • Формировать у детей потребность общения с высокохудожественными образцами песенной музыки;
  • Учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями;
  • Создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств.
  • Воспитывать любовь и интерес к музыке; культуру чувств, поведения; музыкальный вкус;
  • Воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.
  • Развивать творческие способности детей, вокально-хоровые навыки; музыкальное мышление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)»


















Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»

(5-6 класс)







Руководитель:

Шевяков Илья Сергеевич









Возраст детей: 10 - 11 лет
Вид образовательной программы – рабочий
Срок реализации – 2 года



















г. Смоленск, 2022

I.Пояснительная записка


Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Замечательный педагог современности В.Сухомлинский писал: «Душа ребен-


ка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любить, сострадать,

творить добро, открывать прекрасное.


Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие:

формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостря-


ется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное ум-


ственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.


Цель: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важ-


ной и неотъемлемой части всей духовной культуры.


Реализации данной цели способствуют следующие задачи:


  • Формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;


  • Формировать у детей потребность общения с высокохудожественными образцами песенной музыки;


  • Учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями;


  • Создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств.


  • Воспитывать любовь и интерес к музыке; культуру чувств, поведения; музыкальный вкус;


  • Воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.


  • Развивать творческие способности детей, вокально-хоровые навыки; музыкальное мышление.


Основные содержательные линии курса:


  1. Индивидуальное и коллективное пение;


  1. Проведение музыкальных игр;


  1. Проведение тематических бесед о музыке и музыкантах;


  1. Слушание музыкальных произведений;


  1. Музыкально – ритмические движения;

6. Выполнение творческих заданий.


Форма организации:


Внеурочная деятельность осуществляется на базе МБОУ «СШ № 23» города Смоленска. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в кабинете русского языка, актовом зале, библиотеке.


Данная программа рассчитана на 136 часа с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.



II. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыкальная шка-


тулка» к концу первого года обучения (конец 5-го класса)


Обучающиеся должны иметь представление:



  • О музыкальных жанрах (песня, танец, марш);


  • О понятиях: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;


  • Наиболее популярных в России музыкальных инструментах;


  • Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыкальная шка-


тулка» к концу второго года обучения (конец 6-го класса)


Обучающиеся должны иметь представление:



  • Об истоках народного творчества, особенностях народного фольклора в Смоленской области;


  • О песенных и танцевальных жанрах;


  • О музыкальных формах;


  • О программной музыке, понимать значение программы в музыкальном произведении;


  • Представлять музыкальный образ, стиль в прослушанных произведениях;


  • Перечислять основные приемы развития музыки.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


    • Восприятия художественных образцов народной, классической и современ-ной музыки;


    • Исполнения знакомых песен;


    • Участия в коллективном пении;


    • Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

III.Содержание курса



Первый год обучения (5 класс)



I полугодие


В мире музыкальных звуков. Вводный. Знакомство с деятельностью кружка, основными направлениями.


Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Знакомство с легендами,


мифами о музыке и музыкантах. Чтение сказок о музыке и музыкантах, определение глав-ных героев и значение роли музыки.


«7 цветов радуги – 7 нот». Знакомство со звукорядом, нотным станом. Элементы нотной грамоты, работа в прописях.


Путешествие в музыкальный театр. Правила поведения в музыкальном театре. Роль музы-ки в театре и кино. Составить программу любимых песен из мультфильмов по интересам обучающихся.


Жанры вокальной музыки. Знакомство с жанрами: песня, романс, гимн. Знакомство с ис-торией возникновения гимна России, символика нашего государства: флаг, герб.


II полугодие


Этот удивительный ритм. Музыкально ритмические движения. Музыкальные игры. Зна-комство с длительностями. Участие в ритмических упражнениях, играх, музыкальных иг-рах.


Сказочные образы в музыке. Познакомить с музыкальными произведениями на сказоч-ный сюжет.


«Композитор, исполнитель, слушатель». Дать понятия: композитор, исполнитель, слу-шатель.


Музыкальные жанры. Знакомство с основными муз. жанрами (песня, танец, марш).


Музыкальные инструменты. Сказки о музыкальных инструментах, знакомство с темб-рами инструментов.


Творческая мастерская. Творческие задания по пройденному материалу.

Второй год обучения (6 класс)



I полугодие


Окружающий мир и музыка. Введение. Знакомство с деятельностью кружка, основными направлениями. Звуки, которые нас окружают.


Народное творчество. Корень музыкальной культуры. Значение слов: народ, творчество. Отличия народных песен от авторских. Особенности народного творчества в Вологодской области.


Народный календарь. Годовой цикл обрядов. Календарные песни. Праздники по народ-ному календарю.


Песенные жанры. Знакомство с былинами, историческими песнями, лирическими про-тяжными и городскими песнями.


Танцевальные жанры. Народные и бальные танцы, старинные танцы шествия и евро-пейские танцы.


Музыкальная гостиная. Выступление на концерте, участие в мероприятии.


II полугодие


Музыкальная форма. Знакомство с формами в музыке. Прослушивание музыкальных произведений и разбор по музыкальным формам.


Программная музыка. Что такое программная музыка. Для чего нужна программа. Му-зыкальный портрет, пейзаж. Тема времена года в музыке.


Музыкальный стиль. Особенности творчества композиторов. Понятие стиль.


Музыкальный образ. Понятие образ. Связь образа с замыслом композитора. Музыкаль-ная тема, способы ее изложения.


Приемы развития в музыке. Основные приемы развития в музыке: повтор (точны и не-точный), секвенция, контраст. Понятие о структурной единице (фраза, мотив).


Творческая мастерская. Творческие задания по пройденному материалу.

Учебно-тематическое планирование по программе Первый год обучения (5 класс)


Тема занятия

Дата проведения

Кол-во



По плану

Фактич.

часов


I полугодие



1

В мире музыкальных звуков.


2






2

Мифы, легенды, предания о музыке и музыкантах.



3






3

Сказки о музыке.



4






4

«7 цветов радуги – 7 нот»



3






5

Путешествие в музыкальный театр.



3






6

Песни из любимых мультфильмов.



3






7

Жанры вокальной музыки.



4






8

Символы нашего государства.



2







II полугодие









9

Этот удивительный ритм.



3






10

Музыкально ритмические движения.



3






11

Музыкальные игры.



2






12

Сказочные образы в музыке



3






13

«Композитор, исполнитель, слушатель»



3






14

Музыкальные жанры.



5






15

Музыкальные инструменты (народные)



3






16

Музыкальные инструменты (симфонические)



3






17

Творческая мастерская



3







Итого



68






Учебно-тематическое планирование по программе Второй год обучения (6 класс)



Тема занятия

Дата проведения

Кол-во





По плану

Фактич.

часов


I полугодие




1

Окружающий мир и музыка.



2






2

Народное творчество.



4






3

Народный календарь.



5






4

Песенные жанры.



4






5

Танцевальные жанры.



5






6

Музыкальная гостиная.



2







II полугодие










Музыкальная форма









7

Музыкальная форма.



2






8

Тема. Период.



2






9

Двухчастная форма.



2






10

Трехчастная форма.



2






11

Форма рондо.



2






12

Форма вариации.



2






13

Программная музыка.



3






14

Времена года в музыке.



3






15

Музыкальный стиль.



3






16

Музыкальный образ.



3






17

Приемы развития в музыке.



3






18

Творческая мастерская



3







Итого



68






Информационное обеспечение


  1. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Из-дательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007


  1. Настольная книга, школьного учителя - музыканта. АлиевЮ.Б. – М., «Владос»,

2000.

  1. Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»,

2002.


  1. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. «Педагогика», 1975.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!