СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МОБУ"СОШ№5"

Обо мне

Я живу в Приморском крае, в городе Арсеньеве. В данной школе работаю 41 год. Имею высшую категорию. В 1985 году я окончила Уссурийский государственный педагогический институт , по специальности педагогика и методика начального обучения.

Моё образование

Как  обучить младших школьников  написанию изложений.

      Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности , средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.

Логически  чёткая, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

       Успехи учащихся  в связной речи обеспечивают и определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности  способствуют формированию полноценного навыка чтения,  и формированию основ орфографической грамотности.

      Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребёнка правильно строить предложения, не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом  и правильно произносить, и правильно письменно оформлять.

      С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах  общительность, воображение.

      Одним из важнейших средств, является работа с готовыми текстами. Она предусматривает  формирование  умения анализировать текст ( определять тему, основную мысль, соответствие заголовка и основной мысли, делить текст на части, составлять план)

     В начальной школе рекомендуется использовать следующие виды изложений: (  подробные, сжатые, выборочные, творческие.) Самыми употребительными являются  подробные, это первый вид  изложений с которыми встречаются дети. Подробные изложения пишутся : по вопросам, по готовому плану, данному учителем, по коллективно составленному плану, по самостоятельно составленному плану.

     Методика работы над изложением предполагает последовательность  действий:

           1.Чтение текста учителем

           2.Беседа по содержанию текста ( цель которой – выявление понимания прочитанного, установление качества восприятия текста.)

           3.Знакомство с предложенным планом, его обдумывание.

           4.Словарно – орфографическая подготовка.

           5.Написание текста изложения.

           6.Самопроверка и совершенствование написанного.

    Обучение написанию подробных изложений целесообразно начинать с письменных пересказов текстов по вопросам, подсказывающим слова для ответа. Письменные работы на первых этапах обучения составляются коллективно. Вот такой вариант  урока можно предложить:

           1.Чтение детьми текста (написанного на доске)

                      Опасная встреча.

Однажды Серёжа пошёл в лес. С ним побежала собака Чапа.

Вдруг в траве послышался шорох. Это ползла гадюка. Гадюка – ядовитая змея.

Чапа кинулась  на гадюку и разорвала её.

           2.Беседа по содержанию текста.

- Где гуляли Серёжа и Чапа? С кем им пришлось столкнуться в лесу? Что вы узнали о гадюке? Как повела себя Чапа? Почему рассказ назван « Опасная встреча»?

           3.Подготовка к записи текста по вопросам.

Вопросы записаны на доске. Учитель предлагает детям  прочитать вопрос и ответить на него полным предложением .После обсуждения  ответов в тексте  вопроса  подчёркиваются слова, с которых необходимо начинать предложение – ответ на вопрос. Справа от вопроса записываются слова, подсказывающие ответ не вопрос.

    Куда  однажды пошёл Серёжа?            В лес

    Кто побежал с ним?                               Чапа

    Что вдруг послышалось в траве?         Шорох

    Кто это полз  в  траве?                           Гадюка

    Кто  такая гадюка?                                Ядовитая змея

    Что  сделала  Чапа?                                Кинулась, разорвала

              4.Словарно – орфографическая подготовка.

Её можно проводить не отдельным этапом, а с составлением предложений. Как на письме отделяется одно предложение от другого. Какие слова в тексте нужно обязательно писать с большой буквы? Какими словами заменили слово «Серёжа» во 2 предложении? Как  напишете эти слова? Какие трудные по написанию слова предлагаете запомнить? Если эти слова не будут названы детьми, учитель сам обращает  внимание на написание следующих: однажды, побежала, гадюка, ядовитая, послышался.

             5.Полный пересказ текста по вопросам.

            6.Написание текста изложения по вопросам  и словам для построения ответов.

           7.  Самопроверка и совершенствование   написанного.

Все виды изложений  предваряются  основательной устной подготовкой, в состав которой входят – анализ содержания, составление плана, словарная работа, составление отдельных фрагментов текста. Однако постепенно, устную подготовительную работу нужно сокращать, предоставляя детям большую самостоятельность.

Рейтинг

Баллов: рейтинг914 Место: место52946 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!