СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад педагога-психолога на тему «Рабочая программа по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен педагогам-психологам, руководитеклям методического объединения педагогов-психологов

Просмотр содержимого документа
«Доклад педагога-психолога на тему «Рабочая программа по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов»»

Добрый день, уважаемые коллеги! Поздравляю всех с началом учебного года!

Тема моего выступления: «Рабочая программа по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов».

Ударение в слове СЕНСОРНЫЙ зависит от значения, в котором это слово употребляется. Когда речь идет о биологическом термине, правильно сенсОрный, «относящийся к ощущениям; связанный с чувствами и органами чувст. Применительно к технике – сЕнсорный, «реагирующий на прикосновение» (о приборе).

Сенсорные процессы – это процессы, протекающие в органах чувств человека (анализаторах) и связанных с ними определенных участках коры головного мозга, и которые являются основой для более сложного предметного восприятия.

Уроки «Развития психомоторики и сенсорных процессов являются одной из составляющих системы психолого-педагогического сопровождения школьников с нарушением интеллекта. В нашей школе около 3 % учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам с задержкой психического развития, умственной отсталостью. С такими учащимися систематически проводятся занятия согласно расписанию.

Коррекционная работа ведется по Рабочей программе по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-9 классов для учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов, С.А. Бубнова, ГКОУ Первоуральская СКОШ. Светлана Александровна Бубнова – учитель-олигофренопедагог первой квалификационной категории.

Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

Задачи программы:

  1. диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности);

  2. стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности;

  3. формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.

Структура коррекционно – развивающих занятий:

  • ритуал приветствия;

  • рефлексия предыдущего занятия;

  • разминка;

  • основное содержание занятия;

  • рефлексия прошедшего занятия;

  • ритуал прощания.

В структуре занятий выделяются:

  • блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности;

  • блок коррекции и развития этих познавательных процессов.


Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

Внимание учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.

В развитии мыслительной деятельности учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.

Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

  • развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка;

  • развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление;

  • развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

  • коррекция и развитие понимания; формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах, исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!