СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока: Криволинейное движение, равномерное движение материальной точки по окружности. Линейная и угловая скорости.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока: Криволинейное движение, равномерное движение материальной точки по окружности.  Линейная и угловая скорости.

Приподготовке темы обучающиеся используют сайты:

http://class-fizika.ru https://videouroki.net; https://physics.ru;  https://imfourok.net

 

Просмотр содержимого документа
«План урока: Криволинейное движение, равномерное движение материальной точки по окружности. Линейная и угловая скорости.»

Раздел долгосрочного планирования:


Колледж: КГКП «Костанайский педагогический колледж2 Управления образования Костанайской области

Топ/ Группа/ Group:

ФИО преподавателя: Сыздыкова Б.С.


Участвовали:

Не участвовали:

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme:

Криволинейное движение, равномерное движение материальной точки по окружности.

Линейная и угловая скорости.

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

описывать равномерное движение тела по окружности, используя понятия линейных и угловых величин

применять формулу взаимосвязи линейной и угловой скорости при решении задач

применять формулы центростремительного ускорения при решении задач


Мақсаты/ Цель занятия/ Objectives :


Обучающиеся научатся:

описывать равномерное движение тела по окружности

определять линейную и угловую скорости, центростремительное ускорение, период, частоту вращения

Критерии оценивания


Обучающийся:

Проявляет знание и понимание основных понятий: перемещение, путь, скорость и ускорение криволинейного движения, период и частоту вращения тела

Умеет решать задачи по образцу

При решении задач свободно владеет изученным материалом.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология: путь, скорость, ускорение, криволинейное движение, период, частота вращения тела

Серия полезных фраз для диалога/письма

Воспитание ценностей

Құндылық/ ценность: Жалпыұлттық «Мәңгілік Ел» идеясының құндылықтары / Ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»/ «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру»

воспитание ответственности, настойчивости и познавательной активности обучение на протяжении всей жизни.

Межпредметная связь

математика

Предыдущие знания

Механическое движение, материальная точка, относительность движения, прямолинейное равномерное движение, равноускоренное движение

Ресурсы

http://class-fizika.ru

https://videouroki.net; https://physics.ru;

https://infourok.ru










Ход урока

Время / этапы урока

Деятельность учителя

Каким образом я достигну целей обучения?  

Деятельность учащихся

Оценивание

(метод/ прием/ техника/ стратегия)


Способы дифференциации

(какую дополнительную поддержку планирую оказывать?/ какие задачи буду ставить перед более способными учащимися?)

1.Начало урока




Приветствие на трех языках:

Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning. Установка на учебную деятельность.

Для установления благоприятной атмосферы в группе провести тренинг «Комплимент»

(Обучающиеся становятся в круг. Каждый говорит комплимент, стоящему по левую руку, то есть по часовой стрелке, слово, начинающееся на первую букву имени. Например: Дарья-добрая, Татьяна- тактичная и т.д.)

Вход на тему занятия и целеполагание.

Приветствие преподавателя

Включаются в деловой ритм урока


Словесное одобрение



2.Актуализация знаний

 Метод «Карусель» - группам учащихся раздаются листы с вопросами, по хлопку учащиеся отвечают на вопрос и передают следующей группе, пока не закончатся вопросы.

Какое движение называется механическим движением? 

Назовите виды механического движения.

Какое движение называется поступательным? Приведите примеры.

Какое движение называют равномерным прямолинейным?

Что называют скоростью равномерного прямолинейного движения?

Уравнение движения и координаты тела для равномерного прямолинейного движения.

Какое движение называют неравномерным?

Что называют средней скоростью неравномерного движения?

Какое движение называют равноускоренным?

Что называют ускорением?

Какая формула выражает смысл ускорения?

Сформулируйте определение единицы ускорения в СИ?

Направление вектора ускорения.

Чем отличается равноускоренное прямолинейное движение от равнозамедленного?

Напишите формулу для скорости в любой момент времени.

Как получить формулу перемещения, если известно время движения?

Получите формулу скорости, если время движения неизвестно.

Как рассчитать координату тела при равноускоренном прямолинейном движении.

В чем заключается относительность движения тел? Приведите примеры

относительности движения тел.


Механическое движение —это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Движение тела может быть прямолинейным, т.е. когда траекторией движения является прямая линия. А может быть и криволинейным, когда траекторией движения является кривая линия.

Виды механического движения

Простейшими видами механического движения тела конечных размеров являются поступательное и вращательное движения.

Поступательное движение – это движение твердого тела, при котором прямая, соединяющая две любые точки тела, остается параллельной самой себе.

Движение тела, при котором все его точки движутся одинаково, называют поступательным.

При поступательном движении все точки тела движутся по одинаковым траекториям, параллельным друг другу, с одинаковыми в каждый момент времени по модулю и направлению скоростями и ускорениями. Общая скорость всех точек называется скоростью поступательного движения, а общее ускорение всех точек – ускорением поступательного движения.

