СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МАУ ДО ДДТ "Городской" им. С. А. Шмакова г. Липецка

Обо мне

Любитель классической авторской песни.  Всю жизнь проработала с детьми в школе. Путешествовала по России. Люблю свою страну! Участвовала в конкурсе на Лучшего учителя с такой информацией:

"О профессиональных достижениях учителя МАОУ СШ №55 города Липецка «Лингвист»

КЛИШИНОЙ  Людмилы  Фёдоровны

  1.  Критерий «наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе».

 

Клишина Л. Ф. - автор-лауреат 1 степени за методическую разработку: «Мнемотехнические приёмы на уроках географии» (сертификат публикации на диске Всероссийского заочного конкурса педагогов «Педагогический совет» МАН «Интеллект будущего» 2012 г.). Обладатель двух Грамот  Президента  Российской академии образования за подписью Н. Д. Никандрова в 2012 и 2013 году  (см. в приложении). «Лучший педагог года» Национальной образовательной программы «Интеллект будущего»  в 2013/14 году (Сертификат от 16.07.2014 г.), включена в список 100 лучших педагогов в издании МАН «Ими гордится Россия» за 2013/14 гг..

Благодарственное письмо от Департамента образования  администрации города Липецка за 2013 год. Почётная Грамота ДО администрации города Липецка (Приказ от 30.07.2013 г.) 

Обобщение опыта работы  учителя в текущем учебном году подтверждает высокий уровень профессионализма, эффективное выстраивание  образовательного процесса, заинтересованное участие в развитии интеллектуальных и творческих способностей школьников, воспитательной работы с выпускным классным коллективом на основе позитивного сотрудничества и гражданской социализации. 3 грамоты администрации школы №55 за период.

Из описания опыта Клишиной Л. Ф..

География, как школьный предмет, требует в преподавании практического и личностного подхода. Она может страстно притянуть романтичностью и  отпугнуть ученика сложными описаниями и вычислениями. Методических разработок по нашему предмету много, и есть чем пользоваться на любом этапе урока. Трудность в том, что каждое следующее поколение учеников отличается от предыдущего по базовым  представлениям об окружающем мире. Вот и рождаются в практической деятельности педагога всё новые разработки. Уже не актуальны уроки КВН, смотры знаний, уроки-концерты. Интегрирование разных предметов можно провести без показного присутствия нескольких учителей предметников. С помощью интернета можно подготовить любой урок с ЭОР. На чём строится моя методика в настоящее время?   На уроке сочетаются продуманные мною творческие задания, мотивация, мнемотехнические приёмы, исследовательская и оценочная деятельность, рефлексия. Не забудем здоровьесберегающие технологии, которые должны срабатывать вплоть до автоматизма. В 2012 году с группой учащихся разработан исследовательский проект «Семицвет желаний», который в качестве стендового доклада был представлен на  Международной научно-практической конференции «Здоровье современного школьника: кто за него в ответе?» в Санкт-Петербурге и был оценен Дипломом 1 степени.  

В системе преподавания исхожу из тезиса: «Учить надо всех успешно и интересно!»  Для  предмета «география» вдвое сокращено количество часов в 6 классе, когда закладываются опорные знания,  специфические учебные действия с картами и географической терминологией.  И надо шагать в ногу со временем – обеспечивать высокое качество знаний!  Везде на учебных пособиях светятся  грифы: ЕГЭ. В том же году я сосредоточилась на методах и приёмах преподавания географии рациональным образом, что называется мнемотехникой.   В 6 классе я больше думаю о детях, их желании  быть успешными. Как я могу допустить разочарования в новом для них предмете через возникающие трудности?  Вот и придумываю множество способов интерес «подогреть», непонятное помочь запомнить. Достаточно давно  мне открылись в процессе самообразования и помогали сформировать собственную систему преподавания  знания о мнемотехнических приёмах запоминания, способы скорочтения,  великая роль наглядности для мини исследований на уроке, секреты игр и, пожалуй, постоянное проявление интереса к личности ученика. Надо не лениться из раза в раз  указывать на более лёгкие способы запоминания каждому ребёнку, исходя из его кругозора.

