СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока познания мира в 3 классе по теме "Осадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок познания мира с использование технологии критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познания мира в 3 классе по теме "Осадки"»















Урок русского языка в 4А классе

Учитель: Чмир Наталья Сергеевна

В эксперименте с 1994 года, автор методических пособий по «Культуре мышления» 3-4 кл., по «Человековедению» 4кл., тетради для учащихся по «Человековедению» 4кл. Она соавтор программы интегрированного курса обучения в 1 классе «Деятельность ученика в окружающем мире».

Наталья Сергеевна применяет многосенсорный подход в обучении как один из приемов психологического сопровождения урока, методики критического мышления, КСО, проблемное обучение.

Многосенсорный подход в обучении.

При работе с детьми мы используем три типа информации: визуальную, зрительную, кинестетическую.

Если учитель излагает материал, учитывая только свой ведущий стиль изложения информации, то учащиеся вынуждены переключаться со своей «ведущей» модальности восприятия, в результате у них может образоваться много пробелов в информации.

Если же стиль изложения материала учителем совпадает с модальностью восприятия учащихся, то можно рассчитывать на успех. Например, из 30 учащихся класса у 15 достаточно развиты визуальные способности восприятия, у 5 – аудиальные, а у 10 – кинестетические; учителю нужно так изложить материал, чтобы его правильно восприняли все учащиеся класса. Используя видение, слышание, движение и прикосновение, класс в целом получает информацию по нескольким каналам, а каждый ученик – по одному, который является для него ведущим.

Для реализации такого подхода необходимы о ведущей модальности каждого ученика, владение общим способом познания и владение приемами развития визуальных, аудиальных и кинестетических способностей учащихся.


Тема: «Правописание гласной перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени.

Цель: научить учащихся алгоритму написания гласной перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени.

В уроке Натальи Сергеевны прослеживаются описанные выше методики:

а) «Посмотри», «Скажи», «Сделай» и обращение к цветовым обозначениям на доске – элементы многосенсорного подхода;

б) Ключевые слова «что», «кто», «где», «когда», «как», «сколько»; опорные термины «исходный предмет», «конечный результат», «правила преобразования»; базовые понятия «признаки», «свойства», «элементы», «компоненты», «связи», «отношения» - составные части диалектико-логического подхода к формированию понятий (общий способ познания).

От ключевых слов (первичной обработки проблемной ситуации) учитель переходит к проблемной ситуации (исходный предмет, конечный результат, правила преобразования), а затем определяется место проблемы в базовых понятиях. Дети свободно ориентируются в системе формирования понятий и применяют общий способ познания при изучении нового материала, при формировании умений и отработке навыков.

Основная форма организации деятельности учащихся на уроке – групповая с распределением ролей в группе. В течение урока работает «наблюдатель», который следит за тем, как решаются коммуникативные задачи урока.

Во всех фрагментах хорошо видна работа над развитием способа чтения «угадыванием» (упражнения на расширение поля зрения по шаблонам в моменты словарной работы) и работа над обучением общему способу познания.

Осмысленное применение учащимися своеобразной терминологии – результат переноса ЗУН, приобретенных на уроке «Культура мыщления», целью которого является научение оптимальным механизмам ранжирования любой предметной информации и грамотной организации мыслительной деятельности.






























Тема: Правописание гласной перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени.

Цель: научить алгоритму написания гласной перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени.



Ход урока.


  1. Эмоциональная рефлексия.

  2. Работа над расширением поля зрения: буква в центре, слог слева, Сочетание в конце. Угадайте анаграмму: веет и пр – ветер

К какому множеству относится это слово? (слово-приветствие, словарное слово)

Словарный диктант в форме игры «ПСС» : соловей, заповедник, животное, скворец.

- проверка в группе. Ш.У.

- наблюдатель. Цель?

- отчет отвечающего, наблюдателя.

Из этого множества слов, назовите слова, которые находятся в отношении рядоположности: соловей, скворец. К какому видовому понятию(В.п.) относятся? Птицы. К какому родовому понятию? Животные.