Поступательное движение бывает как криволинейным, так и прямолинейным.

Например, поступательно движется человек, находящийся в кабине лифта, или чемодан, который поднимают с пола.

Словесное одобрение

(ФО) Учитель наблюдает за процессом опроса и даёт обратную связь.

(ФО) Самооценивание по листу самооценки

Ребята отвечают на вопросы по желанию.

В группе могут выбрать вопрос, на который хотят ответить.

Основная часть















Тему «Равномерное движение тела по окружности» изучают самостоятельно.

Обучающиеся садятся за компьютеры.

Источник информации выбирают по своему желанию

Контроль за выбором сайта обучающихся.

Вопросы на которые необходимо ответить:

Определение

Криволинейное движение

Рав­но­мер­ное дви­же­ни­е тела по окруж­но­сти.Примеры.

Определение и формулы:

Линейная скорость.

Пе­ри­о­дом вра­ще­ния (T) 

Ча­сто­та вра­ще­ния (n)

Уг­ло­вой ско­ро­стью () 

Направление центростремительного ускорения


Среди различных видов криволинейного движения особый интерес представляет равномерное движение тела по окружности. Это самый простой вид криволинейного движения. Такое движение совершают точки вращающихся колес, роторов турбин, искусственные спутники, вращающиеся по орбитам и т. д. При равномерном движении по окружности численное значение скорости остается постоянным. Однако направление скорости при таком движении непрерывно изменяется.

Скорость движения тела в любой точке криволинейной траектории направлена по касательной к траектории в этой точке. В этом можно убедиться, наблюдая за работой точила, имеющего форму диска: прижав к вращающемуся камню конец стального прута можно увидеть отрывающиеся от камня раскаленные частицы. Эти частицы летят с той скоростью, которой они обладали в момент отрыва от камня. Направление вылета искр всегда совпадает с касательной к окружности в той точке, где пруток касается камня. По касательной к окружности движутся также брызги от колес буксующего автомобиля.

Мгновенная скорость тела в разных точках криволинейной траектории имеет различные направления, тогда как модуль скорости может быть или всюду одинаковым, или изменяться от точки к точке. Но даже если модуль скорости не изменяется, ее все равно нельзя считать постоянной. Ведь скорость – величина векторная, а для векторных величин модуль и направление одинаково важны. Поэтому криволинейное движение всегда ускоренное, даже если модуль скорости постоянен. Рав­но­мер­ное дви­же­ни­е -дви­же­ние, при ко­то­ром за любые рав­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни тело по­во­ра­чи­ва­ет­ся на оди­на­ко­вые углы.

Уско­ре­ние на­прав­ле­но вдоль ра­ди­у­са к цен­тру окруж­но­сти. На­зы­ва­ет­ся такое уско­ре­ние цен­тро­стре­ми­тель­ным.

Пе­ри­о­дом вра­ще­ния (T) на­зы­ва­ет­ся время од­но­го пол­но­го обо­ро­та. Из­ме­ря­ет­ся в си­сте­ме СИ в се­кун­дах.

 

При­ме­ры пе­ри­о­дов: Земля вра­ща­ет­ся во­круг своей оси за 24 часа (), а во­круг Солн­ца – за 1 год ().

Фор­му­ла для вы­чис­ле­ния пе­ри­о­да:

 ,

где  – пол­ное время вра­ще­ния;  – число обо­ро­тов.

Ча­сто­та вра­ще­ния (n) – число обо­ро­тов, ко­то­рое тело со­вер­ша­ет в еди­ни­цу вре­ме­ни. Из­ме­ря­ет­ся в си­сте­ме СИ в об­рат­ных се­кун­дах.

 

Фор­му­ла для на­хож­де­ния ча­сто­ты:

 ,

где  – пол­ное время вра­ще­ния;  – число обо­ро­тов

Ча­сто­та и пе­ри­од – об­рат­но про­пор­ци­о­наль­ные ве­ли­чи­ны:

 

Уг­ло­вой ско­ро­стью () на­зы­ва­ют от­но­ше­ние из­ме­не­ния угла, на ко­то­рый по­вер­ну­лось тело, ко вре­ме­ни, за ко­то­рое этот по­во­рот про­изо­шел. Из­ме­ря­ет­ся в си­сте­ме СИ в ра­ди­а­нах, де­лен­ных на се­кун­ды.

 

Фор­му­ла для на­хож­де­ния уг­ло­вой ско­ро­сти:

 ,

где  – из­ме­не­ние угла;  – время, за ко­то­рое про­изо­шел по­во­рот на угол .

 – уг­ло­вая ско­рость

 – ли­ней­ная ско­рость

  связь между ли­ней­ной и уг­ло­вой ско­ро­стью

При равномерном движении тела по окружности ускорение в любой ее точке всегда направлено перпендикулярно скорости движения по радиусу окружности к ее центру и называется центростремительным ускорением.

