МКС(К)ОУ Варнавинская школа-интернат VIII вида Конспект урока - праздника "Прощание с Азбукой" в 1 «б» классе
Ход мероприятия:
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! Вот и подошел момент прощания с нашей первой учебной книгой. Кажется, еще вчера вы, ребята, переступили порог школы, пришли в первый класс. А сегодня, посмотрите, уважаемые родители, на своих детей - как они изменились, выросли, поумнели. Они многое узнали, многому научились. И помогла им в этом их первая учебная книга «Азбука».
Дорогие ребята, поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Но «Азбука» познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.
Внимание! Внимание! Мы начинаем наш праздник, посвящённой первой учебной книге – Азбуке. За шесть месяцев обучения в школе наши первоклассники научились читать, мыслить, расширили свой кругозор.
Ученик 1. Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2. Знают взрослые и дети
И шахтёр, и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Учитель: Мы пригласили вас, дорогие гости, на праздник «Прощание с Азбукой». У нас большая радость – все дети научились читать и прочли первую школьную книгу. Сегодня мы прощаемся с добрым другом.
Ученик 3:
Мы довольны, мы довольны,
Мы ни капли не устали.
Столько нового узнали!
Как садиться, как вставать,
Как с соседкой не болтать,
Как здороваться, прощаться,
Как с пеналом обращаться!
Как держать в покое руки –
Нет для нас трудней науки.
Ученик 4:
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуку для всех подарок
На столах своих нашли.
Ученик 5:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
Ученик 6:
Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
Ученик 7:
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Ученик 8:
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья,
Ничего на свете нет!
Ученик 9:
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать в полгода
Научила нас она!
Дети исполняют песню»
Учитель: Праздник идет, а самого главного гостя нет. Кого, ребята? (Азбуки)
Давайте её позовем! (Азбука, мы ждем тебя!)
Не идёт. А давайте позовём его по-другому. Пусть буквы встанут рядом так, чтобы получилось слово Азбука.
(входит Азбука)
Азбука. Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы! Здравствуйте, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
Только в школу вы пришли —
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
Учитель: Дорогая Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились. Будь нашей гостьей.
Азбука: Спасибо за приглашение! Но я пришла не с пустыми руками, хочу загадать вам загадку.
Чёрные, кривые, от рождения немые.
А как только встанут в ряд сразу все заговорят.
Дети: буквы!
(Обращается к учителю)
- А где же мои помощники-буквы?
Учитель. Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова— и весь алфавит появится перед тобой
Шарма, фарма, туквы, муквы, Дети, превращайтесь в буквы.
Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита.
Учитель. Уважаемая Азбука! Принимай парад букв!
Азбука. Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я ! Алфавит, равняйсь, смирно!
- Гласные!
Дети: Здесь!
Азбука. Согласные!
Согласные: Здесь!
Азбука. Буквы, которые не обозначают звуков!
Ь и Ъ: Здесь!
Азбука. Буквы – значки, как бойцы на параде,
В чётком равненье построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – алфавит! ХОРОМ
Дети читают по цепочке стихи о своих буквах.
Буква А. Буква А - алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.
Буквы Б, В. В — ватрушка, Б — баранка,
Это пекарь спозаранку
Выпекает в жаркой печке
Булки, бублики, колечки.
Буквы Г, Д. Где? Когда? Всегда мы любим
Задавать вопросы людям.
Год за годом, день за днем
Г и Д — друзья во всем.
Буква Е, Ё Если енот в ежевику полез,
Еле спасём от иголок его.
Ежели ёж в ежевику полез,
То неизвестно еще — кто кого.
Буквы Ж, 3. Ж-ж-ж-жужжит бедняжка жук:
В сеть поймал его паук,
3-з-з-запел комар сердито,
Он задаст сейчас бандиту.
Буква И. Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт,
Игрушка не простая —
Индюшка расписная.
Буквы К, Л. Костя Лапкин пьёт компот,
Клоун Ли смешит народ,
Катя лес рисует мелом —
Каждый занят важным делом.
Буквы М, Н, М и Н найдешь в малине,
В мине, в манке, в магазине.
Много слов — известно всем —
Не сказать без М и Н.
Буква О. О, друзья! Я так люблю
Олю, Олечку мою.
И сейчас желаю Оле
Быть отличницею в школе.
Буквы П, Р. Мы соседи в алфавите
Как красивы, посмотрите.
На двоих у нас три ножки,
Где купить для них сапожки?
Буквы С, Т. Серёжа Тарасов нам очень знаком,
Мы в его имени полном живём.
Знайте, друзья, и большие, и малые,
Что буквы эС и Тэ — это инициалы.
Буква У. Улитка просит уточку:
Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула —
Уклейку рыбку вынула.
