СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Экологическое воспитание дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание дошкольников

 

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии эколо­гической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональ­но-ценностное отношение к окружающему, формируются осно­вы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природ­ной среде. Нынешняя экологическая обстановка предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. И мне близка позиция д-ра биол. на­ук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологиче­ского образования состоит не столько в присвоении детьми зна­ний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного же­лания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания.

 Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследова­тельская деятельность в природных условиях. Как показывает практика, большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. Многочисленные опросы также показали, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимает участие все больше дошкольных учрежде­ний. Практика показала, что дошкольники, педагоги и родители с удовольст­вием и с большим интересом участвуют в исследовани­ях подобного типа.

В программе экологического образования до­школьников основной упор должен быть сделан на наблюде­ния, эксперименты и продуктивную деятельность детей в при­роде.

Как доказано психологами, для детей первых семи лет жиз­ни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мыш­ления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения та­ким образом, чтобы основные необходимые сведения дети ус­ваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира).

О значении наглядного метода обучения говорили практи­чески все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы при­роды. Во время наблюдений и экспериментов обогащается па­мять ребенка, активизируются мыслительные процессы, раз­вивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.  

Как уже говорилось выше, использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении  детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.

Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.

 

Просмотр содержимого документа
«" Экологическое воспитание дошкольников"»

Экологическое воспитание дошкольников

 

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии эколо­гической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональ­но-ценностное отношение к окружающему, формируются осно­вы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природ­ной среде. Нынешняя экологическая обстановка предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. И мне близка позиция д-ра биол. на­ук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологиче­ского образования состоит не столько в присвоении детьми зна­ний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного же­лания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания.

 Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследова­тельская деятельность в природных условиях. Как показывает практика, большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. Многочисленные опросы также показали, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимает участие все больше дошкольных учрежде­ний. Практика показала, что дошкольники, педагоги и родители с удовольст­вием и с большим интересом участвуют в исследовани­ях подобного типа.

В программе экологического образования до­школьников основной упор должен быть сделан на наблюде­ния, эксперименты и продуктивную деятельность детей в при­роде.

Как доказано психологами, для детей первых семи лет жиз­ни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мыш­ления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения та­ким образом, чтобы основные необходимые сведения дети ус­ваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира).

О значении наглядного метода обучения говорили практи­чески все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы при­роды. Во время наблюдений и экспериментов обогащается па­мять ребенка, активизируются мыслительные процессы, раз­вивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.  

Как уже говорилось выше, использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении  детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.

Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!