Планируемые результаты (основная программа) | Планируемые результаты (адаптированная программа) |
Личностные результаты: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; формирование духовных и эстетических потребностей; воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД Уметь донести свою позицию до собеседника; Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: Обучающиеся будут знать: изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; типы текстов: рассуждение, повествование, описание; стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный); структуру текста рассуждения уметь: распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); определять тему текста и основную мысль; распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте; определять грамматические значения заимствованных слов; строить словообразовательные цепочки. | Личностные результаты: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; формирование духовных и эстетических потребностей; воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД Уметь донести свою позицию до собеседника; Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: Обучающиеся будут знать: изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; типы текстов: рассуждение, повествование, описание; стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный); структуру текста рассуждения уметь: распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); определять тему текста и основную мысль; распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте; определять грамматические значения заимствованных слов; строить словообразовательные цепочки. |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм»
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Сочинение, ч. | Контрольная работа, ч | Проектная деятельность | Тест, ч |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 6 ч | 5 ч | | | 1 ч | |
2 | Язык в действии | 14 ч | 14 ч | | | | |
3 | Секреты речи и текста | 14 ч | 12 ч | 1 ч | | | 1ч |
Итого | 34 | 31 | 1 | | 1 | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема (основная образовательная программа) | Количество часов | Характеристика учебной деятельности (АООП) | Дата проведения занятия |
По плану | Фактически |
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч) |
1 | Экскурсия по старому городу. | 1 | Распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; Использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; Учиться понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами | | |
2 | Слова, описывающие город | 1 | | |
3 | Русский народный костюм | 1 | | |
4 | Элементы женского русского костюма | 1 | | |
5 | Проектное задание: «Русский народный костюм» | 1 | Выполнять проектное задание. | | |
6 | Защита проекта «Русский народный костюм» | 1 | | |
Язык в действии (14 ч) |
7 | Как правильно произносить слова. | 1 | Работать со словарем ударений. | | |
8 | Предупреждение ошибок в произношении слов в речи | 1 | | |
9 | Изобразительно- выразительные средства языка: метафора | 1 | Учиться подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение в устной и письменной речи; работать со словарем синонимов. | | |
10 | Изобразительно- выразительные средства языка: эпитет | 1 | | |
11 | Изобразительно- выразительные средства языка: сравнение | 1 | | |
12 | Изобразительно- выразительные средства языка: олицетворение | 1 | | |
13 | Фразеологизмы | 1 | Уметь находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; учитьсяуместно употреблять крылатые слова в речи. | | |
14 | фразеологизмы и крылатыеслова | 1 | | |
15 | Откуда приходят слова? | 1 | Знакомиться с заимствованными словами; учиться определять грамматические значения заимствованных слов. | | |
16 | Грамматические значения заимствованных слов. | 1 | | |
17-18 | Как растет слово? | 2 | Упражняться в словообразовании; работать с морфемно-словообразовательным словарем | | |
19-20 | Знакомство с элементами словообразования | 2 | | |
Секреты речи и текста (14 ч) |
21 | Темы текстов. Основная мысль текста. Опорные слова. | 1 | Учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | | |
22 | Определение темы текста, основной мысли | 1 | | |
23 | Сочинение на тему: «Мой выходной день» | 1 | | |
24 | Типы текста. | 1 | Познакомиться со структурой текста рассуждения; учиться составлять тексты рассуждения | | |
25 | Типы текста. Рассуждение. | 1 | | |
26 | Структура текста | 1 | | |
27 | Составлениерассуждения в художественном и научном стилях | 1 | | |
28 | Разговорный стиль речи | 1 | Учиться определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле | | |
29 | Книжный стиль речи (художественный и научный) | 1 | | |
30 | Культура общения. | 1 | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии | | |
31 | Понятие речевого этикета | 1 | | |
32 | правила речевого этикета во время спора | 1 | | |
33 | правила речевого этикета во время дискуссии. | 1 | | |
34 | Итоговый тест по материалам 3 класса | 1 | Выполнить итоговую работу | | |