СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по физике "Физика вокруг нас"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра "Физика вокруг нас". Данную игру можно провести при повторении изученного материала, также как внеурочное мероприятие.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по физике "Физика вокруг нас"»


Қостанай облысы әкімдігі білімбасқармасының
«Қостанай педагогикалық колледжі» КМҚК
КГКП «Костанайский педагогический колледж»
Управления образования акимата Костанайской области

Интеллектуальная игра

КВН

Тақырыбы/ Тема / Theme:

«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»


преподаватель физики Сыздыкова Б.С.

Интеллектуальная игра КВН

«Физика вокруг нас»


Цель занятия:

развитие мышления, познавательной и творческой активности учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, слайды, музыкальная заставка «КВН», анимации, презентация «Физика вокруг нас», презентация «Физика и спорт», стенд «Наука- надежда человечества»,плакаты с высказываниями учёных- физиков,стенд «Физики шутят», стакан, свечи, бумага, мыло, тарелка, зубочистки, сахар, металлическая гиря, монета, цилиндрическая трубка, кубик льда, учебные весы.


Принимают участие две команды (по 6 человек), болельщики.

Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.

Н.А.Назарбаев Статья «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»

I . « Приветствие команд»

Представление названия команд, девиза команды, песни, посвящённого предмету «Физика»

Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов.


II. « Разминка»

За каждый правильный ответ команда получает 1балл.

Если команды затрудняются ответить на вопрос на помощь приходят болельщики. Болельщик получает один жетон. В конце турнира подсчитываются количество набранных жетонов каждым болельщиком, и устанавливается победитель.


1.В свойство «лёгкость тел» не веря,

Кто вес воздуха измерил?


2.Чей опыт изумил людей,

Потребовав 16 лошадей?

Когда и кем он сделан был

И в чём людей он убедил?


3. «Природа пустоты боится»-

Какой учёный некогда сказал?

А кто решился в этом усомнится

И пустоту на опыте создал?


4. Нет, трудного я спрашивать не буду:

Где применяются сообщающиеся сосуды?


III. Конкурс «Ты - мне, я – тебе»

Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы ( по 3 вопроса).

Оценивается: четкость вопроса, полнота и правильность ответов.

За каждый правильный ответ команда получает 1балл.


IV. Конкурс «Знатоки физики»

Оценивается: правильность и полнота ответа.

За каждый правильный ответ команда получает 1балл.

Задание №1 Качественные задачи.

1. Почему относительно мягко лежать в гамаке, ведь его узловатые верёвки довольно жёстки?

Ответ. Под тяжестью тела гамак прогибается, благодаря чему вес распределяется на большую площадь, поэтому на каждую единицу площади гамака приходится малая нагрузка и лежать в гамаке сравнительно мягко.


2.Почему высоко в горах действие суставов нарушается: конечности плохо слушаются, чаще происходят вывихи?

Ответ. Атмосферное давление способствует более плотному прилеганию суставов друг к другу. С уменьшением давления при поднятии на высокие горы связь

между костями в суставах уменьшается, в результате конечности плохо слушаются, чаще происходят вывихи.


3.Почему мы не воспринимаем как звук те колебания воздуха, которые создаются крыльями пролетающей птицы?

Ответ. Частота колебания, создаваемая крыльями птицы, ниже нашего порога слышимости, поэтому полёт птицы мы не воспринимаем как звук.


4. Случайно залетая в окно, летучая мышь садится людям на голову. Почему?

Ответ. Волосы поглощают излучаемый летучей мышью ультразвук, поэтому мышь. Не воспринимая отражённых волн, не чувствует преграды и поэтому летит на волосы.


5.Почему аромат цветов мы чувствуем на расстоянии?

Ответ. В цветах содержатся ароматические вещества, молекулы которых диффундируют в воздух.


6. Как известно, что после дождя цветы начинают пахнут сильнее, чем это связано?

Ответ. Во время дождя капельки воды попадают в чашечки цветов, а оттуда скатываются в нектарник. После дождя, особенно когда выглянет солнце, смесь эта начинает испаряться более интенсивно, чем испарялись бы безводные эфирные масла, и в воздухе появляется больше пахучих паров - запах цветов усиливается.


7.Почему роса на листьях многих растений собирается в капли, а не растекается по всему листу?

