| Учитель: Но для начала давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Перед вами вопросы небольшого теста. Ответьте на них. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга.
А теперь представим, что нам надо поднять вверх не маленький груз, а тяжелые бетонные плиты? Мы и сейчас восхищаемся грациозностью сооружений древних строителей. В Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды. Например, мы строим пирамиду, подобную пирамиде Хеопса. Высота 147 метров. Длина стороны основания 232 метра. Для её сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс.каменных плит. Средний вес каждой 2,5 тонны. Как быть? | Учащиеся отвечают на вопросы теста Учащиеся слушают учителя. Высказывают свои предположения. Предлагают использование лебедки или наклонной плоскости. | 3 4 5 |
| С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы (греч. "механэ" – машина, орудие). Без специальных приспособлений невозможно было построить такие грандиозные сооружения как Пирамиды. Простые механизмы –приспособления, служащие для преобразования силы. К ним относятся: Рычаг – твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. Ворот – это два колеса, соединенные вместе и вращающиеся вокруг одной оси, например, колодезный ворот с ручкой. Блок – представляет собой колесо с жёлобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси. Наклонная плоскостьприменяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия. К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы и конвейеры. Чем положе уклон, тем легче выполнить работу по подъему груза на высоту. Винт – простейший механизм. Резьба винта, в сущности, представляет собой другой простейший механизм – наклонную плоскость, многократно обернутую вокруг цилиндра.
Сегодня мы рассмотрим только один простой механизм – рычаг. Рассмотрим рычаг более подробно. Единственная неподвижная точка рычага – точка опоры. Плечо силы – кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила. Давайте проведём следующий опыт: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть? Попробуем применить рычаг – линейку. Мы убедились на опыте, что рычаги бывают первого и второго рода. Рассмотрите слайд 14 и ответьте, что у них общего и в чем различие.
| Учащиеся делают записи в тетради. Приводят примеры простых механизмов, встречающихся в жизни. Ученик у доски проводит опыт. Ученики пробуют сдвинуть коробку при помощи рычага, применяя разные способы. Первый способ. Мы нажимаем на конец палки и с силой давим вниз. Второй способ. Обе силы направлены в одну сторону. Приподнимаем конец рычага. Обе силы направлены вверх. Учащиеся отвечают на вопросы: «Общее – простые механизмы, служащие для преобразования силы и получения выигрыша в силе» «Различие – точка опоры расположена в первом случае между точками приложения сил, во втором на конце рычага. По разному направлены силы.» (Слайд 15) | 6-7 8 9-12 13 14 15 |
| «Древо науки всеми корнями связано с практикой» А. Несмеянов 1. Что вы понимаете под словом работа? Что надо знать (какие физические величины) чтобы рассчитать механическую работу? В чем измеряется работа? 2. Что такое мощность? Как вычислить мощность, зная работу и время? Как называется единица мощности? Какие единицы мощности используются в технике? 3. Что называется простыми механизмами? Для какой цели они применяются? Какие виды простых механизмов вы знаете? Что представляет собой рычаг? | Отвечают на вопросы | |
| Учитель: Наш урок подходит к концу. Ребята, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. А закончить урок мне хочется стихотворением Б. Пастернака: Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности истекших дней, До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. | Высказывают свое мнение | |