СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Дошкольное воспитание на родном языке в ДОО РД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Дошкольное воспитание на родном языке в ДОО РД

Фундамент для создания гармоничной личности ребёнка - будущего гражданина, патриота своей страны.

«Ибо, то, что мы знаем с детства, знаем всю жизнь…» М.Цветаева.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Дошкольное воспитание на родном языке в ДОО РД"»

Пашаева Т.В.,

МБОУ СОШ№ 2 г. Буйнакск

Дошкольное воспитание на родном языке в ДОО РД

Нам посчастливилось родиться и жить в многонациональной Республике Дагестан. Жители нашей республики имеют огромное культурное наследие, которое жизненно важно передать подрастающему поколению. Если детей не приобщить к культуре и языку родного народа - нарушится преемственность поколений, что приведёт к нравственному опустошению и деградации, ребёнок не станет гармоничной личностью.

Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа.

Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.

Национальное исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются люди, не помнящие родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. С исчезновением языка исчезнет и сам народ, чтобы не случилось непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста, и мы пришли к тому, что необходимо начать изучение родного языка.

Дошкольное детство - тот период, когда возможно настоящее искреннее погружение в истоки культуры родного края. Дети разных национальностей, посещая дошкольные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность, с помощью грамотного педагога, элементы национальной культуры. Учитывая то, что ребёнок большую часть дня проводит в дошкольном учреждении, а современные квартиры далеко не всегда включают в свой интерьер предметы народных промыслов, всё больше отдавая дань моде, естественно, необходимо создать соответствующую обстановку в групповой комнате детского сада. Придя в детский сад, ребёнок попадает в другой - сказочный мир. Малыша встречают куклы в национальных костюмах, предметы мебели, предметы быта, сама обстановка, выполненная в едином стиле, создают атмосферу старины, погружаясь в которую, ребёнок ощущает близость к корням родного края. При этом у детей формируется интерес к изучению родного языка, желание побольше узнать и понять речь окружающих его людей, и при этом говорить на этом языке.

На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленное на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.

В соответствии с Законом РД «О языках народов РД» и Государственной программой по сохранению и изучению и развитию языков народов РД, в детских садах города начали бы работу по созданию необходимых условий и развитию национального дошкольного образования по средством обучению родного языка на уровне с русским языком. Создать для дошкольников условия, в которых они смогут одновременно изучать два языка, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса.

Основной целью обучения родному языку в детском саду является развитие языковой способности, ознакомление с родным языком как средством общения и с культурой народа. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать родную речь на слух и говорить в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.

По окончании обучения дети должны:

- в аудировании: понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению занятий, организации различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций, определённых для каждого возраста;

- в говорении: уметь отвечать на вопросы, формировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объёме 3 - 4 фраз, уметь составлять простой рассказ, знать стихи, песни.

Национально-региональный компонент, внесённый в Федеральный государственный образовательный стандарт, предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Дагестан. Предоставление каждому ребёнку возможности обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- ознакомление с историей, географией Республики Дагестан, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. Реализовывать в таких видах детской деятельности:

- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры, игры на свежем воздухе);

- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

- театрализованная деятельность, народные праздники.

Для обеспечения современного уровня организации языкового пространства обучения детей родному языку разработать для ДОУ мультимедийные ресурсы нового поколения:

- мультфильмы по произведениям

- музыкальные сказки и детские песни на родном языке

- аудиозаписи родных танцевальных мелодий

На мой взгляд, результаты обучения родному языкам в детстве зависит от степени заинтересованности родителей в овладении детьми языком.

Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Родной язык является средством овладения знаниями. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. [1, с. 18]

Обучение родному языку в дошкольных учреждениях можно осуществить двумя способами: в повседневной жизни и на специально организованных занятиях.

В повседневной жизни обеспечиваются условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.

Не у всех детей стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, развиваются языковые обобщения, а это приводит к отставанию в их речевом развитии. Некоторые дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. И напротив, в процессе обучения они приобретают способность задавать вопросы, рассказывать. "Все то, что ранее относилось к качествам "творческой" личности, приписывалось особой одаренности, при обучении становится достоянием всех детей" (А. П. Усова). Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Своеобразием многих занятий по родному языку является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.

Этим мы закладываем фундамент для создания гармоничной личности ребёнка - будущего гражданина, патриота своей страны.

«Ибо, то, что мы знаем с детства, знаем всю жизнь…» М.Цветаева.

Список использованной литературы

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И.Яшина.3-е изд. М.:Академия, 2000.-412 с.

2.Бородич, А.М. Методика развития речи детей/А.М. Бородич.-М.: Просвещение, 1981. – 255 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!