СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы философии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Основы философии»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Абрамцевский художественно-промышленный колледж

имени В.М. Васнецова

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»

Абрамцевский филиал ФГБОУ ВО «МГХПУ им. С.Г. Строганова




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

По учебно-воспитательной работе

_________________Т. Н. Максутова

__________________________2023 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Специальность 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)


ФГОС СПО утвержден приказом Минобрнауки России от «31» мая 2021 г. № 287







Квалификация - Художник-мастер, преподаватель Программа подготовки - углублённая

Форма подготовки – очная







ХОТЬКОВО 2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального (далее СПО), 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) для отделений: художественная керамика, художественная обработка дерева,

художественная резьба по кости, художественная резьба по камню, художественный металл

Базисного учебного плана, Примерной образовательной программы. Организация: Абрамцевский филиал ФГБОУ ВО «МГХПА им. С.Г. Строганова»

Составитель: преподаватель Ефремова Н. А.

Рабочая программа рекомендована методической комиссией АХПК

”ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОЦИКЛА”

протокол №_01_ от «_05» cентября_2023 г. Председатель методической комиссии: Петрова Ю.В.

Рассмотрена педагогическим советом Абрамцевского филиала протокол № 2 от

«05» октября 2023_г.

Утверждена заместителем директора по УВР:

Максутовой Т.Н.

«05 »сентября 2023_г.

Рецензент: Канатчикова Е. В., преподаватель Абрамцевского филиала Рецензент: Максутова Т.Н., преподаватель Абрамцевского филиала

СОДЕРЖАНИЕ





  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 6

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13

  2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 14

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины Основы философии для специальностей среднего профессионального образования для специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам):

художественная керамика, художественная обработка дерева, художественная резьба по кости, художественная резьба по камню, художественный металл.

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина является учебным предметом общегуманитарного и социально- экономического учебного цикла ОГСЭ.01


    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;


знать:

основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,

культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

    1. Перечень формируемых компетенций:

Общие компетенции (ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.



1.5 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов; самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лекции

32

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 4 курс 8 семестр

    1. Тематический план и содержание дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

4 курс 7 семестр (32 часа)

Введение.

Содержание учебного материала



Философия, её смысл,

функции и роль


2

Лекция. Философия как любовь к мудрости, как учение о

разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в

1,2

в обществе.

целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и

знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык




философии.



Раздел I.

Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени.




Тема 1.1.

Философия античного мира и Средних веков.

Содержание учебного материала



Лекция. Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит, Парменид, Сократ, Платон, система Аристотеля, Демокрит, Эпикур, циники, стоики, скептики, киники).

2

2,3


Лекция Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский).Спор номиналистов и реалистов в Средние века

2



Практическое занятие по теме: Восточная философия

2



Восточная философия. Философия Древней Индии (неортодоксальная система: материализм, буддизм, джайнизм; ортодоксальная система). Древнекитайская философия (конфуцианство, моизм, даосизм, школа легистов, школа Инь и Ян).


Тема 1.2.

Философия Нового и Новейшего времени.

Содержание учебного материала


2

2


Лекция Философия Возрождения. Гуманизм и проблемы морали (Н.Кузанский и Н.Макиавелли). Философия эпохи Просвещения.


Лекция Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза,

2


В. Г. Лейбниц).



Лекция Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д.

2


Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (И. Кант,


Г. Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К.


Маркс).


Практическое занятие: Г.Гегель против И.Канта. Гегель:

философия есть наука, логика. Диалектика. «Наукоучение» Фихте.

2


Натурфилософия Шеллинга. Тест.


Лекция Постклассическая философия второй половины XIX-XX

2

2

в.в. (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон).



Лекция Русская философия

XIX-XX

в.в.

Ф.Достоевский,

2

2

Л.Толстой, Н.Бердяев, В.Соловьев.






Практическое занятие: Основные черты русской философии.

2


В.С.Соловьев: «Абсолютное осуществляет благо через истину в


красоте». Философия Н.А.Бердяева: человек- это откровение,


свобода и творчество.


