Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 213
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Конспект урока-праздника
в 1 классе «Прощание с Азбукой»
Автор:
Садовникова Ирина Игоревна,
учитель начальных классов.
Педагогический стаж – 8 лет,
первая квалификационная категория.
Санкт-Петербург
2021
Цель: обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки.
Задачи:
подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;
развивать технику чтения детей, речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;
воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения.
Оборудование: Азбука, плакаты, грамоты для учащихся, буквы алфавита, карточки с заданиями, аудиозаписи, видеозаписи, презентация, компьютер.
Ход мероприятия:
Слайд №1.
Дети торжественно входят в кабинет под песню «Учат в школе» и хором исполняют её. А затем садятся на свои места.
- Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители и гости нашего праздника! Я рада приветствовать Вас на нашем празднике! Сегодня мы с Вами собрались для того, чтобы проститься с самой главной книгой в жизни любого человека! А как же она называется? (Азбука.) Вы абсолютно правы, это действительно Азбука! А кто-нибудь вспомнит почему же она так называется? (У наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда – аз. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась – буки. Аз и буки – вот и получилась – Азбука.) А для чего же нам нужна Азбука? (С её помощью мы изучаем буквы алфавита и учимся читать.) Конечно! Давайте же вспомним буквы нашего алфавита!
Слайд №2.
Станция «Давайте знакомиться!»
Ученик 1:
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах…
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Ученик 2:
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Ученик 3:
Прискакал на крик баран,
Начал бить он в барабан,
Букву «Б» на помощь звать,
Чтоб подружку выручать!
Ученик 4:
«В» — буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Ученик 5:
На букве Г, как на лошадке,
По огороду Глеб гонял,
Но на гороховые грядки
Ногами Глеб не забегал.
Ученик 6:
Буква Д — просторный Дом.
В нём тепло, уютно в нём.
Там живут игрушки,
Куклы и зверушки.
Ученик 7:
В слове ель мы «Е» услышим,
Букву «Е» мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву «Е» запомним, детки.
Ученик 8:
Если сверху «Е» две точки,
Это «Ё» — мы знаем точно.
Если с «Ё» все точки снять,
«Е» получится опять.
Ученик 9:
«Ж» имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква «Ж», наверняка,
На бумаге тень жука.
Ученик 10:
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
Ученик 11:
«И» похожа на гармошку,
На испуганную кошку.
«И» меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.
Ученик 12:
Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.
Ученик 13:
«К» одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет.
И при этом буква «К»
Будто усики жука.
Ученик 14:
Лисёнок по лесу гуляет,
Лисёнок буквы повторяет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Как бы букву Л не потерять.
Ученик 15:
Знать эту букву нехитро,
Кто был хотя бы раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква «М».
Ученик 16:
Буква Н как лесенка,
Все движемся вперёд,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовёт!
Ученик 17:
Буква «О» — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
Ученик 18:
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали —
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
Ученик 19:
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу «Р» представить.
Ученик 20:
Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, самолёт,
Буква С зовёт в полёт.
Ученик 21:
Т — антенна, выше крыши,
Все увидит, все услышит,
Телевизоры включаем,
У экранов не скучаем.
Ученик 22:
Буква «У» напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи.
Ученик 23:
Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Ученик 24:
Буква «Х» захохотала:
«Хоть и холодно зимой,
Я на санках не устала
Ехать с горки ледяной».
Ученик 25:
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ученик 26:
У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела —
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
Ученик 27:
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Ученик 28:
Букве Щ мы скажем: «Ну-ка,
Притащи на ужин щуку
Или парочку лещей,
Да щавель нарви для щей»
Ученик 29:
Твердый знак ужасно гордый:
«Я на свете самый твердый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня ни как!»
Ученик 30:
«Ы» — какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтоб легко тебе ходить,
Палочку пришлось добыть.
Ученик 31:
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Ученик 32:
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Ученик 33:
Вся согнулась буква «Ю»,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою —
Старой бабкою с клюкою.
Ученик 34:
Куча яблок на прилавке...
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква «Я».
- Замечательно! Мы вспомнили с Вами все буквы нашего алфавита!
Слайд №3.
Станция «Школьники»
- Давайте же теперь выполним первое задание нашего праздника! Прошу открыть конверты с оранжевым кружком и взять задания (приложение №1 и слайд №4). Вам необходимо в филворде найти все слова на школьную тему. На это вам даётся 3 минуты. (Дети выполняют задание). Прекрасно! Проверьте, пожалуйста, все ли слова были найдены Вами. (на слайде появляется верно выполненное задание) Молодцы!
Слайд №5.
Станция «Схемы-помощники»
- Следующее задание покажет насколько хорошо вы научились составлять схемы слов. Но перед этим давайте вспомним все обозначения в схемах! (Дети называют все обозначения звуков и слогов-слияний, ударения и деления слова на слоги) Прошу Вас открыть конверты с жёлтым кружком и взять задания (приложение №2 и слайд №6). В этом задании Вам нужно соединить слова с их схемами. Удачи! (Дети выполняют задание). Давайте же проверим у всех ли верно выполнено это задание!? (на слайде появляется верно выполненное задание) Прекрасно!
Слайд №7.
Станция «Умники и умницы»
Ученик 35:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
- Следующее задание очень непростое! (приложение №3 и слайд №8) Вам необходимо прочитать текст, заменяя картинки словами. Сначала прошу сделать это каждого про себя, а затем кто-нибудь прочтёт нам этот текст вслух! (Дети читают сначала самостоятельно, а затем один ученик читает вслух) Спасибо!