Наш предмет достаточно насыщен мнемотехникой: «матрица» наблюдений за погодой со второго урока, «расшифровка» содержания планов местности через образы условных знаков, сложный приём определения координат по карте требует ассоциации с адресом (улица и дом, как аналогия широты и долготы пункта) или алгоритмом действий игрока за компьютером.Ранее мне проще было объяснять принцип определения координат через координатную плоскость по линиипредметных связей с математикой.Теперь формирование навыка работы с координатами на географии опережает и усложняется нехваткой времени. Помогает ассоциация с шахматной доской, игровым полем для «Морского боя», действиями на клавиатуре компьютера или игрового автомата.Учебная ситуацияможет быть усилена эмоционально через сюжет рассказа, который акцентирует внимание учеников на ярком образе, сделает его лично значимым.На уроке нет времени заниматься мнемотехническими приёмами специально, но нет аргументов без фактов.Наша задача не только воспользоваться ими незаметно для детей, но и разнообразить, чередовать, так какпамять развита не у всех одинаково.Поэтому, если на уроке я привожу пример сюжетов из приключенческих книг Ж. Верна (они как нельзя лучшеподходят для уроков географии!), а какой – то ребёнок сидит равнодушно, значит надо предложить емудругой образ илилогическую ассоциацию, чтобы и онпознал радость открытияновых знаний.

Простой навык ведения школьной тетради тоже играет свою мнемотехническую роль.Пишут ученики механически, что успевают.Не всегда озаглавливают работы. А как же будет идти классификацияданного «поступления» вмозге, к чему «прикрепить» новый блок информации?Приучение к работе с оглавлением, структуройпараграфов – это работа по«сворачиванию»больших объёмов в малые, по созданию «системыфайлов» данных знаний в головном мозге ребёнка. Это - обеспечение возможности извлечения данной информации по первомутребованию, то есть запоминания.

Особого внимания на уроках требует работа над специфической терминологией. Здесь стоит проблема перехода от образов кформированию речевыхнавыков по предмету.На рисунке выделено название и прибор с этим названием.В дальнейшем объяснении учитель разворачивает понятие выделением отличительного признака «угла падения лучей» по принципу «матрёшки». Карточка наклеивается каждому в тетрадь и используется для воспоминания многократно. Карточки я разрабатываю сама, если ненахожу нужных аргументов в интернете и «рисую».

 Немаловажным для запоминания является наличие активного мышления.Нашим детям очень нравится получать поощрения ввиде картинок, «пиктограмм», стикеров. Я использую их как образы для активизации. Например, по такой комбинации карточек ученики с удовольствием рассказывают означение атмосферы для Земли и людей, вспоминают о вреде курения и пользе здорового образа жизни. Дети с удовольствием «переводят»информацию с картинок в словесные образы, развивая собственные мышление и речь, успевают высказать мнение полкласса (результативность «присвоения» более 50%)         

Попутно предлагаются творческие задания на логическую  перестановку символов, создание своих, пересказ при новом порядке карточек, уточнение заголовка темы и другие.    

В старших классах учащиеся могут производить обратное действие: создавать листы опорных сигналов, «сворачивая»объёмы информации текстов, а картинки заменять абстрактными фигурами (напоминает методику опорных сигналов Шаталова В.Ф.).Разложение темы на фрагменты важно на этапе целеполагания и мотивации. Самостоятельно рассуждая на этом этапе, ученик структурирует поступающий материал в памяти, что в дальнейшем облегчает его воспроизведение. Вот почему я поддерживаю новые образовательные стандарты, которые направлены на осознанное «присвоение» знаний каждым лично, а не на передачу их от учителя репродуктивным путём.Конечно, урок не может превращаться в шумное «разбирательство по поводу…».Организация процесса в нужном направлении в оптимальном темпе с достаточным количеством опорного дидактического материалавходит в задачу учителя.Полезно бывает заранее озадачить любознательных учеников и опираться на собранные ими в домашних условиях факты, иллюстрации( назовём это «кейсом по теме»).Есть любители порадовать одноклассников презентациями, выступить с сообщениями. Я напоминаю детям, что это не самоцель, получить за подготовку «5».Главное – суметь проанализироватьто, что заинтересоваловас,и передать крупицу этого удивления другим своей формой подачи географического объекта или явления.