Лекция Современная философия (неопозитивизм и аналитическая

2

2

философия, экзистенционализм, философия религии, философская



герменевтика, структурализм, постструктурализм).



Лекция О философской ситуации в России. Плюрализм в философии.

2


Раздел Человек- сознание познание

II.





Тема 2.1.

Содержание учебного материала



Человек как главная

философская

Лекция Человек как главная философская проблема. Философия о происхождении и сущности человека.

2

2,3

проблема.




Практическое занятие: В поисках целостного учения о человеке.

2


Лекция Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к

2



самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе.




Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я».




Лекция Фундаментальные характеристики человека:

2



несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость,




непредопределенность.




Лекция Основополагающие категории человеческого бытия:

2



творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.



Тема Проблема сознания.

2.2.

Содержание учебного материала


2


Лекция Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание, сознание

как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в

2



науке и в философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык.



Лекция Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

2

2

Практическое занятие: Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

2



4 курс 8 семестр (16 часов)



Тема 2.3.

Учение о познании

Содержание учебного материала


1


Лекция Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания.

2.3


Лекции Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании.

1



Лекции Что такое знание? Здравый смысл, наивный реализм научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины.

2

2,3


Практическое занятие по теме: Учение о познании.

2



Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания.



Методы и формы научного познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, гипотеза, эксперимент, моделирование).


Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство).




Тема 3.1.

Содержание учебного материала



Философия и научная картина мира.


2

Лекции Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь,

пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и

2


исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и




философские представления о месте человека в космосе.



Тема 3.2.

Содержание учебного материала



Философия и религия.


1

Лекции Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле

2


человеческого существования. Значение веры в жизни




современного человека. Противоречия между религиями и




экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.




Тема 3.3. Философия и искусство.

Содержание учебного материала

1


Лекции Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношение гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.

2

Раздел IV. Социальная жизнь.




Тема 4.1. Философия и история.

Содержание учебного материала



Лекции Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г,В.Ф. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).

1

2,3

Лекции Русская философия об исторической самобытности России. П. Я. Чаадаев о судьбе России. Проблема «конца истории».

1


Тема 4.2. Философия и культура.

Содержание учебного материала


1


Лекции Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

2,3

Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности.

Содержание учебного материала


1


Лекции Кризис современной цивилизации: гибель, природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

2,3

Дифф. зачет.

Итоговое занятие

2


ВСЕГО

48




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    1. Требования к минимальному материально техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Социально – экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»;


Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий Основная литература
  1. Губин В. Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений.- М.: ТОН, 2012.

  2. Губин В. Д. Философия. Элементарный курс.- М.: Гардарики, 2011.

  3. Философия. Учебник. 2-ое изд./Под ред. В. Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова.- М.: ТОН, 2011.

  4. Хрестоматия по истории философии. В 3 т. – М.: Владос, 2011.



Дополнительная литература:


  1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс, 3-е издание. – М.: Юридическая литература, 1996.

  2. Володина С.И., Спасская С.С. Основы правовых знаний. Учебник. Кн.2. – М.: Вече, 2003.

  3. Мельникова Э.Б. толковый юридический словарь школьника: уч.пособие. – М.: Вита-Пресс, 2000.

  4. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003.

  5. Смирнова Л. Как и куда правильно написать жалобу, чтобы отстоять свои права. – М.: АСТ, 2008.

  6. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. – М.: Юристъ, 1999.

  7. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. профессора А.Я.Капустина. – М.: Гардарики, 2005.

  8. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

  9. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1. – М.: Проспект, 2005.

  10. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». – М.: ИНФРА-М, 2002.

  11. Федеральный закон Российской Федерации «Об авторских и смежных правах»

  12. Трудовой кодекс Российской Федерации. – 3-е изд. – М.: ОСЬ-89, 2006.

Интернет ресурсы:


  1. philosohy.ru – портал «Философия в России». Содержит обширную библиотеку, а также разделы: справочники, учебники, сетевые энциклопедии, программы курсов, госстандарты, философские организации и центры.


  1. intencia.ru –сайт «Все о философии». Разделы: история философии, философы, философия стран, философия религии, философия истории, политическая философия, книги.