Слайд №9.
«Математическая станция»
- Удивительно! Сегодня мы с Вами прощаемся с Азбукой, книгой, которую использовали на уроках обучения грамоте, а не математики, но станция называется «Математическая». Почему, как Вы думаете? (Ответы детей) Я прошу Вас вспомнить произведения поэтов и писателей, в названиях которых есть числа. (Ответы детей) Превосходно! Вы знаете так много произведений, в названиях которых есть числа! Вы - большие молодцы!
Слайд №10.
Станция «Найди отличия»
- Давайте выполним следующее задание! Прошу Вас открыть конверты с розовым кружком и взять задание. (приложение №4 и слайд №11) Это задание Вы будете выполнять в парах. Прошу в течение нескольких минут найти 12 отличий на картинках, которые лежат вы на ваших столах. (Дети в парах находят отличия на картинках) Надеюсь, что все справились с заданием, давайте же проверим, все ли отличия были найдены! (слайды №12, 13) Отлично! Продолжим?
Слайд №14.
Станция «Кроссворд»
- Сейчас мы проверим насколько хорошо Вы знаете литературных героев. Я буду читать Вам вопрос, а вы записываете ответ в нужный столбец или строку. Откройте, пожалуйста, конверт с зелёным кружком и возьмите задания. (приложение №5 и слайд №15). Это задание мы будем выполнять вместе!
По горизонтали:
Деревня, в который жили дружно и мальчик, и животные. Вели совместное хозяйство.
По вертикали:
Мальчик-волшебник с меткой молнии на лбу.
Главный злодей в сказках К.И. Чуковского.
Былинный герой.
И мошенница в сказке А. Толстого, и героиня произведений К. Булычёва.
Именно в ней жиди удивительные жители сказки В. Одоевского.
Сказочный ветеринар.
Смерть его находится в яйце.
Девочка с голубыми волосами.
Именно их больше всего боится Рон Уизли.
Хозяйка крысы Лариски.
В него превратился Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»
Герой сказки Д. Родари «Приключения Чиполлионо»
Персонаж сказки Карло Коллоди, прототип Буратино.
- Проверьте все ли ответы записаны у Вас на листах. (слайд №16)
Слайд №17.
Дети хором исполняют песню «Азбука».
Слайд №18.
Станция «Ребусы»
- Сейчас я предлагаю Вам разгадать ребусы. Отгадав их, Вы вспомните писателей и поэтов, с которыми мы познакомились, читая Азбуку. (приложение №6 и слайды №19-21) (Дети выполняют задание) Чудесно!
Слайд №22.
«Художественная станция»
Ученик 36:
Мы по улице гуляем,
Сами вывески читаем,
Что какая буква значит,
Узнаём издалека:
О кругла, как будто мячик,
Ж похожа на жука.
Вот четыре буквы: ВО-ДЫ
Вот ещё четыре: МО-ДЫ
Воды-моды-лимонад!
Мы читаем всё подряд!
Вот блестит,белее снега,
Слово горькое -"АПТЕКА".
Рядом сладкие слова -
"ФРУКТЫ","ПРЯНИКИ","ХАЛВА".
А напротив них - другое
Расползлось во весь этаж.
Правда, тёплое такое
Это слово -"ТРИКОТАЖ".
Эй, ребята, ну-ка с нами
Все читайте - всё подряд!
Буквы с вами, как с друзьями,
Обо всем поговорят.
- Осталось совсем немного заданий! И следующее покажет хорошо ли Вы знаете литературные произведения и их авторов, если они есть! (приложение №7 и слайды №23,24) На слайде будут появляться картинки из произведений, а Вам необходимо определить название произведения и автора. (Дети выполняют задание) Молодцы! Вижу, что Вы отлично знаете литературные произведения!
Слайд №25.
Станция «Найди пару»
- Вот и последнее задание на сегодня! (приложение №8 и слайд №26) Многие названия сказок или имена героев – двойные. Найдите пару, соединив первое и второе слово линией. (Дети самостоятельно выполняют задание) Я уверена, что все блестяще справились с этим заданием, но дайте всё же проверим правильность выполнения задания!
- Ребята, Вы прекрасно выполнили все задания! В качестве поощрения предлагаю Вам посмотреть мультфильм (слайд №27).
Слайд №28.
- В память об этом празднике и о том, что вы изучили все 33 буквы русского алфавита, мне хотелось бы вам вручить вот такие грамоты и книги на память об этом празднике!
Вручение грамот и книг.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1:
ПРИЛОЖЕНИЕ №2:
ПРИЛОЖЕНИЕ №3:
ПРИЛОЖЕНИЕ №4:
ПРИЛОЖЕНИЕ №5:
| | | | | | | 8 | | | 11 | 12 | |
| | | 4 | | 6 | | | | | | | 13 |
| 2 | | | | | | | | | | | |
| | 3 | | | | | | 9 | | | | |
1 | | | | 5 | | 7 | | | 10 | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №6:
ПРИЛОЖЕНИЕ №7:
ПРИЛОЖЕНИЕ №8:
Сивка | Пух |
Папа | Лукойе |
Винни | Мук |
Почтальон | Карло |
Оле | Бурка |
Кот | Печкин |
Маленький | Леопольд |