Звуко-буквенный разбор
слова
УМК «Школа России» 3 класс
Подготовила: Мельниченко Ирина Владимировна
учитель начальных классов МАОУ СОШ№6 г. Холмск
Михаил Юрьевич Лермонтов
Утёс
Звуко-буквенный разбор слова –это анализ звукового состава слова.
Ещё его называют фонетическим анализом слова.
Поэтому важно хорошо знать звуки нашей речи и уметь давать им правильную характеристику !
Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
ВСПОМНИ!
Звуки мы слышим, но не видим! Однако, звуки можно записывать! Для этого учёные придумали транскрипцию.
[а], [р] , [у], [б], [о] – так записывают отдельные звуки.
В русском языке
В первом классе ты уже выполнял звуко –буквенный разбор слова и он выглядел так:
Гласные звуки
ударные или безударные
Согласные звуки
твёрдые или
мягкие
глухие или
звонкие
Всё ,что мы сейчас повторили легко найти в ленте звуков и букв.
Внимание:
Стр. 143
Подводим итог.
Алгоритм звуко-буквенного разбора
- Произношу слово, определяю количество слогов.
- Ставлю ударение в слове.
- Произношу каждый звук в слове по порядку и записываю транскрипцию.
- Даю характеристику каждому звуку в слове по порядку.
- если звук гласный, то определяю ударный он или безударный.
- если звук согласный определяю
1) глухой или звонкий, парный или непарный;
2) твёрдый или мягкий, парный или непарный.
5. Делаю вывод о количестве звуков и букв в слове.
6
Образец:
зима – [ зꞌ и м а ] – 2 слога
з – [з ꞌ] – согл., звонк., парн., мягк., парн.
и – [и] – гласн.,безударн.
м – [м] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн.
а – [а ] – гласн., ударн.
4 б., 4 зв.
Пальма – [п а лꞌ м а]- 2 слога
п – [п]- согл., глух., парн., твёрд., парн.
а – [а] – гласн., ударн.
л - [лꞌ] – согл., звонк., непарн., мягк., парн.
ь ---------------------
м - [м] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн.
а - [а] – гласн., безударн.
6 б., 5 зв.
Буква Ь звука не обозначает, поэтому в звуко-буквенном разборе стоит прочерк.
6
яблоко – [ йꞌ а б л а к о ] – 3 слога
[й ꞌ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
я [а ] – гласн., ударн.
б –[б] – согл., звонк., парн., твёрд., парн.
л– [л] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн.
о –[а ] – гласн., безударн.
к –[к ] – согл., глух.,парн., твёрд., парн.
о - [о] - гласн., безударн.
6 б., 5 зв.
Буква Я в начале слова обозначает два звука [ йꞌ а]
6
лыжи – [ л ы ж ы ] – 2 слога
л – [л] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн.
ы – [ы] – гласн.,ударн.
ж – [ж] – согл., звонк., парн., твёрд., непарн.
и – [ы ] – гласн., безударн.
4 б., 4 зв.
6
А теперь попробуй самостоятельно выполнить звуко-буквенный разбор .
вода ˡ кино ˡ
олень ˡ
Цифра 1 в конце слова обозначает, что нужно выполнить звуко-буквенный разбор слова.
6