  1. anthropology.ru «Антропология». Веб – кафедра философской антропологии: тексты, материалы семинаров, дискуссии, научная жизнь, программы курсов, подборка текстов по тематике сайта.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль проводится в форме тестов, самостоятельных письменных работ и т.д.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 5 семестре 3 курса. Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для собеседования, рубежного контроля, примерной тематики и содержания проверочных работ, тестовых заданий, рефератов, вопросов к дифференцированному зачету отражено в приложении к Рабочей программе дисциплины.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умеет:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знает:

основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Ведение конспекта Проверочные работы Тестовые задания Рефераты

Дифференцированный зачет


ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


Вопросы к дифференцированному зачёту по курсу Основы философии

  1. Понятие мировоззрения и его структура.

  2. Вопросы философии. Основной вопрос философии.

  3. Функции философии.

  4. Понятие философии. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства.

  5. Раннегреческая натурфилософия: Фалес и Гераклит.

  6. Элеатская философская школа: Зенон, Парменид, Ксенофон.

  7. Атомистская теория Демокрита.

  8. Философское учение софистов: Протагор, Горгий.

  9. Философское учение Сократа.

  10. Философская система Платона.

  11. Философская система Аристотеля.

  12. Эпикуреизм.

  13. Стоицизм.

  14. Философия Средних веков. Патристика. Августин Блаженный.

  15. Философия Средних веков. Схоластика. Фома Аквинский.

  16. Философия Нового времени. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс) и реалистов (Р. Декарт, Спиноза).

  17. Немецкая классическая философия. И. Кант.

  18. Немецкая классическая философия. Г. Гегель.

  19. Немецкий материализм. К. Маркс. Ф. Энгельс.

  20. Постклассическая немецкая философия XIX-XX в.в. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

  21. Русская религиозная философия. Ф. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев.

  22. Основные направления современной философии: неопозитивизм, экзистенционализм, аналитическая философия, философия религии и другие.

  23. Человек как главная философская проблема. Философия о происхождении и сущности человека.

  24. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть.

  25. Бытие. Его основные формы и их диалектика.

  26. Философия о происхождении и сущности сознания.

  27. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание, сознание как поток переживаний (душа).

  28. Основные идеи психоанализа З. Фрейда.

  29. Теория архетипов К. Юнга.

  30. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

  31. Философское учение о познании.

  32. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

  33. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании.

  34. Методы и формы научного познания.

  35. Проблема истины.

  36. Философия и научная картина мира. Основные категории научной картины мира и их философская интерпретация.

  37. Философия и религия.

  38. Философия и искусство.

  39. Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г. Гегель, К. Маркс), циклического развития (А. Тойнби).

  40. Философия и культура.

  41. Философия и глобальные проблемы современности.

  42. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

  43. Русская философия об исторической самобытности России. П. Я. Чаадаев о судьбе России.

  44. Проблема «конца истории».



Перечень тестовых заданий по курсу: Основы философии


  1. Мировоззрение это:

а) мироощущение; б) знание о мире;

в) практический опыт человека;

г) совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру.


  1. Завершите фразу:

“Философское мировоззрение представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на… ”


  1. Покажите соотношение философии и мировоззрения:

а) философия – это мировоззрение;

б) философия и мировоззрение – основные формы мифологии; в) философия – теоретическое ядро мировоззрения;

г) философия – форма интегрирующего мышления;

д) философия – теоретическая наука, мировоззрение относится к области практического.

  1. Определите, какие из перечисленных вопросов являются философскими:

а) как устроен мир?

б) каковы пути решения экологического кризиса?

в) что есть человек и какое место он занимает в мире? г) что есть истина?

д) расширяется ли Вселенная?

е) возможны ли небелковые формы жизни?


  1. Основной вопрос философии – это:

а) первичность материального; б) познаваемость мира;

в) отношение идеального к материальному, сознания к материи; г) методология познания;

д) вопрос о ценностной ориентации личности.


  1. Суждения, характерные только для материализма:

а) Бог не существует;

б) основой мира является мировой разум; в) бытие определяет сознание;

г) мир существует вне сознания;

д) материя – это все, что обладает массой и энергией; е) сознание есть свойство, продукт материи;

ж) тела состоят из атомов.


