Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Следовательно, воспитание гражданина - это воспитание россиянина. Что было всегда предметом гордости? Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волновали и волнуют меня, как классного руководителя кадетского класса.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, т. е наши социальные партнеры.
Предложенная воспитательная система по развитию гражданско-патриотических компетенций кадет открытая, что позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться.
Воспитательная система предполагает 3 этапа развития, которые вы можете увидеть на слайде.
1 этап – подготовительный.
аналитико-диагностическая деятельность;
поиск и коррекция инновационных технологий воспитания с учетом личностно значимой модели образования;
изучение современных технологий новаторов;
определение стратегии и тактики деятельности;
разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для работы, диагностика уровня сформированности гражданско-патриотического самосознания воспитанников, выявление потенциала кадетского корпуса;
разработка и утверждение стратегических направлений развития кадетского корпуса;
анализ нормативно-правовой базы;
разработка программ работы по направлениям.
2 этап – практический.
отбор и апробация методов, методик, инновационных форм гражданско-патриотической работы, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
апробация и использование в работе корпуса личностно-ориентированных технологий воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности воспитанника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы гражданско-патриотической направленности, расширение внутреннего и внешнего партнерства;
отслеживание инновационных процессов, анализ состояния.
3 этап – заключительный.
обобщение результатов, выводы, итоговая диагностика;
обработка и интерпретация данных за 3 года;
соотношение результатов реализации программ с поставленными целью и задачами;
обмен опытом работы с образовательными учреждениями города, работающими по проблеме гражданско-патриотического воспитания (участие в работе круглых столов, семинаров, проведение мастер-классов);
прогнозирование следующих вариантов развития структурных подразделений корпуса;
определение перспектив развития кадетского направления
В 2022 году для меня была начата совершенно новая работа в качестве классного руководителя кадетского класса.
В сентябре была разработана программа « Воспитательная программа кадетского класса », которая направлена на
изучение гражданско-патриотической направленности личности;
изучение степени удовлетворённости кадет и родителей воспитательной деятельностью в кадетском классе.
В рамках работы в данном направлении мной совместно с учащимися, родителями было организованно тематическое пространство класса. ( слайд с классным уголком)
В феврале 2023 года на базе лицея была организована работа военно-патриотической ассоциации «Живи и помни», которая объединила кадет и юнармейцев лицея. По инициативе кадет каждому классу было присвоено имя Героя- выпускника, погибшего за пределами Отечества. С тех пор наш класс именной и носит имя Валерия Годоренко .
Остановлюсь на структуре организации и управления кадетским классом подробнее.
Основными отличительными особенностями кадетского класса являются: ( слайд)
символы;
специфический уклад жизни ( ношение особой формы одежды [повседневной и парадной);
использование ритуалов общения, принятые в военной среде; ( здравия желаю, товарищи кадеты)
строевые тренировки;
реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью физическую, военную подготовку.
На базе лицея с 2018 года функционируют классы с кадетской направленностью. Первый созданный кадетский класс имеет направление – кадеты МЧС.
( посвящение в кадеты и проведение мероприятия ) В течение 5 лет мы тесно сотрудничаем с 4-ым пожарно-спасательным отрядом МЧС. Уроки безопасности, работа с детским психологом о поведении в чрезвычайных ситуациях, практические занятия, показательные выступления, экскурсии – это лишь небольшая часть нашего взаимодействия.
Слайд
С 1 сентября 2023 года подписан договор о сотрудничестве с главным управление МЧС по субъекту РФ, с целью реализации сетевого взаимодействия по работе кадетского пожарно-спасательного класса. Работа в данном классе ведется в соответствии с утвержденным планом. ( слайд)
В январе 2024 года состоялась работа профориентационных секций на базе лицея, где кадеты продемонстрировали навыки , полученные в ходе занятий с сотрудниками МЧС и осветили профессию пожарного- спасателя ( слайд)
30 декабря в День Спасателя 5 кадет были награждены нагрудными знаками отличия за хорошую учебу, высокий результат при сдаче нормативов МЧС, и активную жизненную позицию.
Психологический микроклимат в коллективе, позволяет объединить детей и взрослых в рамках образовательного и воспитательного процессов.
Для более глубокого понимания важности звания Кадет для ребят организуются обучающие и просветительский выезды в Суворовское военное училище, в Тульский парк «Патриот», учебный центр аварийно- спасательных формирований г. Новомосковска. (Слайд)
Следует заметить, что структура воспитания построена таким образом, чтобы формировать модель выпускника кадетского класса, являющуюся ориентиром для всех участников воспитательного процесса.
Обозначив основные направления работы, я пришла к выводу, что необходимо расширить проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности: на мероприятия приглашаются ветераны боевых действий, представители военкомата и другие гости.
По инициативе ребят была организована встреча с матерью Валерия Годоренко Валентиной Антоновной, которая тепло встретила ребят и смогла подробнее рассказать о детстве и юношестве своего сына. ( слайд)
Считаю, что совместная деятельность кадет, родителей и классного руководителя может быть успешной, если они настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл.
В число форм взаимодействия входят такие, как организация семейных праздников, привлечение кадетов и их родителей к подготовке и проведению мероприятий гражданско-патриотического характера.
Традиционной является помощь родителей в подготовке кадет к параду Юнармейцев и кадетскому балу, который уже дважды состоялся в Узловой. (Слайд)
Активное участие в социальных акциях, мероприятиях и конкурсах способствует формированию гражданско-патриотических компетенций у всех участников образовательного процесса. ( слайд грамоты)
Ежегодно в Узловском районе проходит военно- патриотический марафон «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА». Кадеты принимают в нем активное участие, об этом говорят грамоты и благодарности . По результатам 6а кадетский класс имени Валерия Годоренко стал призером марафона.
Благодаря системной работе у учащихся кадетского класса повышается уровень формирования гражданственности, увеличивается процент в таких гражданских позициях, как патриотизм и интернационализм, гражданская активность и достоинство, соблюдение законов государства, гражданский долг.
И напоследок, я скажу важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
Помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую планету к лучшему.
Вовлекать детей и родителей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Поддерживать детей в их работе для улучшения жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества.
Помочь детям видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе научиться содействовать необходимым переменам. Слайд)
Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, так как мы, педагоги, выполняем ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Кадетство как основа военно-патриотического воспитания
Из опыта работы. Выступление на стажировочной площадке гр.ГЗ-ПК-24030 ГОУ ДПО ТО «ИПК и ПП РО ТО»
март,2024