Поощряю учащихся за активное выступление,запоминание и овладение учебными навыками маленькими «стикерами», которые печатаю сама из коллекции фотографий, иллюстрирующихтему обсуждения или на опережение. Они наклеивают их в порядке получения в именные блокноты, а впоследствии данные образы становятся опорнымидля развития географических представлений, обогащения словарного запаса и поддержания патриотических чувств. Такие новые возможности даёт мне доступк интернациональной информации в сети Internet и собственное увлечение фотографией.  Дети, овладев символами Рабочего стола компьютера,легче работают с визуальными данными, ускоряющими мыслительный процесс до автоматизма,изатрудняютсяв переводе их в речевые. Дляоблегчения этой мыслительной операции важно построить«цепочки»последовательности разворачиванияизлагаемого материала. Планы характеристикгеографических объектов и явлений даются при выполнении практических работ, напечатаны в приложениях учебника, продублированы мною в индивидуальных карточках каждому, но использование их учащимися непосредственно при ответе обедняет речь. Даю советы по запоминаниюплана образами или другими способами.

Для запоминанияноменклатуры по экономической географии в 9 классе пользуюсь методом «матрицы».Размещённые в ней названиягородов сгруппированы повидам отраслей, развитых в промышленных пунктах (учебник Дронова В. П.).Каждому ученику могут лучше запомниться разные названия городов из ячейки, но, соединив их в воображении, во время тестового опроса ученик имеет больше шансов дать правильные ответы на вопросы по размещению отраслей промышленности. На стадии контроля такие «опоры» повышают успешность тестовых ответов по теме «Размещение отраслей промышленности России», потому что если ученик запомнил хотя-бы одно название центра промышленности, то в памяти всплывает весь перечень нужной клеточки.При этом сама матрица ответа не содержит.В процессе фронтального обсуждения в классе на этапе усвоения ученики угадывают соответствующую номеру клеточки отрасль промышленности. Они могут спорить, искать ответы в учебнике. Все, кто активно участвует в этом поиске, через 2-3 урока успешно выполняют тест.

Отмечу, что освоение самого главного курса начальной географии в 6 классе сократилось вдвое.Только постоянное использование опорных конспектов (технологических карт) позволило сжато, но качественно, сформировать предусмотренные ФГОСгеографические понятия. Мною выполнены полные наборы для всех практических работ, положенных по программе 6-10 классов.

При подготовке к уроку я распечатываю их на каждого ученика или на парту, группу, что экономит на уроке значительное время при инструктаже, сосредотачивая внимание.Той же цели служат карточки СРУЭ – самостоятельной работы с учебными элементами-по технологииПЦТО (парацентрическая технология обучения). Добавлю немаловажное значение использование «контуров» территорий географических объектов для проверки усвоения по практическим работам с контурными картами, которые я печатаю как раздаточный материал каждому ученику к тестам (образцы в Приложении 1) с 6 по 11 класс. В тетради вклеиваются контуры по Липецкой области для разных видов работ с 5 класса.Практикую использование планов, карт и рисование схемы города Липецка в старших профильных классахпри изучении хозяйства и инфраструктуры города.Опора на краеведческий материал – непременное условие преподавания географии.

  •  

Так же я узнала, что мои навыки не лишние, когда получила вторую Грамоту за подписью самого ПрезидентаРоссийской академии образованияП. Д. Никандрова! Это было осенью 2014 года вместе с публикацией моей работы в печатном издании «Диалог с Амонашвили» как лучшей в номинации. Я получила Сертификат, подтверждающий, что я вхожу в число 100 лучших педагогов России в рамках программы и мне присваивается звание «Лучший педагог года» по итогам 2013/2014 года.

Благодарственное письмо от Департамента образованияадминистрации города Липецка за 2013 годформулирует достижения Клишиной Л. Ф. как«высокий уровень профессионализма, эффективное выстраивание образовательного процесса, развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников».