  1. Установите соответствие следующих понятий:


а) онтология; б) гносеология; в) логика.


  1. бытие;

  2. истина;

  3. сознание;

  4. познание;

  5. время;

  6. заблуждение;

  7. понятие;

  8. материя;

  9. суждение;

  10. пространство;

  11. умозаключение;

  12. движение.


  1. Завершите фразу:

“Познание – это творческая деятельность субъекта, направленная на. . .”


  1. Суждения, выражающие сущность агностицизма:

а) в науке существуют неразрешимые задачи;

б) все наши знания, все научные теории – это лишь гипотезы; в) я знаю, что ничего не знаю;

г) пути Господни неисповедимы;

д) человек никогда не сможет исчерпать всех тайн природы;

е) существуют принципиально непознаваемые вещи; ж) нашим ощущениям нельзя доверять.


  1. Сущность второй стороны основного вопроса философии:

а) может ли человечество знать все обо всем?

б) можно ли познать сущность вещей, законы материального мира?

в) можно ли в процессе познания получить абсолютно точное знание обо всем мире?


  1. Трактовка бытия в традиционной философии:

а) существование; б) вселенная;

в) Бог;

г) природа;

д) окружающая нас действительность; е) материя.


  1. Понятие “материи” в материалистической философии:

а) вещь;

б) все, что обладает массой и энергией;

в) абстракция, не имеющая под собой реального основания; г) объективная реальность;

д) субъективная реальность.


  1. Установите соответствие между структурными образованиями материи и формами ее движения:


а) неживая природа; б) живая природа; в) общество


  1. обмен веществ;

  2. перемещение в пространстве;

  3. световые явления;

  4. функционирование внутриорганизменных систем;

  5. смена идеологий;

  6. движение атомов;

  7. химические реакции;

  8. перемещение во времени;

  9. развитие материально-экономических отношений.


  1. Завершите фразу:

“Пространство – свойство объектов быть протяженными, . . .”


  1. Установите соответствие между следующими понятиями:


а) познавательный оптимизм; б) скептицизм;

в) агностицизм.


  1. сомнение в достоверности нашего знания;

  2. признание возможности познания мира;

  3. отрицание возможности познания мира.

  1. Наиболее яркий представитель античной диалектики: а) Демокрит;

б) Пифагор; в) Гераклит; г) Платон; д) Зенон.


  1. Суждение, раскрывающее сущность диалектики как метода: а) все течет, все изменяется;

б) все явления и предметы взаимосвязаны; в) противоречия – источник развития;

г) развитие – это прогрессивное изменение.


  1. Движение – это:

а) отсутствие покоя;

б) всякое перемещение вообще; в) атрибут материи;

г) способ существования материи; д) всякое изменение вообще.


  1. Укажите формы:


а) чувственного познания; б) абстрактного мышления.


  1. суждение;

  2. понятие;

  3. представление;

  4. ощущение;

  5. раздражимость;

  6. откровение;

  7. умозаключение;

  8. отображение;

  9. рефлекс;

  10. интуиция;

  11. восприятие.


  1. Сознание, согласно материалистической философии, – это:

а) свойство мозга формировать понятия; б) всеобщее свойство материи;

в) сверхчувственное начало бытия;

г) специфический способ отражения объективной реальности; д) самопознание;

е) идеальное;

ж) общественно-историческое явление.


  1. Основные функции философии:

а) коммуникативная; б) методологическая; в) прогностическая; г) технологическая;

д) мировоззренческая; е) информативная;

ж) критическая;

з) аксиологическая


.

  1. Установите соотношение между основными направлениями философии и близкими им философами:


а) материализм; б) идеализм;

в) дуализм.


  1. Платон;

  2. Демокрит;

  3. Пифагор;

  4. Эпикур

  5. Ф. Аквинский;

  6. Н. Кузанский;

  7. Ф. Бэкон;

  8. Д. Беркли;

  9. Р. Декарт;

  10. Лейбниц;

  11. И. Кант;

  12. Гегель;

  13. Л. Фейербах;

  14. Ф. Ницше.