Ответ. Листья многих растений содержат маслянистые вещества, благодаря которому они не смачиваются водой.


8. Почему в летящем самолёте, глядя в иллюминатор на безоблачное небо, мы не испытываем ощущение полёта?

Ответ. Отсутствует тело отсчёта.


9.Когда пассажир летит над облаками, то пассажиру иногда кажется, что самолёт падает вниз на облака, чего на самом деле нет? Почему так получается ?

Ответ. Облака вследствие конвекции поднимаются вверх, что воспринимается как падение самолёта вниз.


10.Как объяснить образование облачного следа за самолётом, летящим на большой высоте?

Ответ. На большой высоте перенасыщенный пар. Самолёт вносит центры конденсации; пар конденсируется, образуя след за самолётом.


Задание №2.Задания «Анимации».

Демонстрируются анимации.

Задание первой команде: Анимация № 1

Объяснить механизм погружения и всплытия подводной лодки.

Ответ. Чтобы лодка всплыла, балластные цистерны заполняют сжатым воздухом, при этом выталкивающая сила становится больше силы тяжести.


Второй команде: Анимация № 2

Для подъёма на воздушном шаре часто используют горячий воздух. Объясните это явление.

Ответ. При нагревании воздух расширяется, и сила тяжести становится меньше выталкивающей силы и шар поднимается.


Первой команде: Анимация №3.Как происходит проветривание комнаты?

Ответ. Холодный воздух тяжелее тёплого воздуха и он опускается вниз, а воздух возле батареи нагревается и поднимается вверх.


Второй команде: Анимация № 4.Параллельное подключение каждого нового бытового прибора, потребляющего энергию, означает добавление ещё одной ветви. Как при этом меняются сопротивление проводника и сила тока?

Ответ. С увеличением толщины проводника сопротивление его уменьшается. А сила тока достигает максимального значения.


Задание №3. «Физика и спорт».


1.Когда лучше скольжение коньков и саней: в обычный зимний день или в большой мороз? Почему?

Ответ. В обычный день, так как лёд в этот день под лезвиями коньков тает быстрее.


2.Зачем на нижней поверхности лыж делается продольная выемка?

Ответ. Для сохранения устойчивости в движении, чтобы лыжи не соскальзывали с лыжни в сторону.


3.Объясните, почему спортсмен в конце прыжка опускается на согнутые ноги.

Ответ. Сгибая ноги в конце прыжка, спортсмен искусственно увеличивает путь торможения и, следовательно, уменьшает силу удара о землю.


4. Спускаясь с горы, лыжник слегка приседает. Почему?

Ответ. Когда лыжник приседает, центр тяжести его опускается, и лыжник оказывается в более устойчивом положении.

Назовите символы Олимпиады «Сочи 2014» ( на казахском, русском и английском языках)

Назовите спортсменов- участников нашей республики.


V. Конкурс капитанов.

Написать как можно больше физических формул за 2 минуты.

За каждую правильно написанную формулу 1 балл.


VI.Конкурс « Опыты»

Каждая команда должна проделать один из предложенных опытов и его объяснить. Учитывается правильная демонстрация опыта и объяснение опыта.

Опыты:

1.Налейте воды в спичечную коробку, поставьте на плитку и вскипятите. Почему вода кипит, а коробка не горит?

2.Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?

3.На чашках весов уравновесьте стакан с холодной водой и стакан с горячей. Почему равновесие быстро нарушается?

4.Учебные весы закрепите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. Почему они выходят из равновесия?

5.Вскипятите воду в пробирке со льдом так, чтобы лёд не растаял. Почему это возможно?

6.На деревянную подставку налейте немного воды и поставьте на него алюминиевую кастрюлю со снегом. В снег подсыпьте соли : 3 части снега и 1 часть соли, перемешивайте пока кастрюля не примёрзнет к подставке. Почему это происходит?

7.Наполните до краёв стакан с водой и прикройте его листком плотной бумаги. Переверните стакан, придерживая бумагу рукой. Затем уберите. Почему вода из стакана не выливается? Произошло бы изменение результатов опыта высоко в горах?

