Просмотр содержимого документа
«Героизм, патриотический подвиг в произведениях Серебрякова Г.В.»
Героизм, патриотический подвиг в произведениях Серебрякова Г.В.
Поэма-сказание о Палехе «Солнечные кони»
- В творчестве Серебряков достаточно большое место занимают поэмы. В них Серебряков идет по пути сочетания исторического со злободневным, биографического с беллетристическим («Первопроходцы» (1969); «Фронтовики» (1974). В этом ряду выделяется поэма-сказание о Палехе «Солнечные кони» (1971-76), умело расцвеченная оригинальной метафорической образностью: «когда же копытами кони / Ударили в сердце твое?»; «багряные краски мечты... пылающие, лихие, с расплавленным солнцем в крови».
Стихи эти не защищают пресловутый культ личности. Они предлагают задуматься над непростой правдой XX века, где так трагически переплетены сталинизм и бескорыстная любовь к Отечеству, истина и ложь.
Стихотворение Серебрякова о фронтовиках — это «О, где мальчишкам мужества набраться?..» (1961). Здесь говорится о молодых ребятах, которые с именем Сталина поднимались в атаку и бросались на амбразуры:
Они о культе личности не знали,
Да и откуда знать они могли?
Им имя было словно знамя,
Они сквозь сто смертей его несли.
Так, может, зря?
А если б перестали
Солдаты верить в правду и в него?
Тогда б без этой веры даже Сталин
Не значил ровным счетом ничего.
Этими стихами лишний раз утверждается место Г. Серебрякова в «ивановском мифе»: наследник поэтов фронтового поколения, воспринимающий Иваново как город, хранящий нетленные заветы революции. И совсем не случайно поэтической эмблемой стало стихотворение Серебрякова — «Иваново».
- Нет, не безродными Иванами
- На белом свете мы живем…
- Всегда я помню об Иванове,
- Рабочем городе моем.
- И снова мне ночами снится
- Его неброская краса:
- И небо в васильковом ситце,
- Дымов фабричных паруса.
- И Фрунзе бронзовый
- под сенью
- Деревьев, что вокруг плывут.
- Его до сей поры Арсений
- Здесь по-домашнему зовут.
- Мой город светит ровным светом,
- Не господин, не исполин.
- Мой город — родина Советов.
- Такой на всю страну один…
- Да, в этих стихах была риторика, которой пользовалась официальная пропаганда, воспитывая ивановцев в «правильном» духе. Но для самого поэта эти строки были выстраданным убеждением, которое было связано с узловыми моментами его поэтической биографии.
- Иваново в художественном сознании Серебрякова — звено в его родословной. А начинается она с Палеха.
Палех притягивал Серебрякова с самого начала его творчества, и вехой в нем он считал поэму «Солнечные кони», законченную им в 1983 году. В этой поэтической хронике рассказывается о пути в революцию:
Палех правду искал не в иконе.
Шел с такой же,
Как сам, голытьбой.
Революции красные кони
Над его пролетали судьбой…
Рядом с публицистическим истолкованием Палеха — фрагменты семейной хроники, где проявляются лучшие стороны лирического дарования Г. Серебрякова в стихотворении «Богомаз», написанное в 1963 году и включенное в расширенном виде в поэму «Солнечные кони»:
- Он по дорогам поскитался вдоволь
- Среди крестьянских стонущих телег.
- Стыдливые, робеющие вдовы
- Его к себе пускали на ночлег.
- И, накормив наваристыми щами,
- Кисеты доставали с табаком
Так живо, человечно начинается это стихотворение, рассказывающее об одном из палехских прадедов поэта. Веришь в земную силу таланта серебряковского «богомаза», в его любовь к людям, которые становятся прообразами иконописных работ палешанина:
- И грузный поп, промыть велевший окна,
- Вдруг враз терял размеренность шагов:
- На стенах храма узнавал он, охнув,
- В святых — знакомых баб и мужиков.
Лучший» Серебряков не там, где он учит жить, выступая «комиссаром» нового времени, а там, где идет лирическое повествование о пережитом, родном.
Русская деревня приобщила лирического героя к труду, она заставила его увидеть красоту родной природы.
- Я просыпаюсь рано на рассвете
- Вокруг цветами все убелено,
- И ветви любопытные, как дети,
- Глядят в мое раскрытое окно.
- Восток над садом алой ниткой вышит.
- Проснулись работящие грачи.
- Я жду, когда скользнут по мокрым крышам
- Проворные весенние лучи…
- При всей своей любви к природе «тихим» лириком Серебряков стать не мог. Он мыслил себя прежде всего как поэт социальный, оберегающий и защищающий правое дело дедов и отцов.
- Заостряет эту позицию Москва. Туда переезжает Серебряков по приглашению ЦК ВЛКСМ в конце шестидесятых годов. В Москве он ведет активную общественную деятельность. Сотрудничает с журналами «Молодая гвардия» и «Наш современник». Совместно с В. Фирсовым создает книгу «Вершина братства» — о дружбе русского и болгарского народа. Периодически выходят стихотворные сборники, где непременно присутствует ивановская тема.
- Книга «Соловьи на снегу» стала последней прижизненной книгой Серебрякова и ярко обозначила драму его поколения, не желающего отрекаться от своих идеалов. Публицистичность и риторика поэзии Серебрякова возрождаются в новом ракурсе: «Отечество не выбирают, / Отечеству принадлежат» («Заклинание»); «Припадут к лесной отчизне сердцем, / Чтоб ее от стужи отогреть» («Соловьи на снегу»). В то же время на этом общем фоне нельзя не заметить настоящих поэтических находок: «Вновь Россия едет, едет... / Но куда? / Куда? / Куда?!» («На вокзале»); «В глазах мировая тоска... / Лишь детство анютиных глазок / На строгом сукне сюртука» («К портрету Батюшкова с цветком в петлице»); «Как угли кисти распалила / И над собою подняла» («Рябина»).