II.Актуализация знаний и мотивация Словесн.: ответы на вопросы | 3 мин | -повторение изученного Слайд скороговорка Прочитайте медленно, тихо, громко, выразительно) - Скажите пожалуйста, какая бывает речь? Расскажите мне про устную речь, письменную. Взгляните на ленту букв: на какие две группы делятся все буквы? Слайд - Что обозначает синий цвет? - А что означает зеленый цвет? Значит какие бывают согласные? (твердые или мягкие,) А еще? (звонкие и глухие) - А что обозначает красный цвет? - Как можно определить, что звук является гласным? (ответы детей) - Если слог состоит из одного звука, например слово осы,то каким является этот звук? - Какие бывают гласные звуки? Слайд - Что можно определить по количеству гласных в слове? - Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость? Ребята, давайте вспомним с какой буквой мы познакомились вчера? - Сейчас я хочу вам предложить поиграть с буквами. Приготовьте карточки, у кого нет -карандаши зеленого, синего и красного цвета. Я буду называть слова, а вы показываете карандаш такого цвета, который требуется для обозначения первого звука в слове. -Готовы? (Кукла, иволга, педаль, аист, речка, работа, нос, нитки, ель, мак) -Ребята, а какое слово начиналось с незнакомого нам звука? (мак) - А с какими звуками вы познакомились на прошлых уроках? Давайте продолжим узнавать новое, для этого поработаем со схемами. - Рассмотрите рисунки на с. 85 «Азбуки». - Выделите в словах «дом» и «семь» новые звуки. - Соотнесите эти слова со схемами в учебнике. - Дайте характеристику новых звуков. Гласные они или согласные? Произнесите их. - Звонкие или глухие? - Мягкие или твёрдые? - Какие гласные звуки обозначают мягкость согласных звуков? - Выделите звуки [м] и [м'] из слов «Мила», «мыла». Вывод: Звук М согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым. - А кто знает, какой буквой обозначается этот слог? (буквой М) Давайте ее рассмотрим. Перевернулись на спинку Посмотрите на экран (слайд) Печатная или письменная буква изображена? (Печатная – линии вертикальные, нет закруглений) Почему изображено 2 буквы? (заглавная и маленькая) Сформулируйте тему урока. С какими звуками мы познакомимся на уроке, какая буква обозначает эти звуки? Каковы наши цели? - Посмотрите на картинки,(слайд) назовите их и решите, какой звук здесь будет общий ? (Мох, мак, муравей, карман; это звук [м].) | Оформлять свои мысли в устной форме Рассматривать картинку Анализировать изображение Соотносить слова со схемами Строить рассуждение Выделять звуки из слов Размышлять над темой урока и учебной деятельностью Оформлять свои мысли в устной форме | Планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности (Р.). Высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы; четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли (К.). |
III.Решение частных задач Беседа Практический: работа над словом Словесн.: ответы на вопросы Словесн.: беседа Практический: работа со звуком и буквой М | 10 мин | - Отгадайте загадку: Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза... Что это? ... (машина) (демонстрация картинки) - Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку. - Этот звук гласный или согласный? - Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим? - Звонкий или глухой? (1 слог – ма, первый звук [м]. Звук [м] – согласный, может быть твердый или мягкий, всегда звонкий. Твердый звук обозначают синим цветом, а мягкий – зеленым.) -К нам на урок на машине приехал один сказочный герой. -Отгадайте, кто он? Косолапый он и бурый. Если мёда нет — понурый. С детства любит он реветь, Потому что он... (медведь) Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку. - Какой это звук — гласный или согласный? -Звонкий или глухой? - Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим? (мед-ведь -1 слог – мед, первый звук в нем мягкий звук [м']. Этот звук согласный, звонкий и мягкий. Его обозначают зеленым цветом.) - Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились? - Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются? - Кто сможет показать? (мы познакомились со звуками [м] и [м']. Эти звуки обозначают буквами М и м. (На доске «разбросаны» буквы. Ученик выбирает нужную букву.) - Молодцы! Физминутка | Отгадывать загадку Произносить слово по слогам Характеризовать звук Отвечать на вопросы Отгадывать загадку Произносить слово по слогам Характеризовать звук Отвечать на вопросы Выбирать нужные буквы у доски | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами (К.). Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Р.). |
IV. Первичное закрепление Практич. : работа со словами. Словесный: ответы на вопросы | 11 мин | Работа по Азбуке стр. 85 - А теперь откройте учебник на стр. 85, давайте почитаем слова по слогам. Проговариваем все слова по слогам, ставим ударение, определяем значения слов: ма-ма, мет-ро, мир (Это жизнь, это земля, планета, на которой мы живём. Мир - это то, что нас окружает), Мос-ква (это город, столица России), стро-и-ли (действие строителя), строи-те-ли (профессия человека, который строит), сло-во (одно), сло-ва (много). Составьте рассказ со словами. Придумайте предложение со словом Москва. Динамическая пауза | Проговаривать слова по слогам Ставить ударение Определять значение слов Составлять рассказ, предложение Повторять движения Выполнять физические упражнения | Осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата (Р.). Планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности (Р.). |
V. Закрепление изученного Практический: работа с учебником Практический: работа с текстом | 12 мин | - Предлагаю вам прочитать слоги с буквой М; теперь слова, что ты прочитал? - Познакомимся с рассказом на стр. 85 «На уроке», который поможет нам понять иллюстрация. - О чем этот рассказ? - Задайте вопросы к нему? - Молодцы! - Мы с вами говорили на предыдущих уроках, что слоги образуют слова, слова - предложения. А как же мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст) - Перед нами группа предложений. Докажите, что это текст? - Прочтите название. (Чтение текста на с. 86) - Кто, такой гном? - Рассмотрите рисунок. Давайте прочтем текст. - Какое настроение у этого рассказа? Почему? - Как понимаете выражение «струны плакали»? - Ребята, мы только что сказали, что текст грустный, значит, и мы должны при чтении передать это грустное настроение. - Потренируйтесь в чтении текста. -Молодцы, всё хорошо получилось! | Прочитать слоги Знакомиться с рассказом Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Аргументировать высказывание Рассматривать картинку Анализировать изображение Читать текст Передавать настроение текста | Слушать учителя; строят речевое высказывание (К.). Осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата (Р.). |
VI. Рефлексия Итог урока Словесный: обобщающая беседа | 3 мин | Давайте подведем итоги урока: -С каким новым звуком мы познакомились?- Какие новые знания приобрели сегодня? - Что нового узнали? Чему научились? Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов. Красный - "Всё получилось. Я - молодец!", Зелёный - "Я старался, но пока не всё получилось". . - Вы все молодцы, хорошо поработали! Наш урок окончен. Спасибо! Молодцы! | Подводить итог Самооценка работы на уроке | Выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного (Р.) Самооценка (Л.) |