СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока познания мира по теме "Вода . Свойства воды" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока познания мира по теме "Вода. Свойства воды" 2 класс. Групповая форма работы. Проведение лабораторной работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познания мира по теме "Вода . Свойства воды" 2 класс»

Тема: Вода. Свойства воды.

Цели:

  1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.

  2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

  3. Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.


Оборудование: конспект, карточки для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, наборы для проведения опытов, презентация.


Ход урока.

I Организационный момент.

  • Ну – ка проверь, дружок,

  • Ты готов начать урок?

  • Всё ль на месте

  • Всё ль в порядке,

  • Ручка, книжка и тетрадка?

  • Все ли правильно сидят?

  • Все ль внимательно глядят?

  • Каждый хочет получать

  • Только лишь оценку «5».


- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

  • Задают вопросы

  • Ищут ответы на эти вопросы

  • Наблюдают, проводят опыты

  • Проверяют свои догадки


II Проверка домашнего задания

- Но прежде чем отправиться в лабораторию, давайте вспомним тему нашего прошлого урока. (Почва)

- Каково значение почвы?

- Что входит в состав почвы?

- Назовите главное свойство почвы? (плодородие)

Тест.

1. Верхний плодородный слой земли – это…

1) почва        3) глина

2) песок        4) горные породы

2. Что не входит в состав почвы?

1) песок        3) камни

2) вода         4) воздух

3. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки.

Наличие чего в почве это доказывает?

1) воздуха        3) песка

2) солей         4) перегноя

4. Что растения не могут получить из почвы?

1) воду         3) соли

2) кислород        4) солнечный свет

5. Чем богата плодородная почва?

1) перегноем         3) глиной

2) песком          4) воздухом

Взаимопроверка . ( ключ 1 – 1, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 4, 5 – 1 )


III Вызов.

Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …. (воды)


Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.


«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»


Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».

Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.


Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.


III Осмысление.


а) Ассоциативный ряд (кластер «Вода»)

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?

Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…

Один поэт сказал:

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда.

Струя водопада и брызги фонтана

И все это – только вода.


б) Актуализация ранее изученного.

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на нашу планету. Если её очень быстро вращать, то она покажется одноцветной – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

Где содержится вода на Земле?

Мы на 70 % состоим из воды. Без воды человек может прожить только 3 дня.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

Вода содержится во всех частях растений. Много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворёнными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.


А где человек использует воду?

Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

1ученик:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.

2 ученик:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

3 ученик:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяем сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.

4 ученик:
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.


в) Лабораторная работа.

- А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».


В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы.

(деление на группы)

В каждой группе есть:

  • Старший научный сотрудник

  • Помощник

  • Лаборант

  • Эксперты

(распределение ролей)

Определим правила, по которым работают учёные в группах.

  • Старший научный сотрудник проводит опыт

  • Помощник читает задание

  • Лаборант – готовит нужные материалы для опыта

  • Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.


Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

  • Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.



Свойства воды.

Есть

(да)

Нет

прозрачность



цвет



запах



вкус



является ли растворителем



текучесть



имеет ли форму



Физминутка «Лягушата»


Опыт №1. Определите «Прозрачна ли вода?»

Опустите ложку в стакан с водой. Видно ли ложку в стакане с водой?

Вывод: вода __________________

Отметьте это свойство в таблице.


Опыт №2. Определите «Имеет ли вода цвет»?

Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.

- Можно ли назвать воду синей? красной? белой?

Что вы можете сказать о цвете воды?

Ваш вывод: вода цвета ________________________

Отметьте это свойство в таблице.


Опыт №3. Определите «Имеет ли вода запах?»

Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.

Что можете сказать о запахе воды?

Ваш вывод: вода запаха ____________________

Отметьте это в таблице.


Опыт №4. Определите «Имеет ли вода вкус?»

Налейте из стаканчика немного воды и попробуйте её.

Что можете сказать о вкусе воды?

Вывод: вода вкуса__________________________

Отметьте это свойство в таблице.


Опыт №5. Определите «Является ли вода растворителем?»

Возьмите стакан с водой. Бросьте туда кусочек сахара. Размешайте воду стеклянной палочкой. Понаблюдайте, что произошло с сахаром.

Куда исчез сахар? Сахар ___________________

Вывод: вода – ______________________________

Отметьте это свойство в таблице .


Опыт №6. Определите «Обладает ли вода свойством текучести?»

Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.

Наклоните стекло. Что произошло с каплей?

Вывод: вода __________________

Отметьте этот вывод в таблице.


Опыт №7. Определите «Имеет ли вода форму?»

У вас на столе стоит стакан с водой. Перелейте воду из стакана в чашку, затем из чашки в сосуд. Что происходит с формой воды?

Какую форму приняла вода в стакане? Какую форму приняла вода в чашке?

Вывод: вода _______________________________

Отметьте это в таблице.


Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим.


А сейчас я предлагаю вопрос-утверждение: вода в природе встречается в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.

Как это можно объяснить?

(обсуждение в группах)


Задание для групп: Отгадать загадку. Определить состояние воды.

1. Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчёлки,

Уселись на колючей ёлке. (Снежинки).


2. Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лёд).


Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман).


Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса).


IV Рефлексия.

Вы сегодня были сотрудниками лаборатории.

Все ребята сегодня хорошо работали.


Продолжите предложение:

- Я сегодня узнал(а) ….

- На уроке мне понравилось …

- За урок я себе поставлю « », потому что …


V Домашнее задание.

Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с учебником.

  1. с. 46 – 49 читать, отвечать на вопросы

  2. провести опыт – набрать в бутылку воды и вынести на мороз.



Возьмите каждый капельку воды из бумаги и приклейте под смайлик, предварительно опустив капельку в воду.


В заключении я хочу напомнить:

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!