Буквы Ф, X Ф — фырчит всегда, как филин,
X — хохочет простофилей.
Но всегда дружить готов
С ними Федя Худяков.
Буквы Ц, Ч. Вы узнали Ц и Ч?
Мы примчались на мяче.
Цапля, чайка и циркач
Тоже любят игры в мяч.
Буквы Щ, Ш. Ш и Щ — родные сестры,
Различить их очень просто:
Носит Щ всегда с собой
Этот хвостик небольшой.
Буквы Ъ, Ы, Ь. Полезные мы с вами буквы,
Но есть у нас одна беда:
Бываем мы всегда строчными,
А вот большими — никогда.
Буква Э. Эхо слышно тут и там,
Эхо ходит по горам,
— Эхо, спустишься сюда?
Отвечает эхо: «Да!»
Буква Ю. Юнга — будущий матрос
Южных рыбок нам привез.
А на грядке у юнната
Поспевают экспонаты.
Буква Я (выходит вперед, начинает хвастаться).
Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А,
И не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней.
(Обращаясь к Азбуке.)
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в азбуке стоять!
Азбука. Ай-ай-ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
Все буквы. Дело в том, что все мы вместе!
Буква Я становится в строй.
Ведущий: Давайте все вместе послушаем песенку Бориса Заходера
( Дети с шапочками букв на голове, стоят в определённом порядке, подпевают песню, те буквы, о которых поётся в песне, поднимают руку.)
ПЕСЕНКА-АЗБУКА
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Азбука. Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением.
В класс входит Незнайка, оглядывается удивленно
Незнайка. Ой, что у вас здесь происходит? Народу полным-полно, и Азбука здесь.
Здравствуйте! А это кто?
Азбука. А это мои помощники — буквы.
Незнайка. Зачем тебе так много букв? И почему одни красные, а другие — синие?
Азбука. Это буквы гласные и согласные.
Незнайка. Ну, их очень много. Сколько их всего?
Буквы: 33.
Незнайка. Ого! Бедные детки! Как можно все их выучить! 33 это ж больше, чем пальцев на руках. Нет, если бы я работал Азбукой, я бы оставил букв поменьше. А кстати, где же дети.
Азбука. Ах да, пора моим помощникам-буквам превращаться в учеников (говорит волшебные слова):
«Шарма, фарма», — я скажу,
Покажу пять пальчиков,
Буквы, превращайтесь
В девочек и мальчиков.
После этих слов дети снимают шапочки.
Незнайка. Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики! Как вы подросли, повзрослели. Неужели вы читать и писать научились?
Дети: Научились!
Незнайка. Ну, допустим. Я и без грамоты могу прекрасно стихи сочинять. Вот к празднику приготовил свеженькие, еще никто их не слышал. Хотите, продекламирую?
Читает стихи. Дети исправляют допущенные им ошибки.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Дети: Не врачей, а грачей!
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
Дети: Не майки, а чайки!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Дети: Не дом, а сом!
Врач напомнил дяде Мите:
— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Дети: Не цапель, а капель!
Учитель. Видишь, Незнайка! Не зря говорят: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
Раздаётся стук, входит Нехочуха.
Нехочуха:
- Ой, куда это я попала?
Учитель:
Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такая?
Нехочуха:
- Я – Нехочуха! Знаете такую? А вы что тут делаете?
Ученики:
Мы-ученики 1 «б» класса, у нас сегодня праздник.
Нехочуха:
Я тоже хочу на праздник.
Ученики:
Мы тебя приглашаем, оставайся с нами, но сначала скажи, а в каком классе ты учишься?
Нехочуха:
Я нигде не учусь!
Ученик:
-Как, нигде? Значит, ты и читать и писаь не умеешь?
Нехочуха:
- А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!
Ученик:
Но ведь ты ничего в жизни не добьёшься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу!
Нехочуха:
Не знаю и знать ничего не хочу!
Ученик:
Стыдно должно быть, Нехочуха!
Учитель:
Ребята, а вы что скажете Нехочухе?
Ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Нехочуха:
Ладно, ладно, я всё поняла. Я вас только слушала и ничего не делала, и мне стало как то не по себе.
Ребята, а вы любите читать сказки и отгадывать загадки?
Ученики:
Да!
Нехочуха:
Тогда отгадайте мои загадки о сказках.
Кто-то за кого-то ухватился цепко.
– Ох, никак не вытянуть!
- Ох, засела крепко! (репка)
Как-то раз снесла курочка яичко, да не простое, а золотое… (Курочка ряба)
Отворили дверь козлята и пропали все куда-то (Волк и семеро козлят)
В сказке небо синее, в сказке птицы страшные
Яблонька спаси меня, реченька спаси меня. (Гуси-лебеди)
Нехочуха:
Молодцы, ребята!