В текущем году я изучала методику «6 шляп» Э. де Боно для применения в старших классах, где очень важно научить видеть множественность аргументов в оценке географических объектов и явлений как природного, так и социально-экономического содержания(диплом лауреата 2 степени). Опубликовала разработку воспитательного мероприятия по данной методике на своем педагогическом сайте в «Мультиуроке» как и ряд других работ (Сертификаты приложены). Наибольшей популярностью пользуется мой стих «Горе войны», эссе «Колыбельная для «звёздного ребёнка», написанное на конкурс (Лауреат 1 степени) методическая разработка открытого занятия по «Авторской песне» «Давайте сохраним!», сценарии воспитательных мероприятий и презентации. Разноплановые темы работ не просто отражают тематику конкурсов, на которые я их посылаю для апробации в профессиональном сообществе.  Они отражают сложность функционирования мозга педагога, который не может выпустить ни одного аспекта эффективной работы.  «Всеохватность и универсальность, чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований и резкое повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов,- учим мы на географии в 10 классе, – главные характерные черты  НТР.»  

В завершениескажу, что сама я часто пользуюсь педагогической и народной мнемотехникой для подготовки к урокам, так как скорость изменения информации в современном мире возросла в разы,учебников огромное разнообразие,вопросы ЕГЭ требуют знания большого фактического материала.Но ученики остались разными по возрасту и способностям, требующими живого внимания и жаждущими призов от жизни.Творческий подход к любому делу рождает сотрудничество учителя с учениками.И первому - надо очень постараться всей душой, чтобы создать лучший «симфонический оркестр»- детский коллектив, с которым потом можно «горы свернуть».Улыбка учителя- не атрибут и не «дамоклов меч»насмешки, а - исходная «Луча света» (Амонашвили Ш. А.) на трудном пути к ученику, а ученика – к человеческому счастью.

Приёмы мнемотехники помогают мне поддерживать хорошую успеваемость по предмету и интерес детей к географическим знаниям. Современные дети легко признают творческие задания с использованием компьютерных технологий. Подготовка презентаций по теме урока – одно из таких заданий.По сути, процесс составления презентации – это «выпуск» интеллектуальной продукции индивидуумом. Он знакомится с иллюстрациями и фактами через интернет, лично отбирает их по плану своего образа. Если образ не созрел, ученик поработает с учебной литературой, проконсультируется с учителем. Расставить слайды в определённой последовательности – это требует творческого подхода, логического мышления, упорядочивает материал и в мозгу ученика.Есть дети более самостоятельные в этом процессе, но бывало и не раз, что я, сама недавно в силу возраста овладевшая данным навыком, учила этому ребят.В старших классах я предлагаю стать режиссёром урока, составить план презентации в тетради к определённой теме. Критериями оценки служит умение отобрать достойные факты и кадры, выставить их в логической последовательности, соотнести объём информации и качество при восприятии слайда зрителем, составление заметок к кадру.Сейчас возможности расширены анимацией, вставками, разными эффектами.Постоянно интересуюсь и требованиями к культуре этого продукта.

Оценивая презентации, я предлагаю учащимся выступить в школьном иливо Всероссийском конкурсе презентаций «Созидание и творчество».Это – независимая оценка жюри и очень полезная.Пример такого участия по теме «Япония» Ковалёвой Е. и Зарубина К. из 8 б класса в Приложении 4(образцы работ других учащихся разных классов в Приложении 1). «Живые знания – те, которые: одухотворяют и облагораживают, влекут к горизонтам науки». (3). Структурированию сложных тем уроков помогает создание презентаций или использование интернет ресурсов. Часть презентаций создавали учащиеся в процессе защиты рефератов на итоговой аттестации и к урокам. К урокам по парацентрической технологии(ПЦТ)мною создавалисьи распечатывались для парной работы учащихся технологические карты (Приложение 4.).

Рефлексия – это осознание себя и своих действий. Рефлексия меняет взгляд ученика на окружающий мир, заставляет не верить на слово тому, что говорят другие, а вырабатывать свой собственный взгляд, собственное мнение. Это личностное отношение к окружающему, прежде всего, затрагивает основную деятельность школьников – учебную. В результате у детей постепенно формируется мотив к учению.В форме тестов можно оценить конкретные элементы знаний.А как увидеть картину мира в глазах ребёнка?Только действие, изложение своих мыслей, логичность использования предоставляемых жизнью фактов способно пролить свет на процесс её формирования.Интересно применение методик«Шесть шляп», SWOT-анализа, анкетирования.

Когда участники зачитывают свои творческие работы, происходит обмен мнениями, расширение круга охватываемых проблем с нескольких точек зрения, накопленная информация позволяет сделать более глубокие выводы, в которых участвует и учитель. Этот процесс чем-то напоминает  «Метод шести шляп», так как опыт у всех разный в разных условиях достатка и окружения.  Оценки за взгляды, конечно, не предусмотрены. Но обучение правилам  поведения в этом мире и отношению к доказательной базе, накопленной поколениями учёных,  вполне дифференцируется согласно ФГОС.

