Внеклассная работа по физической культуре
Внеклассная работа представляет собой систему организованных занятий
физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.
Выделяют два вида внеклассных занятий:
Систематические занятия – занятия в кружках физической культуры, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки.
Эпизодические занятия – ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, прогулки, экскурсии, спортивные праздники.
Внеклассная работа имеет специфические организационно-методические особенности:
· Внеклассная работа строится на добровольных началах;
· Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся;
· Внеклассная работа строится на основе активности школьников при постоянном контроле их деятельности со стороны администрации, учителей физической культуры, педагогов школы.
Внеклассная работа призвана решать следующие задачи:
· Вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями как можно большего количества школьников;
· Расширение и совершенствование знаний, умений, навыков, физических качеств, приобретенных на уроках физической культуры;
· Формирование умений и привычки самостоятельно использовать доступные средства физической культуры в повседневной жизни;
· Выбор спортивной специализации;
· Подготовка актива школы.
Формы организации работы.
Кружки физической культуры организуются для учащихся начальных и старших классов.
Учебно-тренировочная работа кружка направлена на решение следующих задач:
· Активизацию двигательного режима младших школьников;
· Расширение круга занятий по физической культуре;
· Овладение новыми двигательными умениями и навыками, полученными учащимися на уроках физической культуры;
· Формирование интереса к занятиям физической культурой.
Основой содержания занятий является программа по физическому воспитанию, но основное место отводится подвижным играм. В состав одного кружка привлекаются не более 25 учащихся. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю продолжительностью 40-60 минут в 1-4 классах и 60-90 минут в 5-11 классах.
В каждом кружке учащиеся распределяются на группы по уровню их физического развития и подготовленности.
Секции общей физической подготовки создаются для желающих улучшить свою физическую подготовленность. Группы формируются по 20-25 человек в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической подготовленности. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут.
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта.
В процессе тренировочных занятий решаются следующие задачи:
· Приобщение наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом;
· Содействие совершенствованию учащихся в избранном виде спорта;
· Подготовка школьников к участию в соревнованиях за команду школы;
· Подготовка к инструкторской работе и судейству.
В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям.
Массовые физкультурные и спортивные мероприятия.
К массовым внутришкольным физкультурным и спортивным мероприятиям относят дни здоровья и спорта, физкультурные праздники и разнообразные спортивные соревнования, которые занимают особое место во внеклассной работе по физической культуре.
В общеобразовательной школе различают соревнования внутри класса или секции, между классами.
По характеру зачета соревнования могут быть личными, командными и лично-командными.
Физкультурные праздники являются действенным средством пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Праздник должен демонстрировать достижения школьного коллектива физической культуры и подводить итоги его работы за определенный период времени.
Программу практики составляют следующие мероприятия:
· Открытие праздника (парад участников, торжественная часть);
· Показательные физкультурные и спортивные выступления;
· Массовые спортивные соревнования;
· Массовые игры, спортивные развлечения;
· Завершение праздника (награждение победителей, торжественное закрытие).
Дни здоровья и спорта в школах должны решать следующие основные задачи:
· Укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся;
· Повышение интереса детей к занятиям физической культурой;
· Активный отдых учащихся.
Особенности проведения дней здоровья:
Главным критерием дней здоровья и спорта является их массовость.
По продолжительности они не должны превышать двух часов для 1-4 классов, трех часов для учащихся 5-9 классов,четырех часов для учащихся 10-11 классов.
Проведение дней здоровья требует совместных усилий всего педагогического коллектива.
Коллектив физической культуры (КФК) в школе является самостоятельной организацией, призванный содействовать развитию физической культуры и спорта среди учащихся.
Коллектив физической культуры организует свою работу на основе ученического самоуправления, широкой творческой инициативы и самодеятельности, выборности его руководящих органов.
Высшим руководящим органом является общее собрание членов коллектива, которое ежегодно избирает совет коллектива физкультуры в составе не менее 7 человек.
Из своего состава совет избирает председателя, секретаря и распределяет обязанности между членами коллектива.
При совете коллектива физической культуры создаются комиссии: по массовой физической культуре, по спортивным мероприятиям, по подготовке физкультурного актива, по пропаганде и хозяйственная комиссия. Каждую комиссию возглавляет один из членов совета.