СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Героизм, патриотический подвиг в произведениях Серебрякова Г.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Героизм в произведениях Серебрякова Г.В."

Просмотр содержимого документа
«Героизм, патриотический подвиг в произведениях Серебрякова Г.В.»

Героизм, патриотический подвиг в произведениях Серебрякова Г.В.

Героизм, патриотический подвиг в произведениях Серебрякова Г.В.

Поэма-сказание о Палехе  «Солнечные кони» В творчестве Серебряков достаточно большое место занимают поэмы. В них Серебряков идет по пути сочетания исторического со злободневным, биографического с беллетристическим («Первопроходцы» (1969); «Фронтовики» (1974). В этом ряду выделяется поэма-сказание о Палехе «Солнечные кони» (1971-76), умело расцвеченная оригинальной метафорической образностью: «когда же копытами кони / Ударили в сердце твое?»; «багряные краски мечты... пылающие, лихие, с расплавленным солнцем в крови».

Поэма-сказание о Палехе «Солнечные кони»

  • В творчестве Серебряков достаточно большое место занимают поэмы. В них Серебряков идет по пути сочетания исторического со злободневным, биографического с беллетристическим («Первопроходцы» (1969); «Фронтовики» (1974). В этом ряду выделяется поэма-сказание о Палехе «Солнечные кони» (1971-76), умело расцвеченная оригинальной метафорической образностью: «когда же копытами кони / Ударили в сердце твое?»; «багряные краски мечты... пылающие, лихие, с расплавленным солнцем в крови».
Стихи эти не защищают пресловутый культ личности. Они предлагают задуматься над непростой правдой XX века, где так трагически переплетены сталинизм и бескорыстная любовь к Отечеству, истина и ложь. Стихотворение Серебрякова о фронтовиках — это «О, где мальчишкам мужества набраться?..» (1961). Здесь говорится о молодых ребятах, которые с именем Сталина поднимались в атаку и бросались на амбразуры: Они о культе личности не знали, Да и откуда знать они могли? Им имя было словно знамя, Они сквозь сто смертей его несли. Так, может, зря? А если б перестали Солдаты верить в правду и в него? Тогда б без этой веры даже Сталин Не значил ровным счетом ничего.

Стихи эти не защищают пресловутый культ личности. Они предлагают задуматься над непростой правдой XX века, где так трагически переплетены сталинизм и бескорыстная любовь к Отечеству, истина и ложь.

Стихотворение Серебрякова о фронтовиках — это «О, где мальчишкам мужества набраться?..» (1961). Здесь говорится о молодых ребятах, которые с именем Сталина поднимались в атаку и бросались на амбразуры:

Они о культе личности не знали,

Да и откуда знать они могли?

Им имя было словно знамя,

Они сквозь сто смертей его несли.

Так, может, зря?

А если б перестали

Солдаты верить в правду и в него?

Тогда б без этой веры даже Сталин

Не значил ровным счетом ничего.

Этими стихами лишний раз утверждается место Г. Серебрякова в «ивановском мифе»: наследник поэтов фронтового поколения, воспринимающий Иваново как город, хранящий нетленные заветы революции. И совсем не случайно поэтической эмблемой стало стихотворение Серебрякова — «Иваново».   Нет, не безродными Иванами На белом свете мы живем… Всегда я помню об Иванове, Рабочем городе моем. И снова мне ночами снится Его неброская краса: И небо в васильковом ситце, Дымов фабричных паруса. И Фрунзе бронзовый     под сенью Деревьев, что вокруг плывут. Его до сей поры Арсений Здесь по-домашнему зовут. Мой город светит ровным светом, Не господин, не исполин. Мой город — родина Советов. Такой на всю страну один…

Этими стихами лишний раз утверждается место Г. Серебрякова в «ивановском мифе»: наследник поэтов фронтового поколения, воспринимающий Иваново как город, хранящий нетленные заветы революции. И совсем не случайно поэтической эмблемой стало стихотворение Серебрякова — «Иваново».

