СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Данный материал позволяет в комплексе дать представление о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными предложениями, показать особенности их построения. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"»

Орфоэпическая минутка Прочитай правильно слова  Брала, поняла, поднялась, принялась, взялась, влилась, ворвалась, гналась, восприняла, отняла, воссоздала, налила

Орфоэпическая минутка

Прочитай правильно слова

Брала, поняла, поднялась, принялась, взялась, влилась, ворвалась, гналась, восприняла, отняла, воссоздала, налила

Вспомним! Дайте характеристику предложений.  1.Солнце освещало вершины которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3.Окна завесили шторами чтобы свет не беспокоил больного. 4. Ты знаешь когда родители вернутся ?

Вспомним!

Дайте характеристику предложений.

1.Солнце освещало вершины которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

3.Окна завесили шторами чтобы свет не беспокоил больного.

4. Ты знаешь когда родители вернутся ?

Проверим 1.Солнце освещало вершины лип  (каких?) , которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. (СПП с придаточным определительным) 3. Окна завесили шторами (для чего?) , чтобы свет не беспокоил больного. (СПП с придаточным обстоятельственным) 4. Ты знаешь (что?) , когда  родители вернутся ? (СПП с придаточным изъяснительным)  Какое принципиальное отличие существует между придаточными разных типов? Какова роль придаточных предложений в сложноподчиненном предложении?

Проверим

1.Солнце освещало вершины лип (каких?) , которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. (СПП с придаточным определительным)

3. Окна завесили шторами (для чего?) , чтобы свет не беспокоил больного. (СПП с придаточным обстоятельственным)

4. Ты знаешь (что?) , когда родители вернутся ? (СПП с придаточным изъяснительным)

Какое принципиальное отличие существует между придаточными разных типов?

Какова роль придаточных предложений в сложноподчиненном предложении?

Многочленное предложение

Многочленное предложение

Задачи Сегодня на уроке мы поговорим о многочленных предложениях. Рассмотрим виды связи придаточных частей в таких предложениях. Научимся рисовать схемы предложений с несколькими придаточными .

Задачи

  • Сегодня на уроке мы поговорим о многочленных предложениях.
  • Рассмотрим виды связи придаточных частей в таких предложениях.
  • Научимся рисовать схемы предложений с несколькими придаточными .
Три основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными К чему относятся? Как соотносятся между собой? Какого вида придаточные?

Три основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными

К чему относятся?

Как соотносятся между собой?

Какого вида придаточные?

Три основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными Однородное подчинение  Неоднородное (параллельное) подчинение  Последовательное подчинение

Три основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными

Однородное подчинение

Неоднородное (параллельное) подчинение

Последовательное подчинение

Однородное подчинение  Я узнал, что мы делали на уроке и  что  задали на дом.  Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.   Союзы и вообще средства связи в придаточных могут быть разными.   Главное − чтобы вопрос был одинаковым.   Что? Что?

Однородное подчинение

Я узнал, что мы делали на уроке и что

задали на дом.

Очевидно было, что Савельич передо

мною был прав и я напрасно оскорбил

его упреком и подозрением.

Союзы и вообще средства связи в придаточных могут быть разными.   Главное − чтобы вопрос был одинаковым.

Что?

Что?

Неоднородное (параллельное) подчинение  Зачем? Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что нам задали на дом.  Машина , которую  с нетерпением ожидали у пристани, вернулась, когда  на небе стали зажигаться первые звезды.  При неоднородном подчинении придаточные относятся одному предложению, но отвечают на разные вопросы    Что? Какая? Когда?

Неоднородное (параллельное) подчинение

Зачем?

Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что

нам задали на дом.

Машина , которую с нетерпением ожидали у

пристани, вернулась, когда на небе стали

зажигаться первые звезды.

При неоднородном подчинении придаточные относятся одному

предложению, но отвечают на разные вопросы

Что?

Какая?

Когда?

Последовательное подчинение    Я узнал, что мы повторяли тему, которую изучили на прошлой неделе.  Была ночь , когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ  Заметим, что при последовательном подчинении придаточные могут быть как одного вида, так и разных видов.  Какую? Что? Какая? Какого?

Последовательное подчинение  

Я узнал, что мы повторяли тему, которую

изучили на прошлой неделе.

Была ночь , когда я вышел на улицу из дома,

где в кругу близких читал свой рассказ

Заметим, что при последовательном подчинении придаточные могут

быть как одного вида, так и разных видов.

Какую?

Что?

Какая?

Какого?