Предлагаю отправиться в весенний заповедник (работа в гуппах)

1группа – чувствует 2 группа – слушает 3 группа – смотрит. А ответ начнете словами: «Когда мы были в заповеднике, мы…»

- опрос

- отчет наблюдателя о работе в группах.

3. Раздел? Тема? Подтема? По какому признаку узнаем глаголы пршедшего времени?

Аудиальный якорь. Проверьте, хорошо ли вы распознаете глаголы прошедшего времени. Если услышите глагол прошедшего времени, то хлопните в ладошки.

(учебник с.139 «Безделия»). Хорошая страна? Спор: за-против

Перечислить по памяти слова, названия страны (запись в столбик на доске)

Как еще можно назвать эту страну?

Образуйте от этих существительных глаголы прошедшего времени.

Проблема: знание столкнулось с незнанием

- где возникло незнание? Определите орфограмму.

- в какой части слова находится орфограмма?

- кто попробует сформулировать тему урока? Цель?

4. Разбить эту тему по ключевым словам: кто, что, где, когда, как, сколько.Чего не знаем? «как» - работа в группах

- опрос групп

- вывод «Как?»



5. Закрепление. (работа с опорными терминами)

Исходный предмет правила преобразования конечный результат

Стро.л н.ф. строить и строил

Плав.ла

Отрез.л

Расстав.л


Записать ответ глаголом прошедшего времени. Составить с ним предложение.

1гр. Скреплять клеем

2 гр. Рассыпать семена в почву.

3 гр. Обретать жидкое состояние по действием тепла.


6. Рефлексия. Оценить свою работу по шкале успеха.






















































Тема: «Животноводство»

Цель: Создание условий для самостоятельного изучения и осмысления особенностей разведения животных.

Задачи: - Добиться усвоения полного объема сведений об особенностях разведения животных

- формировать ОУУН: навыки работы с книгой, навыки самопроверки, умение выделять главное, обобщать.

- развивать способности выполнять логические операции: сравнение, классификация; развивать непроизвольное внимание, память, монологическую и диалогическую речь;

- воспитывать стремление самостоятельно добывать знания, чувство доверия к товарищам, осознание собственной значимости, навыки конструктивного общения.

Ход урока.

  1. Эмоциональная рефлексия.

  2. Игра на внимание «Непоседливая муха»: элементы игрового поля – животные.










- Игра 1 мин.

- Можно ли эти предметы назвать одним словом? (животные)

- На какие подмножества можно разделить это множество животных? (дикие и домашние)

3. Тема урока: сегодня мы будем говорить о домашних животных

- Знакомство с темой урока на странице учебника 122.

- формулирование цели урока (узнать каких животных разводят люди и зачем)

4. Робота по методике критического мышления «ЖИГСО»

1) деление текста на части присваивание номера

2) создание «домашних» групп, присваивание номера членам группы

3) объединение по номерам в «рабочие группы»

4) формулирование задач для достижения цели:

- самостоятельно познакомиться со своей частью текста(внимательно и осмысленно прочитать)

- проверить качество усвоения материала(пересказ, ответы на вопросы)

- понятно, интересно, доступно ознакомить детей «домашней» группы со своей частью.

5. Этапы работы по методике «ЖИГСО»

- самостоятельное изучение части текста (3 мин)

- обсуждение материала в «рабочей» группе (5 мин)

- самопроверка по вопросам в «рабочей» группе (3 мин)

- объединение в «домашние» группы. Задача? Обучить товарища (5 мин)

6. Цель урока? Цель учителя: проверить усвоение материала

- Тест (3 мин)

7. Творческая работа «Пятистишье» (составить пятистишье об одном из животных, которых разводят люди.)

8. Подведение итогов урока.

- Достигнута ли цель? (сообщение результатов теста)


Вопросы для самопроверки в группах:

1 часть

1. Зачем люди разводят животных?

2. Как называют шкурку овцы?

3. Как ты думаешь, для чего используют каракуль?

2 часть.

1. Как называют люди верблюда?

2. Какого веса груз он может нести?

3. Почему верблюда назвали «корабль пустыни»?

3 часть.

1. какую пользу приносит верблюд?

2. Что изготавливают из шкуры верблюда?

3. Вспомни, чем питается верблюд в пустыне?

4 часть.