  1. Завершите фразу, раскрывающую исходный принцип софистов:

“Человек есть мера всех вещей; существующих, что они существуют, и несуществующих, что. .

.”


  1. Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:


а) милетская школа; б) софистика;

в) атомизм.


  1. Протагор;

  2. Демокрит;

  3. Фалес;

  4. Эпикур;

  5. Анаксимен;

  6. Горгий.


  1. Завершите фразу, выражающую суть одной из трактовок античной диалектики:

“Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет. . .”


  1. Суть суждения Сократа “Я знаю, что ничего не знаю”, заключается в следующем:

а) отрицание возможности всякого постижения истины;

б) ограниченность познавательных возможностей человека; в) абсолютизация познавательных возможностей субъекта; г) попытка вызвать у человека стремление к истине;

д) трактовка знания как божественного откровения.


  1. Основной систематизатор средневековой схоластики зрелого этапа ее развития:

а) Абеляр;

б) Аристотель;

в) Фома Аквинский; г) Дунс Скот;

д) Оккам;

е) Росцеллин.


  1. Философское направление, для которого характерно утверждение, что Бог разлит во всей природе:

а) экзистенциализм; б) пантеизм;

в) неотомизм;

г) неопозитивизм; д) дуализм.


  1. Завершите фразу:

“Для Платона подлинное бытие принадлежит. . .”


  1. Суждения, раскрывающие сущность:

а) номинализма; б) реализма;

в) принципа теоцентризма, характерного для средневековой философии.



  1. реально существует только единичное, а общее – лишь имя, приписываемое вещам;

  2. общее существует реально, независимо от единичного;

  3. источником всякого бытия, блага и красоты является Бог;

  4. из-за реальности зла в мире Бог нуждается в оправдании.


  1. Завершите фразу:

“В философской мысли эпохи Возрождения можно обнаружить сочетание самых раз- личных тенденций, специфические модификации...”


  1. Установите соответствие между философскими периодами и характерными для них особенностями:


а) античная философия;

б) средневековая философия;

в) философия эпохи Возрождения.


  1. теоцентризм;

  2. космологизм;

  3. пантеизм;

  4. креационизм;

  5. атомизм;

  6. антропоцентризм.


  1. Установите соответствие между философскими периодами и характерными для них особенностям:


а) философия Нового Времени;

б) немецкая философия XVIII-XIX вв. в) философия ХХ в.


  1. антропологический материализм;

  2. критика средневековой схоластики;

  3. плюраризм;

  4. рационализм;

  5. категорический императив;

  6. эмпиризм;

  7. мозаичность (неоднородность);

  8. безличный мировой разум;

  9. фрагментарность;

  10. пессимизм;

  11. априоризм.


  1. Завершите фразу:

“В противоположность схоластике Бекон признает предметом философии природу, Бога и человека, где главное – . . .”


  1. Характерная черта французского материализма XVIII в.:

а) диалектика; б) скептицизм; в) догматизм; г) метафизика;

д) созерцательность; е) сенсуализм.


  1. Установите соответствие особенностей философских взглядов учениям перечисленных философов:


а) Кант; б) Гегель;

в) Фейербах.


  1. безличный мировой разум;

  2. агностицизм;

  3. философия духа;

  4. антропология;

  5. априоризм;

  6. философия природы;

  7. религия любви к человеку;

  8. автономия морали;

  9. критика религии.

  1. Вставьте пропущенное словосочетание:

“Гоббс – последователь теории . . . в вопросе возникновения государства”.


  1. Назовите создателя и систематизатора диалектики как философского метода:

а) Декарт; б) Локк;

в) Лейбниц; г) Гегель;

д) Фейербах.


  1. Немецкий философ, осуществивший своего рода гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта:

а) Гегель; б) Кант;

в) Лейбниц; г) Фейербах; д) Маркс.


  1. Установите хронологическую последовательность деятельности следующих философов:

а) Маркс;

б) Пифагор; в) Аквинский; г) Платон;

д) Кузанский; е) Бэкон;

ж) Аристотель; з) Кант;

и) Хайдеггер; к) Фейербах; л) Беркли;

м) Гегель; н) Спенсер; о) Лейбниц.


