СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Проект "Тайна имени" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по русскому языку разработан для учащихся 3 класса УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Проект "Тайна имени" 3 класс»

Урок русского языка в 3 классе


Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Проект «Тайна моего имени»


Цель: обобщить и активизировать полученные  знания учащихся об имени существительном; закреплять умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Ход урока

2. Актуализация опорных знаний с выявлением затруднения.

Записываем число, классная работа.

дети записывают слова 

Солнце, город. мальчик, трамвай, собака, завод, учитель.

- возьмите простой карандаш и проверьте написание слов на доске.  

Найдите в словах и подчеркните следующие орфограммы: непроизносимая согласная, подберите проверочное слово.

 Это непроверяемая орфограмма. Почему она называется непроверяемая? Что это за слова? (словарные) Что мы делаем с такими словами? (запоминаем)

- Что еще объединяет все эти слова? (это имена существительные) 

вывесить карточку на  боковой доске.

- Почему вы так решили?

 - Значит, какую часть речи мы  сегодня повторяем?

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

-Назовите  неодушевленные имена   существительные, а теперь  – одушевленные.

(составляю из карточек два столбика)

 - Что же такое имя существительное? Дети отвечают пользуясь корзиной знаний.

(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и  отвечает на вопросы: кто? что?  Одушевленные существительные отвечают на вопрос  кто?, неодушевленные – на вопрос что?)  

3.  Создание проблемной ситуации

-Алена,  когда у тебя день рождения? (молчание)
-А почему возникла пауза? (В классе два человека носят имя Алена) 
- Какой выход из ситуации? (назвать фамилию). 

-Запишите каждый свою фамилию.  

- Давайте рассмотрим ещё одну ситуацию. У меня в  классе учились два Семёновых Вани. И причём они были похожи друг на друга.  Я думала, как мне  к ним обращаться? Я   нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству).

- Запишите  в тетради своё имя и отчество и фамилию.

4. «Открытие» новых знаний

-Как вы записали слова? Почему?

-   Что значит- собственные?

«Собственное» - это значит ваше, оно принадлежит вам, и никто не имеет права его отнять.

-Определите тему  урока.

Вешаю табличку на боковую доску

- Начнём урок с загадки: «Принадлежит тебе, а пользуются другие». (Имя.)

- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении. Нет такого слова, которое мы на протяжении всей своей жизни слышим чаще, чем своё имя. Имя – наше второе «я» - сопровождает нас в кругу семьи, приятелей, сотрудников. И сегодня мы поговорим об именах. 

История возникновения имён

   Имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников.

    Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк.

     Имя могло даваться по внешнему   виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведение (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка).

     Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

     Известный археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линёв (от рыбы линь). У Линёва было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей «по-рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв и Судак Линёв.


- С тех пор прошло много времени, сейчас имена у людей более современные. И их очень много.

- А сколько разных имён в нашем классе?  

- Как вы относитесь к своему имени? Кому оно нравится? Кому не нравится?

- Кто из вас знает, как родители выбирали вам имя?

- Выбор имени очень важен. Психологи доказали, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

- А скажите мне, как вам нравится, чтоб вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ)

5. Физкультминутка

6. Первичное закрепление новой темы.

«Самое длинное имя»

- Когда вы вырастите, ваши имена будут звучать по-другому. Знаете как?

- Произнесите своё полное имя, сосчитайте количество букв и определите, у кого самое длинное имя в нашем классе?

Работа по учебнику

— Прочитайте текст на с. 18—19 учебника.

— Почему в стародавние времена к выбору имени ребёнка относились очень серьёзно?

— Из каких языков пришли к нам имена? 

- У нас это -  имя, у животного – ? , у страны, у города,  у улицы, у площади – это…. ?

1) Работа в парах с таблицей.

- У вас лежат таблицы. Распределите  слова по этим группам .

1.

Имена, фамилии, отчества

 

2.

Имена сказочных героев

 

3.

географические названия

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова для справок:  Корней Иванович  Чуковский,  Буратино,  Незнайка, берёза,

Иванов Андрей, Волга, сирень, Зарайск

  

 2) Фронтальный опрос учащихся

- Какие слова остались не вставленными в таблицу? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.                        

 - Чем  отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика? ( Написанием)

-Почему они записаны с маленькой буквы?

Вешаю табличку на боковую доску

- Добавьте по одному слову в каждую строчку. Что у вас получилось?

Какие  имена существительные являются собственными, а какие -  нарицательными?  

  

6. Закрепление новой темы.


   1.  Игра «Найди ошибку»  на слайде: работа по рядам. Записать свое предложение и исправить ошибки.

  1. Ряд: Иван блинов съел много блинов.

  2. Ряд:Наш шарик поймал воздушный шарик.