1. Какие животные пасутся на пастбищах весной, летом? Для чего?

2. Каких животных относят к крупному рогатому скоту?

3. Кого разводят на свинофермах и птицефермах?

5 часть.

1. Люди, каких профессий трудятся в животноводстве?

2. Какими должны быть люди, работающие в животноводстве?

3. Как ты думаешь, почему труд животноводов труден?


Тест для проверки усвоения изученного материала.

  1. Как называется шкурка овцы:

А) каракуль б) овчина в) пух

2. Как люди называют верблюда:

А) самолет пустыни б) корабль пустыни в) машина пустыни

3. Дает ли верблюдица молоко:

А) да б) нет

4. Какое из перечисленных животных относится к крупному рогатому скоту:

А) свинья б) баран в) корова

5. Как называют доктора, который лечит животных:

А) педиатр б) стоматолог в) ветеринар

Ключ: А, Б, Б, В, В.






















Тема: Метафоры

Цель: научить находить метафоры в тексте и составлять текст, используя метафоры.

Задачи: - формирование умения сочинять метафоры и находить их в тексте

- воспитание чувства доверия к товарищам, навыков конструктивного

общения

- развитие способности творчески мыслить, сравнивать, монологической и

диалогической речи.



Ход занятия.

  1. Эмоциональная рефлексия. Стихотворение «Превращения»

  2. Игра «Море волнуется…»

- профессия

- дикое животное

- птица

Благодаря этим превращениям мы побывали в роли разных предметов. А как называется прием, при помощи которого, обычным предметам мы даем необычные названия? (метафоры) Что такое метафора?

  1. Проверка домашнего задания.

Выслушайте в группе метафоры, которые вы сочинили, выберите самую интересную, чтобы прочитать ее всему классу.

  1. Беседа.

- Для чего нужны метафоры?

- Где можем использовать их?

- Используя метафоры, можно составлять небольшие рассказы. Послушайте текст, найдите в нем метафоры и сделайте рисунки предметов, о которых идет речь.

«Захожу я в домашнюю столовую и вижу, что кухонный вулкан на плите уже начинает извергаться. Я погасил прирученный огонь и сел на кухонный трон, включил домашний кинотеатр»

  1. Работа в группах. Учитель – помощник на 1 минуту.

- Цель работы?

- Алгоритм работы с текстом: прочитать текст, подчеркнуть метафоры, узнать предметы, нарисовать их.

- Проверка работы: выброс на доску рисунков, объяснение.

6. Рефлексия. Д\З: составить текст на любую тему, используя метафоры.




























Тема: Евгений Пермяк «Надежный человек»

Технология: Критическое мышление

Методика: «Кардиограмма», «Пятистишье»


Ход урока.


  1. Эмоциональная рефлексия.


  1. Как называется текст, с которым будем сегодня знакомиться? Как вы понимаете значение слова «надежный» (сам-но, пара, группа)

Чтение понятия в толковом словаре, сравнение с нашим определением.

Чтение текста учителем, беседа по содержанию.


  1. «Кардиограмма»

- деление на группы, присваивание номера

- чтение своей части самостоятельно 2 мин

- в группе ответить на вопросы к части текста 2 мин

- выделить О.М., озаглавить часть. 1 мин

- выброс названия частей на доску 1 мин

- составление «кардиограммы»: синим цветом – чувства Андрюши

красным цветом – чувства Аси

- выведение общей «кардиограммы»


4. Какие чувства испытывали вы, когда читали это произведение?

Передайте их в «Пятистишье» - «Друг» или «Надежный человек»

- слушание пятистиший


5. Рефлексия. Д\З выучить стихотворение о друге.



+








1 2 3 4 5



-



Вопросы по содержанию:

1 часть.

1. За что любили в классе Андрюшу Рудакова?

2. Почему Андрюше было неприятно сидеть с Асей?


2 часть.

1. Как Андрюша напугал Асю?

2. Для чего он это сделал?


3 часть.

1. Какие отношения были между Вовой и Аней?

2. Как Вова решил помочь Ане?


4 часть.

1. Как вели себя ребята вначале, потом?

2. Кем стали Аня и Вова?


5 часть.

1. Для чего Андрюша пришел к дому Аси?

