СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "География Новосибирской области" для 10 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа   "География Новосибирской области  для 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "География Новосибирской области" для 10 класса»


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


Сарыбалыкская средняя школа




Принята Утверждена

на педагогическом Совете Директор

протокол от 30.08.2018 № 1 –––––––А.А.Свояк

приказ от 31.08.2018№20-од























Рабочая программа




«География Новосибирской области»


10класс


2018-2019 учебный год





Учитель:

Толкушкина Надежда Яковлевна













с.Сарыбалык

2018







Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с государственным стандартом основного общего образования по географии, с учѐтом Примерной программы основного общего образования по географии для образовательных учреждений. Программа «География НСО» основана на ПРОЕКТЕ «Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии. География Новосибирской области», 2018 года.


Содержание курса позволит познакомить учащихся с историей Новосибирской области, природой, культурными традициями, перспективами развития.

Курс "География Новосибирской области" рассчитан на один год в 10 классе. Данный курс предлагает краткое изучение Новосибирской области, прослеживается интеграция с другими предметами. Будет уделено внимание и истории, и культуре и учащиеся также узнают об интересных людях своего края. Это поможет учащимся лучше понять, насколько тесно далекое прошлое родного края связано с прошлым всей страны, а особенно г. Новосибирска. Региональный компонент призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Будучи составной частью региональной политики субъекта РФ, национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями населения региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона. Ведь история Новосибирской области - неотъемлемая часть истории нашей великой Родины.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 10 классе по 1 часу в неделю.


Изучение географического содержания краеведческой направленности на

ступени основного общего образования направлено на достижение следующих

целей:
  • освоение знаний

  • географических особенностях природы, населения и хозяйства Новосибирской области;

  • географическом разнообразии и целостности области;

об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; о роли географической науки в решении практических задач повседневной жизни;

  • овладение умениями

ориентироваться на территории НСО, использовать географические карты,

статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, переработки информации о природе НСО;

применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории нашей области;

проводить наблюдения за географическими объектами в естественных условиях;

  • развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды и экономическим развитием Новосибирской области;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений

в повседневной жизни для сохранения окружающей среды НСО и социально- ответственного поведения в ней;

адаптация к условиям проживания на территории области; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности. Содержательная часть программы должна охватить аспекты:

  • исторический, который связан с историей возникновения и развития поселения до современного этапа;

  • гео биологический;

  • этнический, который дает возможность ощутить и понять национальную специфику;

  • экологический, который связан с представлениями о природе области, возможностями охраны о конструирование зон отдыха и лечения.


Важнейшей особенностью преподавания курса "География Новосибирской области" является принцип выполнения самостоятельных работ с использованием местного материала. Учащиеся выполняют задания по книгам научно-

популярного характера, изучают отдельные статьи, готовят доклады и рефераты. Главная цель данного курса - формирование представления об особенностях природы, населения Новосибирской области, об истории, об её значение для г.

Новосибирска и её месте в стране, уважение к истории и культуре своей местности и населяющих её людей.


Задачи курса:
  • освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Новосибирской области;


  • о географическом разнообразии и целостности области;


  • об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;


  • о роли географической науки в решении практических задач повседневной жизни;


  • овладение умениями ориентироваться на территории НСО, использовать географические карты, статистические материалы, современные

геоинформационные технологии для поиска, переработки информации о природе НСО;


  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории нашей области;


  • -проводить наблюдения за географическими объектами в естественных условиях;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды и экономическим развитием Новосибирской области;


  • воспитание любви к своей местности, своему региону экологической

культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;


  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для

сохранения окружающей среды НСО и социально-ответственного поведения в ней;


  • адаптация к условиям проживания на территории области;


  • самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Обязательный минимум содержания региональной образовательной программы Источники географической информации


Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы,

населения и хозяйства Новосибирской области. Традиционные и современные методы изучения Земли. Методы получения, обработки, передачи и

представления географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве НСО.


Проведение простейших географических исследований: ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков,

статистических материалов.


География Новосибирской области.


Физико-географическая характеристика области.

Особенности географическое положение НСО, размеры территории, границы.

Открытие и исследования Сибири русскими путешественниками. Роль

сибирских ученых в современных исследованиях планеты. Основные этапы освоения Новосибирской области, этапы заселения, формирования культуры народов.

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал Новосибирской области. Особенности геологического строения и

распространение форм рельефа на территории нашей области. Полезные ископаемые НСО, зависимость их размещения от строения земной коры и

рельефа. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы.

Тип климата, факторы его формирования, климатический пояс. Погода и климат НСО.Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата Новосибирска и Новосибирской области. Климат и хозяйственная

деятельность людей. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их

размещения на территории области. Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности. Воздействие хозяйственной деятельности человека на водные объекты Новосибирской области. Меры по их сохранению и восстановлению.