  3. Ряд:Боится морозов Серёжа морозов.       

Проверка устно высвечиваю на слайде постепенно правильный вариант.       

2. Игра «Собери пару».

Соедините стрелками существительные с их названиями.

  • фабрика

  •  «Детские игрушки»

  • газета

  • «Волга»

  • мультфильм

  • «Красный октябрь»

  • машина

  • «Зарайский вестник»

  • магазин

  • «Теремок »

-Что вы нового узнали, работая с этой карточкой?

 7. Диагностика. Самоанализ деятельности на уроке.

 Сейчас я вам хочу предложить выполнить задание Магического квадрата.

 Перед вами «Магический квадрат». Под цифрами написание собственных и нарицательных имён существительных. В 8 случаях сделана ошибка. Вы запишите номера тех существительных, написании которых сделана ошибка. Будьте внимательны.

 

1. город зарайск

7. улица Октябрьская

13.  Лев Николаевич толстой

  2. кошка

     Мурка

8.  река десна

14.  театр «Элегия»

3.   машина

      Жигули

9. сказка Маленький принц

15.  берега Греции

4.  улица Пушкина

10.  Михаил Лермонтов

16.    рассказ

        Прыжок

5. теплоход «Довженко»

11.стихотворения пушкина

17.   газета «сельская новь»

6. река Нева

12.   журнал «Почемучка»

18.  Иван Лисицын

 

 

 Неверные ответы: 1,3,8,9,11,13, 16, 17.

Если вы правильно выбрали номер ячейки то нарисуйте в ней маленькое солнышко.

Теперь посчитаем солнышки.

    8 солнышек – «пятёрка» 

   7-5 – «четверка»

    4-3 – «тройка»

    2-0 – «двойка»

  Поставьте себе оценку.

8. Итог урока. 

-Посмотрите на нашу корзину знаний. Она пополнилась сегодня новыми знаниями?

О чем сегодня говорили?

9. Рефлексия.  Показ на слайде

Оценку обведите в круг и подрисуйте лучики.

 Если на уроке мне было:

 

Скучно то  нарисуйте солнышку глазки,

 

Интересно нарисуйте улыбку

 

если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием

 Закрасьте свою фигуру желтым цветом

 

 если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Закрасьте свою фигуру красным цветом

 

 

- У вас получились солнышки, а это значит,  в ваших глазах горят солнышки любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы эти солнышки вам чаще улыбались, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. 

 

Домашнее задание карточка  выбрать одно задание которое вы сможете сделать.

 

10. Домашнее задание: оформить проект, подготовиться к защите. 

 



















































1.Игра «Найди ошибку»  : работа по рядам. Записать свое предложение и исправить ошибки.

  1. Ряд: Иван блинов съел много блинов.

  2. Ряд:Наш шарик поймал воздушный шарик.

  3. Ряд:Боится морозов Серёжа морозов.       

2. Игра «Собери пару».

Соедините стрелками существительные с их названиями.

  • фабрика

  •  «Детские игрушки»

  • газета

  • «Волга»

  • мультфильм

  • «Красный октябрь»

  • машина

  • «Зарайский вестник»

  • магазин

  • «Теремок »











1.Игра «Найди ошибку»  : работа по рядам. Записать свое предложение и исправить ошибки.

  1. Ряд: Иван блинов съел много блинов.

  2. Ряд:Наш шарик поймал воздушный шарик.

  3. Ряд:Боится морозов Серёжа морозов.       

2. Игра «Собери пару».

Соедините стрелками существительные с их названиями.

  • фабрика

  •  «Детские игрушки»

  • газета

  • «Волга»

  • мультфильм

  • «Красный октябрь»

  • машина

  • «Зарайский вестник»

  • магазин

  • «Теремок »



1. город зарайск

7. улица Октябрьская

13.  Лев Николаевич толстой

  2. кошка

     Мурка

8.  река десна

14.  театр «Элегия»

3.   машина

      Жигули

9. сказка Маленький принц

15.  берега Греции

4.  улица Пушкина

10.  Михаил Лермонтов

16.    рассказ

        Прыжок

5. теплоход «Довженко»

11.стихотворения пушкина

17.   газета «сельская новь»

6. река Нева

12.   журнал «Почемучка»

18.  Иван Лисицын















1. город зарайск

7. улица Октябрьская

13.  Лев Николаевич толстой

  2. кошка

     Мурка

8.  река десна

14.  театр «Элегия»

3.   машина

      Жигули

9. сказка Маленький принц

15.  берега Греции

4.  улица Пушкина

10.  Михаил Лермонтов

16.    рассказ

        Прыжок

5. теплоход «Довженко»

11.стихотворения пушкина

17.   газета «сельская новь»

6. река Нева

12.   журнал «Почемучка»

18.  Иван Лисицын








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!