СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Петроглифы родного края"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по русскому языку на тему "Петроглифы родного края" содержит материал краеведческого характера. Также в данном уроке проводится работа стекстом, а именно, лингвистический анализ текста. Материал урока интересен тем, что учащиеся сами исследуют наскальные изображения родной местности.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Петроглифы родного края"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 города Кызыла



























Составители: Хомушку О.Д. - учитель

русского языка и литературы,

Донгак Сарыг-оол Б.

- учитель истории и права.







Кызыл – 2010 учебный год



Интегрированный урок по русскому языку

«Петроглифы нашего края».


Цели урока: обучающая цельПознакомить учащихся с понятием «петроглифы», заинтересовать их материалом для научно – исследовательской работы;

развивающая цельРазвитие у учащихся исследовательских навыков, привлечение их внимания к изучению родной местности, исторических мест;

воспитательная цельВоспитание чувства любви к родному краю, а также чувства ответственности за достояние народное.

Оборудование урока: таблицы, мультимедийный проектор, раздаточные материалы.

Оформление урока: на доске отрывки из работ ученых – этнографов:

«Наскальные изображения – живописный рассказ прошлых поколений о самих себе…» (Л.П. Потапова).

«Молодое поколение может узнать о духовной жизни своих предшественников лишь из научной литературы, прежде всего этнографической». (М.А. Девлет).

Задачи урока:

1) знакомство с новым понятием, изучение исторического материала о петроглифах;

2) составление связного текста – рассуждения по слайдам;

3) проделать лингвистический анализ текста о петроглифах;

4) понимание роли и значения исследовательской работы в нашей жизни.


Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя:

Я рад видеть вас на уроке, хочу, чтобы вы были моими активными помощниками. Думайте, высказывайте свое мнение, активно работайте со мной, потому что урок у нас сегодня будет необычный. Мы отправимся рассматривать искусство древности, истории.

Работа с эпиграфами урока: Прочитайте, пожалуйста, данные отрывки. О чем говорят нам ученые – этнографы? Кто такие этнографы, что они изучают? Эти высказывания красной нитью будут проходить через весь наш урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Цель нашего урока – познакомиться с новыми для нас понятиями «петроглифы», «этнография»; узнать значение и исследование наскальных изображений, а также, какие петроглифы имеются в нашем краю, в нашей местности; научимся с помощью живого, великого русского языка описывать и раскрывать значение петроглифов.


II. Новый материал:

1. Словарная работа: (слова появляются на экране)

Петроглифы – наскальные изображения, или же рисунки, как выполненные краской, так и выбитые, выгравированные, протёртые, прошлифованные.

Этнография – наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта какого – нибудь народа.


2. Работа со словами и пояснение:


Термин «петроглифы» заимствован из научной литературы Запада и означает выбитые изображения на скалах, на камне. Строгого, точного определения слову «петроглифы» нет, поэтому термины «наскальные рисунки», «петроглифы», «писаницы», «росписи» имеют одинаковое содержание. Поэтому, отдельные авторы используют эти термины в качестве синонимов.

- Таким образом, все эти термины являются чем? Правильно, синонимами. А что такое синонимы? (Слова с одинаковыми значениями, но разные по написанию).

(На экране в виде схемы «петроглифы» - «наскальные рисунки» - «писаницы» - «росписи»).

Обратите внимание, слова «росписи», «писаницы», «писали». Что общего между этими словами? (У них одинаковые корни –пис-).

Мы остановимся на термине «петроглифы», так как наше путешествие пойдет именно по изучению выбитых, наскальных изображений.

А теперь поработаем со словом этнография. Читаем значение слова, объясняем, смотрим строение слова.

- Из скольких корней состоит данное слово и как оно образовано? (этнос – быт, графика – наука; ____ о ____ - сложение основ).

Итак, петроглифы – это живописный рассказ прошлых поколений о самих себе.

Теперь, давайте остановимся на истории изучения петроглифов. Об этом нам поведает человек, который является гордостью нашей школы, своего рода, наш исследователь и ученый - учитель истории и права Донгак Сарыг – оол Биче – оолович. Именно он занимается исследовательской работой по петроглифам нашего кожууна, нашей местности. Мы живем в удивительном уголке, на историческом месте, где очень много исторических памятников, курганов, погребений и, конечно же, петроглифов.

3.Слово дается учителю истории, на экране появляются слайды, на которых карты, изображения петроглифов и мн. др. (учитель истории Сарыг-оол Биче-оолович рассказывает учащимся, где у нас в горах находятся петроглифы, дает толкование наскальных изображений, привлекает детей исследовать в дальнейшем эти интересные исторические ценности, сам демонстрирует свои находки и начатые исследования по петроглифам нашего кожууна, нашей местности).