Клишина Л. Ф. работает по воспитательной системе «Портфолио старшеклассника» с элементами КТД, которая получила оценку педагогического сообщества публикацией работы в печатном издании «Диалог с Амонашвили» как лучшей в номинации, Грамотой Президента Российской академии образования в 2013 г. и лично Ш. А. Амонашвили, входившим в жюри конкурса МАН. Внеурочная система «Ноосферное образование» транслировалась очным докладом на Х Всероссийском форуме «Образование: взгляд в будущее» в 2012 г. (Диплом 2 степени).         Современные образовательныеинициативы в г. Липецке вполне соответствуют гражданским и социально-образовательным идеям В. И. Вернадского, учат подтверждатьсвою любовь делами, то есть социально-общественной активностью. Исследовательская направленность  ряда заданий и конкурсов, встречи эрудитов, открытый простор для обмена идеями в рамках молодёжных  слётов  - это как раз то, что нужно для  повышения плотности  сферы разума.  Произошла значительная социализация в рамках учебного процесса через возможности информативной коммуникации. Проект «Интеллект будущего» МАН даёт возможности педагогам любого уголка страны для  привлечения школьников и студентов  к общей мыслительной деятельности. Причин, по которым подросткам нужно участвовать в конкурсах, предлагаемых на портале Национальной образовательной программы "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ, много. Я полностью с этим согласна и, не жалея сил и времени предлагаю школьникам помощь при их желании участвовать в разнообразных конкурсах МАН. Например, отвлекается на уроке ученица Настя, рисуя на листочке, я предложила ей тему, близкую к географии, и пригласила поучаствовать в конкурсе «Восхождение к образу». Результат нашего сотрудничества с Настей превзошёл ожидания.Это - 1 место в номинации «Линия образа (живопись играфика»!

В 2012/13 учебном году призёром муниципального этапа по географии стал 1 ученик, и трое получили призовые 1,2,3, места в заочных Всероссийских конкурсах. Проведена была серьёзная проектная работа по озеленению и дизайну школьной территории на конкурс «Липецк-дизайн 2013». Получена благодарность за участие в экологических акциях «Чистый город». В Интернет - олимпиаде всероссийского уровня «Эрудиты планеты» в составе команды «Эра» играли 7 человек.

В 2013/14 учебном году:1 места – 4 чел,  2- 4 чел, лауреаты – 6.

В 2014/15 учебном году участников проектов и заочных олимпиад было -57 человек, отправлено – 69 работ, из них 31 стала призовой. Результативность – 45%.Учебных проектов – 5 (14 уч-ся):1 места – 12 чел., 2 места- 5 чел., 3 места- 14, лауреатские  – почти все остальные работы.

Отзыв о качестве внеурочной работы Клишиной Л. Ф.любезно предоставила руководитель кафедры МО естественных наук Белецкая Н. М.., отметилаПанженская Л. К.

Наиболее значимые мероприятия школьного и муниципального уровнейэтих лет были: Экологические десанты «Чистый город – наш город». Флэш-мобы «Здоровье нации». Конкурсы рисунков природоохранного содержания «Как прекрасен этот мир». Эколого-дизайнерский проект «Пришкольная территория». Агитбригада «Экология Души». Итоговая конференция «Интеллект  будущего» за 2014/15 учебный год. Краеведческие и патриотические проекты и исследовательские работы с группами учащихся на всероссийские заочные и региональные очные конкурсы. По итогам проектной и конкурсной работыпроводится итоговый праздник и награды в соответствии с рейтингом участия. В программе - очные викторины, концертные номера.

На протяжении ряда лет ведётся кружок «Авторская песня», который помогает вернуть предмету географии ореол романтической деятельности. Программа рабочая «Авторская песня» составлена на 2 года занятий и утверждена на заседании педагогического совета ДДТ «Городской» им. С. А. Шмакова города Липецка (помещена в Приложении 9. в электронном варианте).В архиве 2009-2010 гг. есть грамоты за призовые места детям и педагогу, а сейчас, со сменой поколения кружковцев, выпуском 11 класса, пока, участие в конкурсах приостановлено.