2. Как почувствовала себя Ася рядом с Андрюшей?





















































































































































Тема: Осадки

Цель: - Создание условий для изучения понятия «осадки», видов осадков и способов их образования;

- Формирование умения определять виды осадков, давать определения понятий, объяснять способ образования осадков;

- развивать наблюдательность, способствовать воспитанию интереса к предмету, любви к природе.


Ход урока.


  1. Эмоциональная рефлексия.

  2. Мы продолжаем изучать «Воздушную оболочку Земли». Прочитайте название темы, которую мы будем изучать сегодня на уроке: «Осадки». Итак, тема «Осадки». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Осадки»? Подумайте и запишите свои ассоциации в тетрадь. Назовите свои ассоциации, выброс на доску.

А все ли мы с вами знаем об осадках? Какую тогда цель поставим на урок? Что мы можем узнать об осадках? Чему должны научиться? Что уметь?

Знать

Уметь

Определение понятия «Осадки»

Какие бывают осадки

Как образовываются осадки


давать определение понятию

определять, какие бывают осадки

объяснять образование осадков



Итак, что же такое осадки? Давайте попробуем дать определение этому понятию. Для этого еще раз вернемся к вашим ассоциациям: град, снег, дождь, роса, иней – что это такое прежде всего (из какого вещества состоят) – это вода, которая… - дайте самостоятельно определение понятию «Осадки», продолжив это предложение и записав в тетрадь. Что у вас получилось? Будет ли это определением понятия точным и правильным? Тогда прочитайте научное определение понятия «Осадки» у вас на листочках. Кто был ближе всех к нему? Поставьте себе плюс. Если осадки – это вода, чем тогда будут являться град, дождь, снег, иней? Это – виды осадков.

  1. Сейчас мы подробно познакомимся с каждым видом осадков:

1 группа – будет изучать, и готовить презентацию дождя

2 группа – снега

3 группа – града

4 группа – росы и инея

Давайте вспомним алгоритм работы:

- прочитать текст самостоятельно

- ответить на вопросы самостоятельно 3 мин

- пересказать текст в группе

- ответить на вопросы в группе 5 мин

- составить схему образования своего вида осадка

- составить пятистишье 7 мин

4. Презентация вида осадков (лидер от группы).

- понятие

- рассказ по схеме

- пятистишье

- вопросы учащихся к отвечающему

5. Давайте еще раз вернемся к цели нашего урока. Что мы планировали знать об осадках? Чему планировали научиться?

Давайте проверим ваши знания и умения, выполнив тест.

Самопроверка: 10в – 5

9-8 – 4

7-6 – 3

5 и меньше – 2

Теперь обратите внимание на вопросы, в которых вы ошиблись. В тетради запишите, кому над чем нужно поработать. И еще одно интересное задание: попробуйте дома выполнить классификацию видов осадков по разным основаниям и узнать, какие еще есть виды осадков и включить их в классификацию.



Тест:


  1. Осадки – это …..

А) вода в жидком и твердом состоянии

Б) вода, в жидком и твердом состоянии, выпадает из облаков или осаждается из воздуха

В) вода


2. Осадки, выпадающие из облаков

А) роса, иней

Б) иней, град, снег

В) град, снег, дождь


3. Определи вид осадка по описанию «Жидкие осадки в виде капель»

А) снег

Б) град

В) дождь


4. Укажите характеристику снега:

А) твердые осадки, выпадающие зимой, образующиеся в облаках, падающие хлопьями

Б) твердые осадки, выпадающие весной, образующиеся в облаках, падающими кусками льда

В) жидкие осадки, выпадающие осенью, летом, падающие каплями


5. Какую форму имеют снежинки:

А) треугольную

Б) шестиугольную

В) четырехугольную


6. В какое время года чаще всего выпадает град?

А) осенью

Б) весной

В) зимой


7. Может ли град нанести повреждения различным предметам?

А) да

Б) нет


8. Какая погода нужна для образования росы и инея?

А) пасмурная

Б) ясная

В) ветреная


9. Где образуются роса и иней?

А) на земле

Б) в облаках


10. Назови аналог этого осадка: образуется при отрицательной температуре весной и осенью.

А) роса

Б) иней


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!