Консультация для педагогов:
«Переход на ФОП ДО»
Реализация ФОП обеспечивается квалифицированными педагогическими работниками. Необходимым условием является непрерывное сопровождение Федеральной программы педагогами и другими работниками в течение всего времени ее внедрения в учреждении дошкольного образования.
Чтобы воспользоваться преимуществами Федеральной программы, дошкольная организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, а также предоставить возможность воспитателям и педагогам для получения дополнительного профессионального образования не реже одного раза в 3 года за счет средств ДОО.
Для того чтобы педагогические работники могли более комфортно освоить и внедрить в свою работу новые требования ФОП ДО, Министерство Просвещения РФ включило в перечень обязательных мероприятий повышение квалификации по реализации Федеральной программы в образовательной практике ДОО.
Для того чтобы совершить успешный переход на ФОП ДО, необходимо провести работу над следующими документами:
Образовательная программа
Обязательную часть образовательной программы детского сада необходимо оформить в виде ссылки на ФОП. Таким образом, рабочая группа использует текст федеральной программы, а не создает отдельный документ для обязательной части.
Часть, формируемую участниками образовательного процесса, нужно проверить на соответствие ФОП и ФГОС. Изменения в целевой раздел (пояснительную записку, планируемые результаты, подходы к педагогической диагностике) рабочей группе необходимо внести из ФОП.
Рабочую программу воспитания необходимо заменить на федеральную рабочую программу воспитания и дополнить информацией, которую ФОП требует конкретизировать на уровне отдельного учреждения. Описать общность образовательной организации в соответствии с пунктом 29.3.3 ФОП, уклад детского сада - с учетом пункта 29.3.1 ФОП, воспитывающую среду - с учетом пункта 29.3.2 ФОП. Формы совместной деятельности в детском саду необходимо также включить в рабочую программу воспитания и описать с учетом требований пункта 29.3.5 ФОП. Также предусмотреть социальное партнерство (с формами реализации можно ознакомиться в пункте 29.3.7).
Календарный план воспитательной работы необходимо также заменить на единый Федеральный календарный план и указать ссылку на ФОП. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат приведен в пункте 36.4 ФОП. Детский сад вправе его дополнить в соответствии от особенностей региона или ситуации.
Нужно внести изменения в текст краткой презентации программы, ориентированный на родителей. Вместо ссылки на используемые основные образовательные программы - вставить ссылку на ФОП. Если ранее такие программы не использовались, необходимо ввести ссылку на ФОП.
Программы коррекционно-развивающей работы
Программу коррекционно-развивающей работы детский сад разрабатывает самостоятельно. В отличие от ФГОС в федеральной программе вы найдете:
примерную структуру программы КРР (п. 27.3);
обязательные для организации задачи программы КРР (п. 27.4);
набор вариантов организации и возможных форм КРР (пп. 27.5, 27.6).
Необходимо провести анализ пунктов 27, 28 ФОП и сопоставить новые требования со сложившимися в детском саду практиками. Содержание диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и информационно-просветительской работы должно соответствовать требованиям ФОП.
Программы психолого-педагогического сопровождения
Нужно изменить или разработать заново программы психолого-педагогического сопровождения детей, потому как в ФОП прописали конкретизированные требования к психолого-педагогическому сопровождению. Ранее во ФГОС подробных требований не было. Отдельным направлением работы является внедрение требований пункта 30 ФОП о психолого-педагогических условиях. Они не дублируют условия, ранее предусмотренные во ФГОС. Поэтому детский сад обязан выполнить требования и ФГОС, и ФОП.
Положение о ВСОКО (внутренняя система оценки качества образования) и документы по педагогической диагностике
Документы по педагогической диагностике нужно проверить на соответствие требованиям пункта 16 ФОП. В нем дали рекомендации по периодичности диагностики, перечислили диагностические методы. В положение о ВСОКО необходимо внести изменения, соответствующие ФОП.
Режимы дня
Режимы дня необходимо утвердить заново, так как теперь они часть основной образовательной программы. ФОП устанавливает примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах.
Примерные режимы дня в федеральной программе приводят для каждой возрастной группы. Их можно скорректировать, главное, чтобы они соответствовали обязательным требованиям ФОП и СанПиН.
Документы о психолого-педагогической поддержке семьи
В такие документы необходимо внести соответствующие изменения или разработать и утвердить в соответствии с ФОП (пункт 26).
Кадровая документация
Кадровые документы необходимо проверить на соответствие ФОП. Пункт 26 ФОП содержит положения о взаимоотношениях педколлектива с семьями. Воспитатели должны оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей, обеспечивать единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи.
Необходимо отразить эти обязательства в трудовых договорах воспитателей. Если вы это сделали, противоречий в обязанностях педагогов нет и документы менять не надо. В противном случае нужно пересмотреть формулировки по конкретным должностям. Направьте работникам уведомление о том, что меняете условия трудовых договоров из-за внедрения ФОП (ст. 74 ТК).
План закупок, план ФХД (финансово-хозяйственной деятельности)
Для реализации ФОП каждая организация должна провести мониторинг материально-технической базы, выяснить, достаточно ли имеющейся базы для реализации ФОП, нужно ли проводить закупки. Все это следует определить в срок до начала работы по ФОП. Затем скорректировать план закупок, план ФХД.
Всю необходимую информацию можно найти в пунктах 31, 32 ФОП.