  • Нет, не безродными Иванами
  • На белом свете мы живем…
  • Всегда я помню об Иванове,
  • Рабочем городе моем.
  • И снова мне ночами снится
  • Его неброская краса:
  • И небо в васильковом ситце,
  • Дымов фабричных паруса.
  • И Фрунзе бронзовый
  •     под сенью
  • Деревьев, что вокруг плывут.
  • Его до сей поры Арсений
  • Здесь по-домашнему зовут.
  • Мой город светит ровным светом,
  • Не господин, не исполин.
  • Мой город — родина Советов.
  • Такой на всю страну один…
Да, в этих стихах была риторика, которой пользовалась официальная пропаганда, воспитывая ивановцев в «правильном» духе. Но для самого поэта эти строки были выстраданным убеждением, которое было связано с узловыми моментами его поэтической биографии. Иваново в художественном сознании Серебрякова — звено в его родословной. А начинается она с Палеха.
  • Да, в этих стихах была риторика, которой пользовалась официальная пропаганда, воспитывая ивановцев в «правильном» духе. Но для самого поэта эти строки были выстраданным убеждением, которое было связано с узловыми моментами его поэтической биографии.
  • Иваново в художественном сознании Серебрякова — звено в его родословной. А начинается она с Палеха.
Палех притягивал Серебрякова с самого начала его творчества, и вехой в нем он считал поэму «Солнечные кони», законченную им в 1983 году. В этой поэтической хронике рассказывается о пути в революцию:   Палех правду искал не в иконе. Шел с такой же, Как сам, голытьбой. Революции красные кони Над его пролетали судьбой… Рядом с публицистическим истолкованием Палеха — фрагменты семейной хроники, где проявляются лучшие стороны лирического дарования Г. Серебрякова в стихотворении «Богомаз», написанное в 1963 году и включенное в расширенном виде в поэму «Солнечные кони»:

Палех притягивал Серебрякова с самого начала его творчества, и вехой в нем он считал поэму «Солнечные кони», законченную им в 1983 году. В этой поэтической хронике рассказывается о пути в революцию:

Палех правду искал не в иконе.

Шел с такой же,

Как сам, голытьбой.

Революции красные кони

Над его пролетали судьбой…

Рядом с публицистическим истолкованием Палеха — фрагменты семейной хроники, где проявляются лучшие стороны лирического дарования Г. Серебрякова в стихотворении «Богомаз», написанное в 1963 году и включенное в расширенном виде в поэму «Солнечные кони»:

Он по дорогам поскитался вдоволь Среди крестьянских стонущих телег. Стыдливые, робеющие вдовы Его к себе пускали на ночлег. И, накормив наваристыми щами, Кисеты доставали с табаком
  • Он по дорогам поскитался вдоволь
  • Среди крестьянских стонущих телег.
  • Стыдливые, робеющие вдовы
  • Его к себе пускали на ночлег.
  • И, накормив наваристыми щами,
  • Кисеты доставали с табаком
 Так живо, человечно начинается это стихотворение, рассказывающее об одном из палехских прадедов поэта. Веришь в земную силу таланта серебряковского «богомаза», в его любовь к людям, которые становятся прообразами иконописных работ палешанина:   И грузный поп, промыть велевший окна, Вдруг враз терял размеренность шагов: На стенах храма узнавал он, охнув, В святых — знакомых баб и мужиков. Лучший» Серебряков не там, где он учит жить, выступая «комиссаром» нового времени, а там, где идет лирическое повествование о пережитом, родном.

Так живо, человечно начинается это стихотворение, рассказывающее об одном из палехских прадедов поэта. Веришь в земную силу таланта серебряковского «богомаза», в его любовь к людям, которые становятся прообразами иконописных работ палешанина:

  • И грузный поп, промыть велевший окна,
  • Вдруг враз терял размеренность шагов:
  • На стенах храма узнавал он, охнув,
  • В святых — знакомых баб и мужиков.