  1. Критерий «создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции».

Клишина Л. Ф. активно участвует и проводит воспитательную работу в рамках городских акций с учениками школы и класса: «Победа - в сердце каждого», «Чистый город», «Милосердие», «Город, где согреваются сердца», «Эрудиты планеты», «День Земли», «Здоровье -наш выбор», «Липецк-дизайн» (копии дипломов в приложении).

Её опыт оценен профессиональной общественностью по конкурсным работам «Жизнь воспитывается жизнью», «Зажги свечу!» (Дипломы Лауреата 1 степени XIII  и XV Всероссийских конкурсов «Образовательный потенциал России» в 2014 и 2015 гг.)   Благодарственное письмоДО администрации городаЛипецка в 2012 г. за реализацию акций «Чистый город – мой город», Мой выбор -здоровье!».  Сертификат организатора команды «Эрудиты планеты» в 2013 и 2014 гг..

Свидетельства научного руководителя в конкурсах по истории, искусству, литературе «Интеллект-Экспресс» и «Креативность. Интеллект. Талант»: «Пётр 1. Выдающийся правитель» - Более 10 призёров и лауреатов. 2015 г.  «Исторический детектив: 10 загадок Эрмитажа» - 1 место Антипов И.  «Хочу всё знать!» КИТ - 1 место Мазурова А., 2014 г.  «Таинственный остров» КИТ - 1 место Москаленко М., 2015 г. «Письма с войны» - Лауреаты 2 степени ученики 11 а класса.

Один из проектов мы посвятили 40-летию липецкого зоопарка в прошлом году. Цель этой социальной презентации была: привлечь больше посетителей, ведь, чтобы достойно содержать животных, нужны средства.  Родились слова вот такой песни:    ПРИХОДИТЕ В ЗООПАРК.

Как часто мы делегируем воспитательные функции всё новым героям, признаваемым обществом, и кого дети выберут, зависит от взрослых.  Педагог не может не участвовать в этом Конкурсе героев, он должен сам обновляться и усматривать векторы  движения Ребёнка, не дать ему сбиться с Пути.  «Неразумие свободной воли может выпустить пожирающие чудовища», - предупреждает Ш. А. Амонашвили устами Мудреца из Притчи. А наша задача – осветить, окрылить и позвать в Будущее -  достижима только огромным  трудом, творчеством и самопожертвованием!  (5)   Случай -  не главное в судьбе педагога, а то, как ты пропустил его Урок через себя.  Забыть о себе,  ответственность считать не грузом, а даром, который не дает сбиться с пути служения Добру и Любви, отражённых в сотнях детских глаз светлой надеждой на счастливое Будущее,  – вот наше кредо!

Праздничные программы планируются по методике КТД, проводятся в неформальной обстановке. Дети рады грамотам, призам и подаркам! Только тогда, когда возникает осознанная потребность к утверждению в избранном занятии, ребёнок готов преодолевать трудности,  всеми силами приближать  успех.  Впереди у него на это вся жизнь! Исследование тем и полезно, что неоднократно подключая мозг к поиску приемлемых решений, делает всё происходящее на уровне дополнительного образования  предпосылкой формирования собственной личной программы. Широта поиска себя здесь отличается от школьной программы меньшей обязательностью, диапазоном выбора.  Именно эти рассуждение заставляют меня жертвовать временем и развлечениями ради помощи ученикам в качестве научного руководителя работы, проекта, в качестве классного руководителя.

За 2 последних года учащиеся преобразили северную территорию школьного участка согласно нашему проекту в конкурсе «Липецк-дизайн». Его отметили дипломом 1 степени во Всероссийском заочном конкурсе «Созидание и творчество» Малой академии наук «Интеллект будущего»

 Но самое главное событие, думаю, что с выпуском  моих учеников совпало открытие памятника «Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» в нашем городе, на который ежегодно понемногу добровольно мы все собирали по инициативе нашего бывшего учителя, ветерана войны и труда Кащенко Петра Ивановича. 

Моё образование

Высшее педагогическое, 1978 г., Красный диплом

Медсестра гражданской обороны

Музыкальная школа
 

Рейтинг

Баллов: рейтинг2364.5 Место: место20847 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!