Вся эта удивительная местность должна стать охранной зоной. И для этого, нам нужно хорошенько исследовать свой край, делать научно – исследовательские работы, защищать и нести ответственность за сохранность исторических ценностей и достояний.

Теперь, давайте посмотрим, как в своём произведении описал красоту и необычность петроглифов наш писатель Ю. Кюнзегеш.


III. Работа с текстом (текст заранее раздается учащимся).

«Заря разгорается, пылая всё ярче, и вот, наконец, всходит солнце, озаряя живительными лучами всё вокруг. Внимательный взгляд поэта подметил те волшебные изменения, которые претерпевают наскальные рисунки при смене освещения. Когда косые лучи восходящего солнца скользят по шероховатой поверхности камней, изображения, выбитые на скальных плоскостях, проявляются, становятся всё отчётливее и резче, и, наконец, выступают вперёд и, как бы ожидая в сознании зачарованного зрителя, отрываются от скального фона, обретая самостоятельное существование. Но стоит солнцу скрыться в грозовых тучах, рисунки постепенно тускнеют и исчезают в скале.

Чутким сердцем поэт читает на скалах повесть об историческом прошлом своего народа, образно называя её «памятью души».

(Ю. Кюнзегеш «Хаяларда чурумалдар»).


Лингвистический анализ текста:

1) Мы прочитали с вами отрывок из текста тувинского писателя Юрия Кюнзегеш «Хаяларда чурумалдар», переведите название произведения на русский язык.

( «Наскальные рисунки»)

2) Вдумайтесь в содержание текста. О чем этот текст? Какая картина возникает в вашем воображении? Что вы «видите» в ней? Коротко передайте содержание текста.

( В тексте говорится о пробуждении природы, о наскальных рисунках, о наблюдении писателя. Возникает картина утра, пробуждения природы, образ поэта – наблюдателя, волшебные изменения рисунков при смене света. Петроглифы, как живые существа завораживают наблюдателя).

3) Кто является главным персонажем текста? В какой роли он выступает?

(Персонаж – поэт, в тексте он в качестве наблюдателя).

4) Что помогает поэту подметить волшебные изменения?

(Заря, восхождение солнца, лучи солнца).

5) Опишите своими словами последовательность действия, процесса оживления наскальных рисунков.

(Лучи солнца скользят по камням, рисунки становятся отчётливее, выступают вперёд, отрываются от скал и оживают).

6) Какая часть речи играет важную роль оживления?

(Глагол, показывающий постепенное пробуждение скальных рисунков).

Выделите и запишите словосочетания, которые точно и образно передают изменения в природе и в состоянии героя?

(Заря разгорается, всходит солнце, лучи скользят, изображения проявляются, становятся отчётливее, резче, выступают вперёд, отрываются от скального фона, обретают существование; рисунки тускнеют, исчезают в скале – изменения в природе; Внимательный взгляд, подметил изменения, чуткое сердце, читает повесть, образно называет - изменения в состоянии героя).

7) Сопоставьте понятия «заря разгорается, пылает всё ярче» и «солнце скрывается в грозовых тучах». Как вы можете их прокомментировать?

( заря, лучами оживляет, даёт живительный свет, а тучи скрывают, дают тень, погружают во тьму).

Какой приём здесь использовал писатель?

(приём антитезы – противопоставления).

8) Объясните значение понятий «чутким сердцем», «читает на скалах повесть» и «образно называет «памятью души».

9) Найдите и выпишите эпитеты, связанные с поэтом.

(у него внимательный взгляд, он подметил волшебные изменения, у него чуткое сердце, он читает историческую повесть своего народа)

С этими определениями как можно охарактеризовать внутренний мир поэта?

(богатый, тонкий внутренний мир, очень внимательно и чувствительно воспринимающий изменения окружающего мира).

10) Чему нас учит данный отрывок текста?

(что мы должны любоваться красотой своей природы, красотой величественных памятников, а также мы должны помнить и оберегать историческое достояние нашего народа).

11) Как вы думаете, почему поэт пришёл туда и зачем? (Он пришёл полюбоваться красотой природы, родного края, возможно, отдохнуть, почерпнуть силы и вдохновения).

12) Когда вы идёте в поход, на экскурсию замечали ли раньше наскальные изображения, выбитые на камнях? И вообще, внимательный ли вы наблюдатель на природе?



IV. Подведение итогов урока.

Итак, что нового вы узнали сегодня из нашего урока?

Вам были известны раньше петроглифы нашего края?

Что мы должны делать, чтобы сохранить наше историческое достояние?

Какие работы нас ожидают впереди? Пожелаем друг другу творческих успехов!


V. Домашнее задание:

Основываясь на увиденном и услышанном материале о петроглифах написать сочинение – рассуждение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!