Классный час «Семья и традиционные семейные ценности»
7 класс
Цель: сформировать понятие о семье, ценностях и традициях семейных отношений.
Задачи:
- раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- расширить представление о семейных ценностях;
- способствовать развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
- формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
- воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения.
Ход мероприятия:
I.Орг.момент
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
В начале нашего классного часа предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение. Давайте улыбнёмся и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.
Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствие друг друга таким образом, и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!
Мы собрались сегодня, чтобы поговорить, пожалуй, о самом дорогом в жизни каждого человека. А тему я предлагаю угадать вам самим.
(Звучит песня «Моя семья» (Просмотр видеоролика с семейными фотографиями детей из класса)
II. Формулировка темы и целеполагание
Учитель: Кто догадался: о чём же пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего классного часа?
-Верно, наш классный час посвящен «Семье и традиционным семейным ценностям».
Слайд 1
- Исходя из темы, сформулируйте цель нашего занятия.
III.Игра
Учитель: Классный час наш будет не обычным, а в форме игры. У нас будет три команды, давайте представим, что сегодня каждая команда – это семья.
А так как у каждой семьи есть фамилия, то ваша задача придумать своим командам названия - фамилии. Это и будет вашим первым заданием. А прежде, чем вы это сделаете, давайте посмотрим познавательное видео.
Слайд 2
(Просмотр видеоролика)
Учитель: И так, первое задание это придумать своей команде фамилию и объяснить, почему вы выбрали именно эту фамилию, по какому принципу.
- Говорить сегодня мы будем о семье. С самого рождения, человек воспитывается в семье, в кругу родных и близких. Каждая семья уникальная, со своими привычками, обычаями и традициями. У кого-то она большая, у кого-то маленькая, бывают полные и неполные семьи. А что такое семья?
Давайте ответы мы поищем в различных источниках.
1 этап «Фамилия»
Слайд 3
1 гр. Ищет в интернете
2 гр. Пользуется словарем С.И Ожегова
3 гр. Самостоятельно формулирует, с опорой на свои знания и жизненный опыт
- Молодцы! С первым заданием справились! Я тоже в свою очередь подведу итог этого задания в форме стихотворения.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
2 этап «Конкурс капитанов»
Учитель: В каждой семье есть человек, которого называют и считают главой семьи. Так как сегодня у нас три команды-семьи, то для следующих конкурсов необходимо выбрать, кто же будет главой в ваших семьях, он или она станет капитаном.
Слайд 4
Учитель: Какое выражение стало символом большой семьи:
- Трое в лодке;
-Четверо за компьютером;
-Пятеро в ванной;
-Семеро по лавкам.
2. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного и приёмного родственника? (мать и мачеха)
3. О какой русской игрушке говорят: «Она олицетворяет собой идею крепкой семьи, достатка, продолжения
рода, единства? (матрёшка).
4. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (погоду в доме).
- Жюри подводит итоги конкурса, а мы продолжаем.
- Ребята, знаете ли вы, когда отмечается День семьи? Какое изображение является её символом?
Слайд 5
3 этап «Семейные ценности»
Учитель: Ромашка - символ Дня семьи, любви и верности, который отмечают в России 8 июля. Ромашка стала символом праздника неслучайно, ведь в День святых благоверных Петра и Февронии, в полях и лугах активно цветут ромашки и издавна этот полевой цветок считается символом любви. Ромашка - самый жизнерадостный и жизнеутверждающий цветок, который символизирует чистую и искреннюю любовь, а также русскую природу и тёплое лето.
- Нашим следующим заданием будет составить букет из трех ромашек. На 7 лепестках мы с вами напишем, что же является базовыми семейными ценностями, без которых не может быть дружной и крепкой семьи, а на 8 лепестке вы напишите своей семьей-командой.
Ценности зашифрованы в пословицах. Я буду их читать, а вы внимательно слушайте и записывайте на лепестках:
1.Родители трудолюбивы - и дети не ленивы (Трудолюбие).
2.Сын - отцу помощник, дочь – матери помощница.(Взаимопомощь)
3.Кто родителей почитает, тот век не погибает. (Уважение к родителям)
4. В тесноте, да не в обиде (Терпение).
