СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение как один из факторов формирования гражданской идентичности

Нажмите, чтобы узнать подробности

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

(из опыта работы учителя начальных классов)

     Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с  Федеральным  государственным образовательным  стандартом  «на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся».  ФГОС начального общего образования  ориентирован на становление таких личностных характеристик учащегося-выпускника, как:  «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Важным средством формирования гражданского потенциала является краеведческий компонент. «Малая родина, родной дом, истоки… Каждый из нас задумывался над этими простыми и в то же время исключительно емкими, всеобъемлющими, словами. Для меня они всегда ассоциируются с уникальной природой Урала, и ощущение радости от постоянных контактов с ней не покидает меня с раннего детства» (Савенко Е. В., фотограф, краевед, географ).      Развивающий потенциал краеведения  необычайно велик.  Изучать свой родной край – не значит просто наблюдать явления, а необходимо осмысливать их. Нам нужно знать свой край не только потому, что это интересно, а потому, что знание родного края поможет изменить его облик, способствовать его развитию и процветанию.

      В работе с учащимися по изучению родного края мной была определена цель: заложить основы гражданственности, т.е. осознанное принятие  учеником понятий «Отечество», «малая родина», «родная земля», «моя семья», «мой дом».

     Воспитание гражданственности и патриотизма через краеведение – сложный процесс, который  развивает  познавательный  интерес  к окружающему миру, интеллектуальные, поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала, воображение, эмоции  в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирует представления об историческом прошлом и настоящем нашего края и города; дает возможность осознания  учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирования личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; развивает  ноосферное  мышление, регулирующее  отношения в поликультурной  и поликонфессиональной среде. 

     Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет формировать компоненты гражданской российской идентичности на каждом учебном предмете. Каждый учебный предмет раскрывает определённые возможности для формирования УУД.  Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, изучение родного края происходит в несколько этапов. В 1 классе  учащиеся получают готовые знания от учителя, родителей, книг, учебников. Например, на уроках окружающего мира мы говорим о своем городе, своей улице, своей семье, отмечаем день рождения Екатеринбурга. На уроках литературного чтения читаем «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка и говорим о том, что этот писатель жил и работал в нашем городе, сохранился дом, в котором он жил, в этом доме -- музей. Знакомясь с  русскими народными сказками, обязательно провожу урок внеклассного чтения «Сказки народов Урала».

     На следующем этапе большое внимание уделяю самостоятельному  приобретению знаний, обеспечивающему условия для более активной познавательной деятельности учащихся (в процессе учебного исследования ребенок фактически переоткрывает уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Это  знакомство и с краеведческой литературой, в которой рассматриваются география и история края, и с памятниками истории культуры и природы, и проведение экскурсий и походов.  Источником таких знаний становится для учащихся физическая карта «Урал», план города, научно-популярная и научная литература (серия «История России», др.), публикации в периодической печати (журнал «Уральский следопыт», газета «Вечерний Екатеринбург»),   Интернет-ресурсы.     При изучении темы «Правописание заглавной буквы в географических названиях»  учащиеся пользуются картами, находят названия «своих» рек, городов. Названия Чусовая, Тура, Исеть становятся близкими, понятными, имеют практическое применение. В теме  «Полезные ископаемые»   в первую очередь знакомимся с железной рудой, находя на карте месторождения и отмечая их на своих картах (каждый учащийся имеет свою карту Урала, на которой делает пометки по мере знакомства).

     Усвоение краеведческого материала способствует совершенно иному взгляду на уроки окружающего мира, истории, литературы, изобразительного искусства, расширяется кругозор, развивается любознательность.

     В 3-4 классах изучение   истории родного края  происходит в ходе исследовательского поиска, представляющего интерес для учащихся. Предпочтение отдаю проектно-исследовательской деятельности. Работая с проектом, у учащихся повышается мотивация учебной деятельности, формируется умение добывать новые знания, собирать и отбирать информацию. В этом случае учащиеся фактически выступают в роли юных ученых исследователей. Например, знакомясь с памятниками города Екатеринбурга,  у ребят возник вопрос, почему памятник на Привокзальной площади называют «Варежкой» (Под «Варежкой» встретимся). Воспользовались  Интернет - ресурсами, прочитали книгу «Уральский добровольческий танковый корпус», посетили музей Вооруженных сил  и музей Суворовского училища. Так мои воспитанники узнали об Уральском Добровольческом танковом корпусе, проследили его путь от ворот завода до Берлина. Узнали о мотоциклетном отряде «Черные ножи». Материал обработали, систематизировали, оформили и выступили на городском конкурсе «Хочу стать академиком» и получили диплом в номинации «За актуализацию темы». На уроках изобразительной деятельности рисовали осеннюю природу, у детей возник вопрос: «Берёза – символ России, а какое дерево является символом нашего края?» Предложила провести исследование «Образы родной природы», выяснили, что символом Урала является рябина. Обучающиеся попробовали создать образ  уральской рябинушки, выразив свои чувства и впечатления в  создании синквейна о рябине: «Рябинка; волшебная, тонкая; радует, охраняет, лечит; возле дома рябинку посадим; защитница.» Тематика  проектов разная: «Мой край», «Народные обычаи – уральские посиделки», «Старый дом», «История памятника», «Человек из истории», «Мой район вчера, сегодня, завтра», «Колесо истории», «Уральский народный хор», «Урал в сказах П. П. Бажова».