  1. Установите последовательность возникновения философских школ и течений:

а) позитивизм; б) пифагореизм;

в) экзистенциализм; г) рационализм;

д) атомизм;


е) пантеизм;

ж) теоцентризм;

з) антропологический материализм; и) софистика;

к) учение о вечных идеях.


  1. Укажите, что противопоставил Л. Фейербах вере в Бога: а) атеизм;

б) любовь к человеку;

в) веру в идеальные общественные отношения между людьми; г) нравственные основы общества.


  1. К. Маркс является основоположником:

а) трудовой теории стоимости;

б) теории классов и классовой борьбы;

в) материалистического понимания общества; г) теории государства и права.


  1. Установите соответствие между философскими учениями ХХ в. и характерными для них особенностями:


а) герменевтика; б) постмодернизм; в) неотомизм.


  1. гармония разума и веры;

  2. отказ от фундаментальных принципов;

  3. перевод научной информации на естественный язык;

  4. отрицание всех форм монизма;

  5. проблема понимания как взаимодействие и взаимообогащение различных эпох и культур;

  6. рассмотрение мира как плюралистического и фрагментарного;

  7. гармония науки и религии.


  1. Русский философ, считавший, что внутренняя реальность человека или его “духовная жизнь” и есть истинная основа бытия индивида:

а) П. Новгородцев; б) Н. Лосский;

в) С. Франк;

г) В. Соловьев.


  1. Русский философ, который отождествлял весь мир с всеединой симфонической личностью:

а) Н. Лосский;

б) П. Новгородцев; в) Л. Карсавин;

г) С. Франк.


  1. Завершите фразу:

“Значение герменевтики во многом было обусловлено тем, что она обратила внимание на выявление. . .”


  1. Направление современной западной философии, ориентированное на религиозное мировоззрение:

а) экзистенциализм; б) неопозитивизм; в) неотомизм;

г) герменевтика; д) постмодернизм.

  1. Укажите, какая философская проблема является существенной для неопозитивизма:

а) языка науки;

б) эмоционально-духовной жизни человека; в) верификации;

г) истины и веры; д) эстетического;

е) обыденного языка.


  1. Укажите наиболее характерные черты:


а) экзистенциализма; б) позитивизма.


  1. эмпиризм;

  2. проблема свободы, как важнейшая;

  3. интерес к анализу языка;

  4. мировоззренческий нигилизм;

  5. интерес к проблемам логики;

  6. утверждение уникальности человеческого бытия;

  7. рационализм;

  8. внимание к проблеме истины в познании;

  9. антропоцентризм;

  10. внимание к проблемам чувственно - практического опыта;

  11. интерес к проблемам критерия истины;

  12. трагизм.


  1. Определите, к какому направлению современной философии можно отнести следующее утверждение: “Философия – это логика науки”:

а) герменевтика;

б) экзистенциализм; в) неопозитивизм; г) неотомизм;

д) постмодернизм; е) позитивизм.


  1. Укажите, какое философское направление определяют эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер:

а) неогегельянство; б) экзистенциализм; в) неотомизм;

г) позитивизм;

д) неокантианство.


  1. Выделите характерную черту современной неклассической философии:

а) рационализм; б) вера в прогресс;

в) критическое отношение к классической философии; г) оптимизм;

д) материализм.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Абрамцевский филиал ФГБОУ ВО «МГХПУ им. С.Г. Строганова»


АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


Абрамцевский художественно – промышленный колледж им. В.М. Васнецова Специальность: 54.02.02 Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Нормативный срок освоения ППССЗ: 3года 10 мес.

Уровень подготовки: углубленный

Наименование квалификации: Художник – мастер, преподаватель

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина Основы философии является учебным предметом общегуманитарного и социально-экономического учебного цикла ОГСЭ.01

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате изучения базовых учебных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования обучающийся должен

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;


знать:


основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,

культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

Перечень формируемых компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат

выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Программой учебной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная нагрузка

48

в том числе: лекции

32

Самостоятельная работа студента (всего)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 8 семестр 4 курс



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!