5. В семье дружат - живут не тужат.(Дружба)
6.Дом согревает печь, а семью… (Любовь)
7. Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет (Верность)
8. А 8 ценность ваша команда определит самостоятельно, посоветовавшись между собой.
- Молодцы! Букет из ромашек у нас составлен.
(Подведение итогов)
Слайд 6
4 этап «Особенности семьи»
Учитель: У меня есть бабушка,
У меня есть дедушка,
У меня есть папа,
У меня есть мама,
А у них есть я.
Что это? (семья).
Семьи бывают разные по количеству людей, в ней состоящих, по укладу жизни: ваша задача написать характеристику типов семьи.
Тип семьи | Особенности |
Полная | |
Неполная | |
Бездетная | |
Малодетная | |
Многодетная | |
- Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций? Семья и семейные ценности всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым.
Каждую семью что-то объединяет. В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Все это называется семейные ценности.
(Подведение итогов)
Слайд 7
5 этап «Этапы семьи»
Учитель: Расставьте этапы формирования семьи в правильной последовательности.
Этапы | Порядковый номер |
А. Обязанности по отношению к детям. | |
Б. Брак | |
В. Обязанности по отношению друг к другу | |
Г. Рождение детей | |
Д. Встреча | |
Е. Воспитание внуков. | |
Слайд 8
6 этап «Родственные связи»
Учитель: Следующее задание направлено на определение ваших знаний о родственных связях. Перед вами лежит таблица, в которой необходимо соединить стрелками пары.
Родственник | Соединить | Кем приходится |
Невестка | | муж дочери |
Свекровь | | жена сына |
Тесть | | мать мужа |
Золовка | | отец жены |
Зять | | сестра мужа |
(Подведение итогов)
Слайд 9
7 этап «Собери пословицу»
Учитель: У вас в конвертах разрезанные пословицы. Ваша задача соединить цифру и букву, чтобы получились пословицы, и выложить их на столе. Начинаем!
1. На что и клад | А) И горе не берёт |
2.Где любовь, да совет | Б) Коли в семье вражда |
3.В семье разлад | В) Коли в семье лад |
4.Согласную семью | Г) Там и горя нет |
5.Не будет добра | Д) Так и дому не рад |
IV. Подведение итогов
Слайд 10
Учитель: Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья. Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.
Жизнь большинства людей от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. У каждого из нас есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в ней мы учимся любви, ответственности, заботе, уважению, чтить традиции семьи. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о близких нам людях: о родителях, сестрах и братьях, бабушках и дедушках. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.
- Пришло время подвести итоги нашей семейной игры. Да, вы не ослышались, ведь и классный коллектив можно назвать своего рода семьей.
(Объявление результатов)
V. Рефлексия
Учитель: Ребята, мне хотелось бы услышать отзывы о нашем классном часе. Что вам понравилось? Какое настроение у вас сейчас?
- Достигли ли мы цели и задачи?
- Что полезного вы вынесли для себя?
- Закончить наше занятие, я бы хотела стихотворением:
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое - терпение.
Оно поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее.
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
- Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты в действительность.
Слайд 11
- Спасибо за внимание! Наш классный час окончен!
Приложение 1
Таблицы для конкурсов
« Особенности семьи»
Тип семьи | Особенности |
Полная | |
Неполная | |
Бездетная | |
Малодетная | |
Многодетная | |
«Этапы семьи»
Этапы | Порядковый номер |
А. Обязанности по отношению к детям. | |
Б. Брак | |
В. Обязанности по отношению друг к другу | |
Г. Рождение детей | |
Д. Встреча | |
Е. Воспитание внуков. | |
«Родственные связи»
Родственник | Соединить | Кем приходится |
Невестка | | муж дочери |
Свекровь | | жена сына |
Тесть | | мать мужа |
Золовка | | отец жены |
Зять | | сестра мужа |
«Собери пословицу»
1. На что и клад | А) И горе не берёт |
2.Где любовь, да совет | Б) Коли в семье вражда |
3.В семье разлад | В) Коли в семье лад |
4.Согласную семью | Г) Там и горя нет |
5.Не будет добра | Д) Так и дому не рад |