СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс! Водные ресурсы и человек

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«8 класс! Водные ресурсы и человек»

Роль воды в жизни людей, конечно, нельзя сводить только к ее потреблению. По водным путям перевозятся пассажиры и грузы. Энергия рек движет турбины гидроэлектростанций. В реках и озерах разводят и вылавливают рыбу. На их берегах люди отдыхают.

В первую очередь для человечества вода — это один из основных ресурсов. Поэтому наряду с минеральными люди оценивают и используют водные ресурсы.

Водные ресурсы — это та часть поверхностных и подземных вод, которая может быть использована для снабжения водой населения и для различных видов человеческой деятельности.

Полная оценка водных ресурсов России дана в водном кадастре — систематизированном своде сведений о них. В нем обобщены материалы многолетних наблюдений и исследований и оценок.

Основной источник водных ресурсов России — речной сток. Его главная ценность — в постоянном возобновлении. Кроме того, большое значение имеют вековые запасы воды в озерах, а также подземные воды. Использовать другие запасы пресной воды, например законсервированной в ледниках или слоях вечной мерзлоты, сейчас технически очень сложно.

Как вы уже знаете, наша страна располагает огромными ресурсами речного стока. Однако в расчете на единицу площади обеспеченность территории России этими ресурсами оказывается ниже среднемировой почти в 2 раза.

Проблемы, связанные с использованием водных ресурсов в России, обусловлены и природными особенностями, и деятельностью человека.

Неравномерность размещения водных ресурсов. Большая часть водных ресурсов России (более 90%) сосредоточена в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов, где проживает менее 1/5 населения страны. Подавляющая часть жителей России (80%), ее промышленного и сельскохозяйственного потенциала размещена в бассейнах Каспийского, Азовского и Черного морей. Однако на них приходится всего около 8% водных ресурсов. Поэтому здесь результаты хозяйственной деятельности особенно сказываются на качестве воды.

Годовые и сезонные колебания речного стока. В многоводные годы сток крупнейших рек России в 1,5—2 раза выше, а в маловодные годы — на столько же ниже нормы. Еще значительнее сезонные колебания стока. На большинстве рек страны 2/3 их стока проходит за короткое время их половодья.

Например, у Волги и Дона (в естественных условиях) на весну приходится 65—75% годового стока, а на зимнюю межень — только 10% . Величина перепадов в водности российских рек больше, чем во многих странах мира. Это и хорошо, и плохо. Половодья промывают русла рек, питают грунтовые воды, создают благоприятные условия для нереста рыб. Но одновременно колебания речного стока затрудняют использование рек как транспортных магистралей для нужд энергетики, снабжения водой населения, промышленности и сельского хозяйства.

Чтобы преодолеть неравномерность стока рек, его необходимо регулировать. Для этого на реках строятся плотины и создаются водохранилища.

Большое потребление и большие потери воды. Ежегодно из всех водных источников в стране изымается большое количество воды. Ее забор из некоторых рек составляет 25% от их стока. Это особенно чувствительно для рек в маловодные годы. Возвращается же в поверхностные источники гораздо меньше воды, значительное ее количество теряется. Отчасти это происходит из-за утечек в водопроводных сетях. Значительны ее потери в промышленности, связанные с несовершенными технологиями. Много излишней воды расходуется и в отечественном орошаемом земледелии. Помимо потерь воды, связанных с ее использованием в хозяйстве, огромное количество влаги теряется за счет ее испарения с поверхности водохранилищ.

Рост загрязнения воды. Загрязнение воды происходит вследствие различных причин. Во-первых, значительная часть загрязняющих веществ поступает в реки и озера с атмосферными осадками и талыми водами.

Они несут из атмосферы, с полей и улиц городов пыль и частички почвы, ядохимикаты и минеральные удобрения, соли и продукты нефтепереработки.

Во-вторых, ежегодно в поверхностные водоемы страны сбрасываются сточные воды предприятий и жилищ, 40% этих вод — загрязненные. В них содержится огромное количество вредных веществ (табл. 11). Основную часть сточных вод дают жилищно-коммунальное хозяйство (55%) и промышленность (31%).

Вода во всех крупнейших реках России — Волге, Доне, Оби, Енисее, Лене оценивается как «загрязненная». А в их крупнейших притоках — как «очень загрязненная».

Ухудшается качество и подземных вод, хотя по сравнению с поверхностными водами они лучше защищены от загрязнения. Главные виновники их загрязнения — промышленные (около 40%) и сельскохозяйственные предприятия (15%), жилищно-коммунальное хозяйство (10%). Пока что загрязнение подземных вод встречается на сравнительно небольших, обособленных площадях, по размерам не превышающих 10 км2. Основное число (75%) подобных очагов загрязнения расположено в европейской части страны.

Для некоторых пользователей воды (транспорта, гидроэлектроэнергетики) ее качество не имеет большого значения. Но в большинстве случаев именно качество воды ограничивает ее использование. Особую тревогу вызывает то, что более 50% населения России вынуждено пить загрязненную воду. Из-за последствий хозяйственной деятельности человека качество питьевой воды ухудшилось в таких крупных городах, как Екатеринбург, Калуга, Комсомольск-на-Амуре, Оренбург, Пятигорск, Хабаровск, и др.

Значение рек в развитии хозяйства России и природы исключительно велико и многосторонне. Русский историк В. О. Ключевский отмечал особую роль рек в жизни народов Руси и указывал, что реки приносили русскому человеку только добро. По берегам рек возникали древние поселения, где люди занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. Поэтому именно реки и родники почитались как природные святыни.







д/з

Прочитать пар. 21.

Письменно:

  1. Что такое водные ресурсы?

  2. Оцените водные ресурсы нашей страны, укажите их основные особенности.

  3. От чего зависит качество водных ресурсов? Назовите основные источники загрязнения воды,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!