Лучший» Серебряков не там, где он учит жить, выступая «комиссаром» нового времени, а там, где идет лирическое повествование о пережитом, родном.

Русская деревня приобщила лирического героя к труду, она заставила его увидеть красоту родной природы.   Я просыпаюсь рано на рассвете Вокруг цветами все убелено, И ветви любопытные, как дети, Глядят в мое раскрытое окно. Восток над садом алой ниткой вышит. Проснулись работящие грачи. Я жду, когда скользнут по мокрым крышам Проворные весенние лучи…

Русская деревня приобщила лирического героя к труду, она заставила его увидеть красоту родной природы.

  • Я просыпаюсь рано на рассвете
  • Вокруг цветами все убелено,
  • И ветви любопытные, как дети,
  • Глядят в мое раскрытое окно.
  • Восток над садом алой ниткой вышит.
  • Проснулись работящие грачи.
  • Я жду, когда скользнут по мокрым крышам
  • Проворные весенние лучи…
При всей своей любви к природе «тихим» лириком Серебряков стать не мог. Он мыслил себя прежде всего как поэт социальный, оберегающий и защищающий правое дело дедов и отцов. Заостряет эту позицию Москва. Туда переезжает Серебряков по приглашению ЦК ВЛКСМ в конце шестидесятых годов. В Москве он ведет активную общественную деятельность. Сотрудничает с журналами «Молодая гвардия» и «Наш современник». Совместно с В. Фирсовым создает книгу «Вершина братства» — о дружбе русского и болгарского народа. Периодически выходят стихотворные сборники, где непременно присутствует ивановская тема.
  • При всей своей любви к природе «тихим» лириком Серебряков стать не мог. Он мыслил себя прежде всего как поэт социальный, оберегающий и защищающий правое дело дедов и отцов.
  • Заостряет эту позицию Москва. Туда переезжает Серебряков по приглашению ЦК ВЛКСМ в конце шестидесятых годов. В Москве он ведет активную общественную деятельность. Сотрудничает с журналами «Молодая гвардия» и «Наш современник». Совместно с В. Фирсовым создает книгу «Вершина братства» — о дружбе русского и болгарского народа. Периодически выходят стихотворные сборники, где непременно присутствует ивановская тема.
Книга «Соловьи на снегу» стала последней прижизненной книгой Серебрякова и ярко обозначила драму его поколения, не желающего отрекаться от своих идеалов. Публицистичность и риторика поэзии Серебрякова возрождаются в новом ракурсе: «Отечество не выбирают, / Отечеству принадлежат» («Заклинание»); «Припадут к лесной отчизне сердцем, / Чтоб ее от стужи отогреть» («Соловьи на снегу»). В то же время на этом общем фоне нельзя не заметить настоящих поэтических находок: «Вновь Россия едет, едет... / Но куда? / Куда? / Куда?!» («На вокзале»); «В глазах мировая тоска... / Лишь детство анютиных глазок / На строгом сукне сюртука» («К портрету Батюшкова с цветком в петлице»); «Как угли кисти распалила / И над собою подняла» («Рябина»).
  • Книга «Соловьи на снегу» стала последней прижизненной книгой Серебрякова и ярко обозначила драму его поколения, не желающего отрекаться от своих идеалов. Публицистичность и риторика поэзии Серебрякова возрождаются в новом ракурсе: «Отечество не выбирают, / Отечеству принадлежат» («Заклинание»); «Припадут к лесной отчизне сердцем, / Чтоб ее от стужи отогреть» («Соловьи на снегу»). В то же время на этом общем фоне нельзя не заметить настоящих поэтических находок: «Вновь Россия едет, едет... / Но куда? / Куда? / Куда?!» («На вокзале»); «В глазах мировая тоска... / Лишь детство анютиных глазок / На строгом сукне сюртука» («К портрету Батюшкова с цветком в петлице»); «Как угли кисти распалила / И над собою подняла» («Рябина»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!