      В творческих работах учащиеся пишут:   «Родина – это, прежде всего, родной край. Мой родной край – это Урал, и поэтому я очень люблю его. И как бы ни сложилась моя судьба, все равно буду возвращаться на Урал, потому что здесь мои корни, здесь жили и живут дорогие для меня люди…», «Родной край! Здесь мы родились и живём, здесь мы впервые сказали слово «мама», здесь мы начали познавать окружающий нас мир. Мир удивительный и прекрасный – куполообразные горы, поросшие почти сказочными лесами, озорные горные речки и величественные озёра. Всё это – моя Родина…»

     Академик Д. С. Лихачев, говоря о краеведении, отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материала могут принять участие и большие ученые, и школьники». Занятие краеведением помогает учащимся глубже понять, уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природному богатству».

      Направления и формы внеурочной и внеклассной работы разнообразные:  историческая игра, историко-краеведческие композиции, литературно-исторические композиции, фольклорные спектакли, викторины, КВНы, конкурсы, устные журналы, создание тематических альбомов, экскурсии.

     Тема родного края неисчерпаема. Универсальность УУД проявляется в обеспечении преемственности в изучении родного края,  продолжается в 5 классе. В связи с переходом 5 классов на обучение по новым образовательным стандартам имею возможность реализовывать формирование УУД через курс «К истокам слова». Учащиеся с удивлением открывают для себя тайны гидронимов и оронимов Урала, Свердловской области, Екатеринбурга: «Происхождение топонима озера Чебаркуль», «Гидроним «Зюраткуль», «Ороним Чёртово городище». Отвечая на вопрос «Много ли камней на Урале?», узнали, что камнями называются горные вершины. Учащиеся работали над проектами и рассказали о Конжаковском камне, Павдинском, Говорливом и других камнях. Если в начальной школе мы читаем сказы П. П. Бажова, узнаём о писателе, ходим в дом-музей, то в 5 классе работаем над темами: «Исконно-русские имена в сказах Бажова», «Происхождение персонажей сказов П. П. Бажова». Учащиеся создали буктрейлеры «Малахитовая шкатулка», «Урал».

     Ученик, открывающий для себя новые, неизвестные для себя стороны в историческом  развитии своей малой родины, чувствует себя первопроходцем. Незаметно в ходе обучения учащийся начинает расти как гражданин: приобретает такие качества, как национальная гордость.

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Краеведение как один из факторов формирования гражданской идентичности»

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся». ФГОС начального общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик учащегося-выпускника, как: «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Важным средством формирования гражданского потенциала является краеведческий компонент. «Малая родина, родной дом, истоки… Каждый из нас задумывался над этими простыми и в то же время исключительно емкими, всеобъемлющими, словами. Для меня они всегда ассоциируются с уникальной природой Урала, и ощущение радости от постоянных контактов с ней не покидает меня с раннего детства» (Савенко Е. В., фотограф, краевед, географ). Развивающий потенциал краеведения необычайно велик. Изучать свой родной край – не значит просто наблюдать явления, а необходимо осмысливать их. Нам нужно знать свой край не только потому, что это интересно, а потому, что знание родного края поможет изменить его облик, способствовать его развитию и процветанию.

В работе с учащимися по изучению родного края мной была определена цель: заложить основы гражданственности, т.е. осознанное принятие учеником понятий «Отечество», «малая родина», «родная земля», «моя семья», «мой дом».

Воспитание гражданственности и патриотизма через краеведение – сложный процесс, который развивает познавательный интерес к окружающему миру, интеллектуальные, поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала, воображение, эмоции в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирует представления об историческом прошлом и настоящем нашего края и города; дает возможность осознания учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирования личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; развивает ноосферное мышление, регулирующее отношения в поликультурной и поликонфессиональной среде.

Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет формировать компоненты гражданской российской идентичности на каждом учебном предмете. Каждый учебный предмет раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, изучение родного края происходит в несколько этапов. В 1 классе учащиеся получают готовые знания от учителя, родителей, книг, учебников. Например, на уроках окружающего мира мы говорим о своем городе, своей улице, своей семье, отмечаем день рождения Екатеринбурга. На уроках литературного чтения читаем «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка и говорим о том, что этот писатель жил и работал в нашем городе, сохранился дом, в котором он жил, в этом доме -- музей. Знакомясь с русскими народными сказками, обязательно провожу урок внеклассного чтения «Сказки народов Урала».