Цен­тро­стре­ми­тель­ное уско­ре­ние свя­за­но с ли­ней­ной ско­ро­стью фор­му­лой:

 


Во время работы с источником используется приём «Цветные карточки» для осуществления обратной связи.

Обучающиеся или группы, у которых возникают сложности, поднимают кружок красного цвета.

































































Дифференциация по источнику.

Предоставляется выбор источника

(студенты в группе могут использовать учебник или электронный ресурс)


Диалог, если некоторым студентам потребуется подробная и конкретная помощь в ходе выполнения задания.















Закрепление темы

Фронтальный опрос

Во­просы: 

1.По­че­му дви­же­ние по окруж­но­сти все­гда яв­ля­ет­ся уско­рен­ным?

2.Как можно пред­ста­вить про­из­воль­ное кри­во­ли­ней­ное дви­же­ние?

3.По­че­му при­бор с более длин­ной стрел­кой будет чув­стви­тель­нее?

4.Есть ли на по­верх­но­сти Земли точки, в ко­то­рых уг­ло­вая ско­рость, свя­зан­ная с су­точ­ным вра­ще­ни­ем Земли, равна нулю?


Тело















Выполнение заданий по методу «Думай, решай, делись»

Задание

Дескрипторы:

Проанализировать условие задачи

Перевести данные физических величин в СИ

Записать и преобразовать формулу для нахождения неизвестной величины

Подставить числовые значения и провести расчеты.

Записать ответ в системе СИ.

Решение задач

1.Чему равна скорость тела, движущегося по окружности радиусом 10 см с периодом обращения

2 с?

2. Чему равен период обращения тела по окружности радиусом 20 см, если центростремительное ускорение тела составляет 0,88 м\с2?

3.Пе­ри­од вра­ще­ния ло­па­стей вет­ря­ной мель­ни­цы равен 5 с. Опре­де­ли­те число обо­ро­тов ло­па­стей за 1 ч.

4.Ве­ло­си­пе­дист дви­жет­ся по за­круг­ле­нию до­ро­ги ра­ди­у­сом 50 м со ско­ро­стью 36 км/ч. С каким уско­ре­ни­ем он про­хо­дит за­круг­ле­ние?

5.Земля вра­ща­ет­ся во­круг своей оси с цен­тро­стре­ми­тель­ным уско­ре­ни­ем 0,034 . Опре­де­ли­те уг­ло­вую ско­рость вра­ще­ния, если ра­ди­ус Земли – 6400 км.

Ответы: 

1. Уско­рен­ным это дви­же­ние яв­ля­ет­ся из-за того, что при таком виде дви­же­ния по­сто­ян­но из­ме­ня­ет­ся на­прав­ле­ние ско­ро­сти.

2.Как ком­би­на­цию пря­мо­ли­ней­но­го дви­же­ния и дви­же­ния по окруж­но­сти. Ве­ли­чи­на, об­рат­ная ра­ди­у­су окруж­но­сти, по ко­то­рой дви­жет­ся тело, на­зы­ва­ет­ся кри­виз­ной.

3.По­то­му что при из­ме­не­нии угла на неболь­шую ве­ли­чи­ну, кон­чик стрел­ки прой­дет зна­чи­тель­ное рас­сто­я­ние, рав­ное про­из­ве­де­нию этого угла на длину стрел­ки.

4.Есть. Та­ки­ми точ­ка­ми яв­ля­ют­ся гео­гра­фи­че­ские по­лю­сы Земли. Ско­рость в этих точ­ках равна нулю, по­то­му что в этих точ­ках вы бу­де­те на­хо­дить­ся на оси вра­ще­ния.




По методу «Думай, решай, делись» решают самостоятельно задачи, обсуждают в группе, делятся с одноклассниками путями решения.

Приём «Цветные карточки»

Зелёный-всё понятно

Жёлтый- есть вопросы

Красный- не понятно


































Обучающиеся, которые подняли зеленую карточку по всем заданиям, приходят на помощь тем, кто поднял карточки желтого и красного цвета.

Конец урока

Үй тапсырмасы. Домашнее задание

Все: изучить параграф …

ответить на контрольные вопросы ( устно)

Решить задачи в тетради - письменно.

№№ …

Большинство: составить тест из 5 вопросов на тему «Равномерное движение тела по окружности»

Некоторые: составить кроссворд на тему «Кинематика» минимум из 10 слов.

Записывают домашнее задание и понимают методику его выполнения

Прием «Цветные карточки»

Дифференцированное домашнее задание.

Преподаватель или студент, один из наиболее мотивированных по желанию) делают общий вывод по достижению цели занятия.

Рефлексия учителя по проведенному уроку

Рефлексия «Советы самому себе».

Каждый обучающийся записывает советы.







а
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!