Роль внутренних вод в жизненном укладе населения. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв НСО. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории области.

Растительный и животный мир НСО. Сохранение человеком растительного и

животного мира своей местности. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека (на примере Новосибирской области).

Природопользование. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования.

Проведение простейших географических исследований:


Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и

размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между

режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям.


Анализ физической карты и карт компонентов природы. Особенности природы: рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, почвы и природная зональность на территории НСО.


Описание растительного и животного мира на местности и по карте Оценка природных ресурсов области, их использование.


Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.


Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.


Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от

стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Результаты изучения темы «География Новосибирской области» Предметные результаты:
  • Формирование представлений об особенностях формирования Новосибирской области

  • Формирование представлений о географических явлениях и процессах, характерные для природы Юга Западной Сибири, компонентов природы, взаимосвязей между ними, их изменения в результате хозяйственной

деятельности человека;


  • Формирование представлений об особенностях географического положения объектов природы Новосибирской области;


  • Формирование представлений о формировании рельефа, природных и

антропогенных форм рельефа области; современных рельефообразующих процессах и опасных природных явлениях, характерных для территории нашего края;


  • Формирование представлений об особенности гидрографической сети края, влияния хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов; особенностях использования и охраны поземных вод в области;


  • Формирование представлений об особенностях растительного и животного мира, почв области, их использование человеком; об охраняемых природных

объектов на территории Новосибирской области; о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем в своей местности, мерах по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных

явлений;


  • Овладение элементарными методами географических исследований своей местности (наблюдение, описание).


Метапредметные результаты:


Универсальные способы деятельности:


  • Умение описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;


  • Умение находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Новосибирской области;


  • Умение приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды

на хозяйственную деятельность населения;


  • Умение составлять: краткую географическую характеристику различных территорий Новосибирской области на основе разнообразных источников информации и форм её представления, собственных наблюдений;


  • Умение определять: на местности, плане и карте Новосибирской области расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;


Личностные результаты:


  • Сформированность устойчивых установок социально – ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;


  • Овладение навыками применения географических знаний о природе родного края в различных жизненных ситуациях.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения географического содержания национально - регионального компонента Новосибирской области


Учащийся должен знать / понимать:


Основные географические понятия и термины. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области.


Учащийся должен уметь:


Устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи; Использовать разные источники информации для изучения географических объектов и явлений Новосибирской области;

Применять приборы и инструменты для определения количественных и

качественных характеристик компонентов природы своей местности; Наблюдать за фенологическими изменениями в природе, за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий; оценки их последствий; Решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; Анализировать и оценивать

состояние экономики НСО по картам и статистическим источникам, определять характер межотраслевых производственных связей. Решать экономические и экологические задачи; Проводить самостоятельный поиск географической

информации и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Учебно - тематическое планирование



урока

Тема занятий

Самостоятельные и практические работы

1.

Открытие и исследования

Сибири русскими путешественниками

Работа с атласом

2

Формирование НСО.

Сибирская железная дорога.

Определение положения НСО на

физической, административной карте

России; физической и политической картах мира.

3

Особенности географического положения НСО.

Определение положения области на градусной сетке:

  1. определение координат г. Новосибирска;

  2. нахождение Новосибирска по

координатам на глобусе и карте России;

  1. измерение расстояний по глобусу и

карте от г.Новосибирска до Северного Ледовитого, Тихого океанов,

экватора, Черного моря, Москвы.

4

Особенности геологического строения, рельеф НСО.

Установление взаимосвязи тектонических

структур, рельефа и полезных ископаемых на примере НСО

5

Современные процессы

рельефообразования


6

Полезные ископаемые НСО.

Заполнение табл. «Полезные ископаемые НСО»

7

Памятники природы

литосферы

Презентация

8

Особенности климата НСО

Определение комфортности климата и

рельефа для жизни населения

9

Оценка рекреационных

климатических условий НСО.

Работа с тестом учебника и атласом НСО

10

Внутренние воды НСО

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами территории НСО

11

Реки и озёра НСО

Заполнение табл. «Реки и озёра НСО»

12

Новосибирское водохранилище

Составление схемы «Новосибирское

водохранилище». Выявление + и – его строительства

13

Почвы.

Составление столбчатой диаграммы

«Качественный состав земельного фонда НСО»

14

Растительный мир НСО.

Выявление по тексту учебника

растительных сообществ области

15

Животный мир НСО.