Попробуем выполнить задание https://learningapps.org/1505434

Попробуем выполнить задание

  • https://learningapps.org/1505434

Многочленное подчинение

Многочленное подчинение

 Чтобы подготовиться к контрольной, я узнал, что   мы повторяли тему, которую изучили на прошлой  неделе, когда отсутствовал наш учитель и мы  работали вместе с параллельным классом. Зачем? Что? Какую? Какой?   В многочленных предложениях могут сочетаться различные типы подчинения. Зачем? Что? Какую? Какой?

Чтобы подготовиться к контрольной, я узнал, что

мы повторяли тему, которую изучили на прошлой

неделе, когда отсутствовал наш учитель и мы

работали вместе с параллельным классом.

Зачем? Что? Какую? Какой?

В многочленных предложениях могут сочетаться различные типы

подчинения.

Зачем?

Что?

Какую?

Какой?

Учимся составлять схемы Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почётная профессия на шахте. Когда мы пришли отец показал мне окуней и плотиц которых он выудил без меня. Мы отправились в путь солнечным утром когда ещё пели птицы когда ещё не обсохла роса на траве.

Учимся составлять схемы

  • Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почётная профессия на шахте.
  • Когда мы пришли отец показал мне окуней и плотиц которых он выудил без меня.
  • Мы отправились в путь солнечным утром когда ещё пели птицы когда ещё не обсохла роса на траве.

СПП с последовательным подчинением [ Виктор попросился в забойщики ] , ( потому что он слышал ) , ( что это самая почётная профессия на шахте ) . почему? что? [  ] , ( потому что…  ) , ( что…  ) изъяснительное причины

СПП с последовательным подчинением

[ Виктор попросился в забойщики ] , ( потому что он слышал ) , ( что это самая почётная профессия на шахте ) .

почему?

что?

[ ] , ( потому что… ) , ( что… )

изъяснительное

причины

СПП с параллельным подчинением ( Когда мы пришли ) , [ отец показал мне окуней и плотиц ] , ( которых он выудил без меня ) .  когда? каких? ( с.сл.когда… ) , [  ] , ( с.сл.которых… ) определительное времени

СПП с параллельным подчинением

( Когда мы пришли ) , [ отец показал мне окуней и плотиц ] , ( которых он выудил без меня ) .

когда?

каких?

( с.сл.когда… ) , [ ] , ( с.сл.которых… )

определительное

времени

СПП с однородным подчинением [ Мы отправились в путь солнечным утром ] , ( когда ещё пели птицы ) , ( когда ещё не обсохла роса на траве ) . когда? когда? [  ] , ( с.сл.когда… ) , ( с.сл.когда… ) времени времени

СПП с однородным подчинением

[ Мы отправились в путь солнечным утром ] , ( когда ещё пели птицы ) , ( когда ещё не обсохла роса на траве ) .

когда?

когда?

[ ] , ( с.сл.когда… ) , ( с.сл.когда… )

времени

времени

Расставьте знаки препинания,  начертите схемы предложени 1. Грустно думать что напрасно была молодость дана что изменяли ей всечасно что обманула нас она. 2. Когда говоришь без всякого плана сам не отгадаешь куда приведет тебя твоя речь.  3. Будь жесток к себе если не хочешь чтобы другие были к тебе жестоки. 4. В воздухе куда ни взглянешь кружатся облака снежинок  так что не разберёшь  идет ли снег с неба или с земли.

Расставьте знаки препинания, начертите схемы предложени

1. Грустно думать что напрасно была молодость дана что изменяли ей всечасно что обманула нас она.

2. Когда говоришь без всякого плана сам не отгадаешь куда приведет тебя твоя речь.

3. Будь жесток к себе если не хочешь чтобы другие были к тебе жестоки.

4. В воздухе куда ни взглянешь кружатся облака снежинок так что не разберёшь идет ли снег с неба или с земли.

 Что же нам требуется запомнить?   Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями называется многочленным. Союзы и вообще средства связи в придаточных могут быть разными.  Главное − чтобы вопрос был одинаковым. При неоднородном подчинении придаточные относятся к одному предложению, но отвечают на разные вопросы Заметим, что при последовательном подчинении придаточные могут быть как одного вида, так и разных видов. В многочленных предложениях могут сочетаться различные типы подчинения.

Что же нам требуется запомнить?

  • Сложноподчиненное предложение с несколькими

придаточными частями называется многочленным.

  • Союзы и вообще средства связи в придаточных

могут быть разными.  Главное − чтобы вопрос был

одинаковым.

  • При неоднородном подчинении придаточные относятся к

одному предложению, но отвечают на разные вопросы

  • Заметим, что при последовательном подчинении

придаточные могут быть как одного вида, так и разных

видов.

  • В многочленных предложениях могут сочетаться различные

типы подчинения.

Остались вопросы?

Остались вопросы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!