Учитель:
Нехочуха, понравилось ли тебе на нашем празднике? Ты по-прежнему будешь говорить «не хочу, не буду читать!»
Нехочуха:
- Нет, я поняла, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать, ничему не научишься.
Ученик:
- Азбуку прочли от корки до корки, нам по чтению пятерки!
Позади нелёгкий труд медленного чтения.
А теперь без передышки мы прочтём любые книжки.
Ученик:
Спасибо, Азбука, за всё, что сделала для нас ты!
За слово первое твоё, за стих, за первый твой рассказ.
Нас научила ты читать, слова на слоги разбивать!
Прошли с тобой от А до Я, и с нами будешь ты всегда!
(В это время Незнайка что-то ищет в сумке, но не находит)
Незнайка. Не понимаю, куда могли подеваться?
Азбука. Что ты потерял, Незнайка?
Незнайка. У меня в сумке были слоги, а теперь их нет.
Азбука. А зачем тебе слоги?
Незнайка. Я хотел показать, как я могу из слогов составить слова.
Азбука. А я знаю, почему их нет. Они испугались тебя, вдруг опять что-нибудь перепутаешь и убежали. Посмотри в зал, не эти твои слоги?
Незнайка. Да, эти!
(Сидящие в зале показывают слоги Спа- , си- , бо- , Аз- , бу- , ка )
Учитель. Пусть дети попробуют составить слова.
(дети составляют слова)
Азбука:
- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес. Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова. Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои.
Вы доказали сейчас, что хорошо выучили буквы. И потому сегодня вам вручаются дипломы « Азбуку прочёл».
Слово нашему библиотекарю
Не крутите старый глобус,
Не найдёте вы на нём,
Той страны – «Библиотеки» -
Той, в которой мы живём.
Здесь у нас свои порядки:
Есть шкафы, есть стеллажи,
Есть у нас свои квартиры,
Полки, адреса свои.
Приходите к нам учиться,
Приходите к нам играть.
Кто тут ленится? Скучает?
Приглашаем почитать!
( Библиотекарь вручает учащимся дипломы)
Прощай, Азбука (стихи читают учащиеся 1 класса)
Ученик 10.
Прощай, родная Азбука, Учебник первый мой. Две четверти дружили, Играли мы с тобой. Ученик 11. | | |
Учили раньше буквы,
Слагали их в слога
И складывали лесенкой
Весёлые слова.
Ученик 12.
С тобою пели песни,
Водили хоровод.
И от тебя узнали
Про сказочный народ.
Ученик 13.
О колобке и репке,
О курочке и дедке,
Про шалунишку Мишку,
Капризную мартышку.
Ученик 14.
Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила учёные
Останутся со мной.
Ученик 15.
Теперь могу читать
Любые книги я.
И этому так рады:
Соседи и семья.
Учитель. До свидания, Азбука. Ребята, пришло время познакомить вас с книжкой, с которой вы пойдете из класса в класс. Она называется «Литературное чтение» (показывает книгу).
Входит Книга Литературного чтения
- Вам мое почтение! (Кланяется).
Я - Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
- Проверим, достаточно ли вы внимательны во время чтения.
попробуйте отгадать мои загадки: о каких героях идет речь? Отвечайте хором.
1. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слёзы льет. (Федора.)
2. А дорога - далека,
А дорога - нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Машенька.)
3. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит).
4. Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель - Пятачок.
Для него прогулка- праздник,
И на мед особый нюх.
Ни, плюшевый проказник
Медвежонок.., (Пинни Пух).
5. Враг людей и враг зверей
Злой разбойник... (Бармалей).
6. Скачет лошадь непростая, -
Чудо - грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не бросит,
Есть у лошади сынок –
Удивительный конек,
Удивительный конек
По прозванью... (Горбунок).
Всех он любит неизменно,
Кто к нему б не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена... (Крокодил).
- Вот, какие у нас знающие и умные ребята в первом классе.
Лит.чтен. Молодцы!
Надеюсь, мы подружимся. Но и Азбуку не забывайте. Ведь это ваша первая книга, по ней вы научились читать. Мне давно хотелось с вами познакомиться! Надеюсь, теперь мы станем добрыми друзьями! Я расскажу Вам много интересного. Я хочу, что бы вы выполнили мою просьбу!
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук
Ах, друзья,
закончим развлеченье.
Завтра снова за ученье.
Наш праздник подходит к концу. Теперь мы с вами стали настоящими и полноправными читателями. Теперь мы можем свободно читать новую книгу, которая с нетерпением ждёт вас в классе.
16