Выявление по тексту учебника

сообществ животных области

16

Растения Красной книги НСО

Представление авторских презентаций

17

Животные Красной книги

НСО

Представление авторских презентаций

18

Природные зоны НСО. Лесная

зона.

Заполнение карто - схемы «Природные зоны НСО»

19

Лесостепная зона

20

Степная зона

21

Салаирский кряж

22

Охрана природы и

охраняемые территории НСО.

Представление авторских презентаций

23

ПТК НСО

Составление маршрута туристической

поездки по НСО

24

Экологическая обстановка в

НСО. Источники загрязнения окружающей среды

Выявление факторов позитивного и

негативного воздействия человека на природу.

25

Природа Родного края.

Посещение краеведческого музея (отдел природы)

26

Геральдика. Символика

Новосибирска и области.

Презентация

27

Топонимика. Улицы города,

происхождение названий

Работа с учебником

28

Виртуальное посещение музея города Новосибирска

Презентация « Виртуальное посещение музея города Новосибирска.»

29

История Здвинского района

Работа со справочными материалами

30

Крупные города и села

на территории области.

Посещение краеведческого музея (отдел истории)

31

Крупнейшие предприятия

Презентация «Виртуальное посещение музея завода им. В.П. Чкалова.»



Ноовосибирска


32

Наука и культура Новосибирска

Составление карто-схемы «Научно- культурные объекты Новосибирска»

Представление авторских презентаций

33

Известные люди

Новосибирска

Представление авторских презентаций

34

Памятники Новосибиска

Составление коллажа

35

Обобщение по курсу

«География НСО»

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

36

Заключительный урок.

Экспресс -олимпиада


Учебный комплекс для учителя:


  1. География Новосибирской области: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / В. М. Кравцов, Р. П. Донукалова. Новосибирск. Студия "Дизайн инфолио" 2000.

  2. Шмакова Г. В. Географическое краеведение: учебно-методическое пособие / Г. В. Шмакова, О. А. Керимшеева. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2003.

  3. Воробьёва И. Язык Земли. Западно - Сибирское книжное издательство. Н.: 1973.

  4. Новосибирск. Первые итоги 21 века. 2008.

  5. Основные итоги социально- экономического развития НСО за 2007 – 2016.

  6. Академия наук СССР. Новосибирская область. Природа и ресурсы. Из. Наука. Н.: 1978.


Учебный комплекс для учащихся:
    1. Атлас НСО, под редакцией В.М.Кравцова и др. - ОАО

«Новосибирская картографическая фабрика», 2010.

    1. Атлас Новосибирской области.

    2. Интернет-ресурсы:

http://www.protown.ru/russia/obl/obl1/info_175.html - Федеральный портал Новосибирской области.

http://www.balatsky.ru/NSO/NSO.htm - Природа НСО. http://gorod-nsk.ru/index_distr.html - Улицы Новосибирска.


Дополнительная литература:


  1. Троицкая В. И. Наш край в древности и средневековье. Новосибирск, 1996. З.Цивилёва Э. А. Земля Сузунская - земля Сибирская. Сузун, 2005.

  2. Цивилёва Э. А. Малая Родина. Сузун, 2007.


  1. Шрам В. Е. Навстречу природе. Западно - Сибирское книжное издательство. Н.: 1980.

  2. Красная книга Новосибирской области. Животные. Растения и грибы / Админ. Новосиб. области, Департамент природ. ресурсов и охраны окружающей среды ; редкол. Ю. Ю. Марченко ; предисл. В. А. Толоконский ; отв. ред. В. А. Юдкин ; отв. ред. Д. Н. Шауло. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : Арта, 2008.


  1. Водоемы города Новосибирска : [по материалам гидрол. и гидроэкол. исслед. 58 водоемов города (рек, водохранилища и прудов) в мае-сент. 2011 г.] / М. А. Бучельников, А. А. Перфильев, А. В. Панов, В. А. Чирков // Науч. проблемы трансп. Сибири и Дальнего Востока. - 2011.


  1. Охота. Рыбалка. Туризм. Новосибирская область: атлас / отв. ред. И. В. Данилевич; худож. А. Н. Медведев. - Новосибирск: Арта, 2004.


  1. Памятники природы регионального значения на территории Новосибирской области : карта // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области : информ.- метод. журнал. - 2009.


  1. Леса и лесное хозяйство Новосибирской области / И. В. Таран, С. И. Кабалин, И. А. Бех, А. Э. Платайс; отв. ред. И. Ю. Коропачинский. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979.


  1. Вагнер, Б. Б. Озеро Чаны / Б. Б. Вагнер // Семь озер России. - М.: Моск. лицей, 2004.


10.Нелюбимые животные [Видеозапись] / Н. Балацкий, А. Мугако. - Новосибирск: [б. и.], 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).







19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!