На следующем этапе большое внимание уделяю самостоятельному приобретению знаний, обеспечивающему условия для более активной познавательной деятельности учащихся (в процессе учебного исследования ребенок фактически переоткрывает уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Это знакомство и с краеведческой литературой, в которой рассматриваются география и история края, и с памятниками истории культуры и природы, и проведение экскурсий и походов. Источником таких знаний становится для учащихся физическая карта «Урал», план города, научно-популярная и научная литература (серия «История России», др.), публикации в периодической печати (журнал «Уральский следопыт», газета «Вечерний Екатеринбург»), Интернет-ресурсы. При изучении темы «Правописание заглавной буквы в географических названиях» учащиеся пользуются картами, находят названия «своих» рек, городов. Названия Чусовая, Тура, Исеть становятся близкими, понятными, имеют практическое применение. В теме «Полезные ископаемые» в первую очередь знакомимся с железной рудой, находя на карте месторождения и отмечая их на своих картах (каждый учащийся имеет свою карту Урала, на которой делает пометки по мере знакомства).

Усвоение краеведческого материала способствует совершенно иному взгляду на уроки окружающего мира, истории, литературы, изобразительного искусства, расширяется кругозор, развивается любознательность.

В 3-4 классах изучение истории родного края происходит в ходе исследовательского поиска, представляющего интерес для учащихся. Предпочтение отдаю проектно-исследовательской деятельности. Работая с проектом, у учащихся повышается мотивация учебной деятельности, формируется умение добывать новые знания, собирать и отбирать информацию. В этом случае учащиеся фактически выступают в роли юных ученых исследователей. Например, знакомясь с памятниками города Екатеринбурга, у ребят возник вопрос, почему памятник на Привокзальной площади называют «Варежкой» (Под «Варежкой» встретимся). Воспользовались Интернет - ресурсами, прочитали книгу «Уральский добровольческий танковый корпус», посетили музей Вооруженных сил и музей Суворовского училища. Так мои воспитанники узнали об Уральском Добровольческом танковом корпусе, проследили его путь от ворот завода до Берлина. Узнали о мотоциклетном отряде «Черные ножи». Материал обработали, систематизировали, оформили и выступили на городском конкурсе «Хочу стать академиком» и получили диплом в номинации «За актуализацию темы». На уроках изобразительной деятельности рисовали осеннюю природу, у детей возник вопрос: «Берёза – символ России, а какое дерево является символом нашего края?» Предложила провести исследование «Образы родной природы», выяснили, что символом Урала является рябина. Обучающиеся попробовали создать образ уральской рябинушки, выразив свои чувства и впечатления в создании синквейна о рябине: «Рябинка; волшебная, тонкая; радует, охраняет, лечит; возле дома рябинку посадим; защитница.» Тематика проектов разная: «Мой край», «Народные обычаи – уральские посиделки», «Старый дом», «История памятника», «Человек из истории», «Мой район вчера, сегодня, завтра», «Колесо истории», «Уральский народный хор», «Урал в сказах П. П. Бажова».

В творческих работах учащиеся пишут: «Родина – это, прежде всего, родной край. Мой родной край – это Урал, и поэтому я очень люблю его. И как бы ни сложилась моя судьба, все равно буду возвращаться на Урал, потому что здесь мои корни, здесь жили и живут дорогие для меня люди…», «Родной край! Здесь мы родились и живём, здесь мы впервые сказали слово «мама», здесь мы начали познавать окружающий нас мир. Мир удивительный и прекрасный – куполообразные горы, поросшие почти сказочными лесами, озорные горные речки и величественные озёра. Всё это – моя Родина…»

Академик Д. С. Лихачев, говоря о краеведении, отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материала могут принять участие и большие ученые, и школьники». Занятие краеведением помогает учащимся глубже понять, уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природному богатству».

Направления и формы внеурочной и внеклассной работы разнообразные: историческая игра, историко-краеведческие композиции, литературно-исторические композиции, фольклорные спектакли, викторины, КВНы, конкурсы, устные журналы, создание тематических альбомов, экскурсии.

Тема родного края неисчерпаема. Универсальность УУД проявляется в обеспечении преемственности в изучении родного края, продолжается в 5 классе. В связи с переходом 5 классов на обучение по новым образовательным стандартам имею возможность реализовывать формирование УУД через курс «К истокам слова». Учащиеся с удивлением открывают для себя тайны гидронимов и оронимов Урала, Свердловской области, Екатеринбурга: «Происхождение топонима озера Чебаркуль», «Гидроним «Зюраткуль», «Ороним Чёртово городище». Отвечая на вопрос «Много ли камней на Урале?», узнали, что камнями называются горные вершины. Учащиеся работали над проектами и рассказали о Конжаковском камне, Павдинском, Говорливом и других камнях. Если в начальной школе мы читаем сказы П. П. Бажова, узнаём о писателе, ходим в дом-музей, то в 5 классе работаем над темами: «Исконно-русские имена в сказах Бажова», «Происхождение персонажей сказов П. П. Бажова». Учащиеся создали буктрейлеры «Малахитовая шкатулка», «Урал».

Ученик, открывающий для себя новые, неизвестные для себя стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первопроходцем. Незаметно в ходе обучения учащийся начинает расти как гражданин: приобретает такие качества, как национальная гордость.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!