8.Листок бумаги сверните гармошкой и подожгите. Когда бумага хорошо разгорится, опустите её в бутылку. Через 1-2 с плотно накройте бутылку ладонью. Бумага перестанет гореть. Ещё через 1-2 поднимите ладонь. Почему вместе с ней поднимается бутылка?

9. Как достать монету из тарелки с водой, не замочив руки?

10.Положить кусок обыкновенного белого стекла в воду(или в жидкость с большей плотностью, чем у воды).Кусок стекла почти не видно. Почему?

Ответ. Свет, падающий сквозь воду на стекло, преломляется и отражается очень слабо.

Ответ. Толчение увеличивает число граней стекла. Свет отражается и преломляется каждой крупинкой, через которую проходит, и сквозь порошок его проникает мало.

11.Зажгите свечу, накройте её цилиндрической трубкой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?

12.В блюдце с небольшим количеством воды расположите спички (лучше зубочистки). В центр опустите кусок сахара. Спички потянулись к куску сахара. Если капнуть моющий раствор, то спички начнут разбегаться. Почему?

VII. Конкурс «Музыкальное домашнее задание»

Команды представляют юмористические сценки, связанные с уроками физики, экзаменом по физике.

Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов.


Пока жюри подводит итоги.

VIII. Конкурс болельщиков

Загадки.

1. Заря – заряница, красная девица,

врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла; месяц видел, солнце скрыло. (Роса)

2. Выше леса, тоньше полоса. (Дождь)

3. В холоде горой, в избе водой. (Снег)

4. Весь век идет Еремушка,

Ни сна ему, ни дремушки.

Шагам он точный счет ведет,

А с места все же не сойдет (часы)

5. То, как арбузы, велики,

То, словно яблоки, мелки.

Они не могут говорить,

Но могут все определить (гири)


Вопросы.

1.Почему глаза человека не ощущают холода?

Ответ. Мы ощущаем холод не всей кожей, а только отдельными её точками, в которых имеются чувствительные к холоду окончания нервов. Глаза таких точек не имеют.


2.Почему у человека волосы, ресницы, усы в морозный день покрываются инеем ?

Ответ. Выдыхаемые пары, соприкасаясь с холодными предметами, конденсируется на них.


3. Известно, что почва «дышит»: ночью происходит «вдох», а днём «выдох». Объясните, почему и как это происходит.

Ответ. Ночью с понижением температуры воздух в почве уменьшается в объёме, частично уступая место атмосферному воздуху, а днём наоборот.


4.Почему электрические лампы накаливания чаще всего перегорают в момент включения?

Ответ. Почему в момент включения в сеть мощного приёмника, например электрокамина, лампочки в квартире могут на мгновение едва пригаснуть?


5.Спираль электрической плитки перегорела и после соединения концов оказалась несколько короче. Как изменилось количество теплоты, выделяемое плиткой за определенное время?

Ответ: Дано начальное сопротивление плитки равное R0. Если уменьшить длину проводника, сопротивление тоже уменьшится. Так как спираль стали короче, ее сопротивление стало равным R0. По исходным данным плитка подключается к источнику постоянного напряжения.

Исходя из закона Джоуля-Ленца: количество теплоты, выделяемое плиткой увеличивается.


6.Если вблизи от нас проходит скорый поезд, то мы чувствуем, как нас притягивает к нему. Почему это происходит ?

Ответ: Это явление связано с разностью давлений между неподвижным воздухом вокруг человека и движущимся воздухом между человеком и поездом. Проходящий поезд увлекает за собой воздух, и этот движущийся воздух производит на человека меньшее давление, чем неподвижный. Возникает разность давлений воздуха, которая создаёт силу, влекущего человека к поезду.


7. В классном помещении повышенная влажность воздуха. Целесообразно ли открыть форточки, если за окном холодно и идёт дождь?

Ответ. На улице и в помещении пары близки к насыщению, однако давление паров в помещении больше, так как выше температура. Поэтому пар из помещения будет выходить наружу и воздух в помещении станет суше.


Рефлексия.

Рефлексия «Благодарю…» предлагаю каждой группе выбрать одного из ребят в группе (исключая себя), кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить в чём это сотрудничество проявилось.

Рефлексия «Советы самому себе». Каждый обучающийся записывает советы.


Подведение итогов. Заключительно слово жюри.

Поздравление команды победительницы.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!