СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук {ц} и буква Ц

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство со звуком и буквой Ц.

Просмотр содержимого документа
«Звук {ц} и буква Ц»

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема урока: Звук [ц]. Буква ц.

Тема урока: Звук [ц]. Буква ц.

Цели урока: Познакомить с твердым глухим согласным звуком [ц]; упражнять в чтении слогов, слов, предложений с буквой ц.

Задачи урока:

Предметные:

познакомить с новым звуком [ц]; совершенствовать навыки чтения, учить акцентированному произношению согласных звуков, учить читать слоги, слова, предложения с новым звуком; развивать фонематический слух через выполнение различных заданий; развивать речь через выстраивание ответов на вопросы учителя.

Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты:
Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваемого содержания;

Метапредметные:

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; работа в группе, в паре;
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса к предмету литературное чтение.



Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование урока: доска, мел, сигналы обратной связи, счетные палочки, смайлики для самооценивания, презентация Power point; компьютер, мультимидийный проектор, экран, жетоны оценивания для учителя.













Ход урока

1.Организационный момент. (1 мин.)

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мы будем на уроке думать? (Да).

А может будем спать? (Нет).

Мы будем рассуждать? (Да).

А в облаках летать? (Нет).

Друг другу помогать? (Да).

Оценки получать? (Да).


- Ребята, давайте создадим хорошее, солнечное настроение. (Слайд 1). Посмотрите на солнышко, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Проверим правила посадки:

2. Актуализация знаний (3 мин.)

- Вначале проведем разминку и вспомним ранее изученный материал.

1. На какие 2 группы делятся все звуки? (Все звуки делятся на гласные и согласные).

2. Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим и пишем).

3. Как мы произносим гласные звуки? (Гласные мы произносим свободно, мы их можем петь, тянуть. Они при произношении не встречают преграды).

4. Как мы произносим согласные звуки? (Мы их произносим кратко. Они при произношении встречают преграды. Им мешают: зубы, губы, язык).

5. Какой звук всегда мягкий? (Звук [ч]).

6. Какие звуки всегда твердые? (Звуки [ж],[ ш]).

7.Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного. (и,ю,я,е,е)

- Молодцы, отвечали все активно. Я довольна вашими ответами.


3.Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока. (3 мин.)

- Ребята, а теперь выполним фонетическую зарядку.

- Как хозяйка зовет цыплят? (Цып-цып-цып).

- Как лошадь стучит копытами по дороге? (Цок-цок-цок).

- Какой новый звук услышали в этих словах? (Звук [ц]).

- Кто догадался, какой звук мы будем изучать сегодня на уроке? (Ответы детей).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Тема урока «Звук [ц]. Буква ц») с помощью учителя.

- Чему мы научимся на уроке? (Мы научимся выделять звук [ц] в словах, писать букву ц, читать слоги, слова и предложения с буквой ц).

4. Физкультминутка. (30 с.)

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Дети показывают ответы в движении (наклоны,

повороты, прыжки, хлопки).)

5. Открытие нового знания. (12 мин.)

- По какому плану мы изучаем новый звук. (Слайд 2)

(Мы должны дать характеристику новому звуку; поработать над артикуляцией; познакомиться с буквой, обозначающей звук; научиться читать слоги, слова с новым звуком).

1) Характеристика нового звука.

- Ребята, давайте попробуем дать характеристику новому звуку. Для этого вам нужно разгадать загадки. Если загадки разгадаете правильно, на экране появятся отгадки.

1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля).

- Разгадали правильно. (Слайд 3).


- Дадим характеристику новому звуку. Произнесите звук. (Дети произносят звук [ц]).

- Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой).

- А теперь разгадаем вторую загадку?

2. Узловатый Кузьма,

Развязать его нельзя. (Цепь).

- Молодцы! (Слайд 4)


- Дадим характеристику новому звуку. Произнесите его.

- Какой это звук? (Согласный).

- Произнесем его еще раз. Послушайте, какой это звук? ( Он всегда твердый).

- Запомните, звук [ц] всегда твердый и даже гласные буквы его не смягчают.

- Оденем наушники. Какой это звук? (Глухой). Обозначим.

- Произнесите звуки попарно. Сравните звуки. Разные это звуки или одинаковые? (Звуки одинаковые).

- А как вы считаете найдется ли пара звуку ц? (Нет).

- Какой же звук [ц]? Дайте ему характеристику. (Звук [ц] – согласный, твердый, глухой, непарный).

2) Артикуляция звука.

- Ребята, повернитесь друг к другу и еще раз произнесите звук [ц].

Понаблюдаем за губами, зубами, языком. В момент произношения звука, кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов, затрудняя проход воздуха через рот. Струя воздуха направляется и выходит через нос.

- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается. (Это согласные звуки).




Игра «Кто внимательный?».

- Давайте поиграем в игру. Я вам буду читать слова, если вы услышите в слове звук [ц], хлопайте в ладоши.

Цыган Свет Колодец

Цирк Мастер Цепь

Стол Цапля Блюдце

- Молодцы. Все слова угадали правильно.

- А теперь сами придумайте свои слова, в которых есть звук [ц]. (Дети называют слова).

- Молодцы! С заданием справились хорошо.

- А кто догадался, какой буквой обозначается звук [ц]?

3) Знакомство с буквой Ц.

- Посмотрите на экран (Слайд 5).


- Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? (Слайд 6).


В центре письменные буквы: заглавная и строчная; в левом верхнем углу печатные: большая и маленькая. Письменные буквы мы будем изучать на уроке письма.

- Из скольки элементов состоит печатная буква Ц? (Из 4-х элементов: 2-х прямых палочек, горизонтальной палочки и короткой вертикальной палочки).

- На что похожа буква Ц? (Слайд 7). Послушаем стихотворения:



Подготовленные заранее ребята читают стихотворения:


  1. Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бочок.


  1. Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

  1. Буква Ц – смотрите сами,

Как скамейка вверх ногами.

6.Физкультминутка (релаксационная). (1 мин.)

4.Чтение слогов с буквой Ц. (Слайд № 8).

- А теперь, когда вы познакомились с новой буквой, можно почитать слоги с буквой ц.

Чтение слогов индивидуально, хором, по рядам.

7.Первичное закрепление. (5 мин.)

- Откройте учебник по закладке на с. 51.

- Какую букву вы видите в верхнем правом углу страницы? (Букву Ц).

- Ребята, схема какого слова изображена ниже? (Это схема слова «кузнец»).

-А вы знаете, кто такой «кузнец»? (Это мастер, который вручную занимается ковкой металла, т. е. придает ему какую – то форму).

- Рассмотрите картинку с изображением кузнеца. Сколько слогов в слове «кузнец»? (В слове «кузнец» 2 слога).

- Назовите их.

- Назовите ударный слог. («нец»).

- Назовите последний звук в слове «кузнец». ([ц])

- Какой он? (Он согласный, всегда твердый, глухой, непарный).

- А теперь прочитайте самостоятельно столбики слов, выделенные жирным шрифтом.

- Прочитайте слова, которые стоят в единственном числе. (Кузнец, кузница).

- А вы знаете, что такое «кузница»? («Кузница» - это мастерская с горном (печкой) для ручной ковки металла, для подковывания лошадей).

- Прочитайте слова во множественном числе. (Кузнецы, кузнецы).

- Прочитайте слова, в которых ударный третий слог, второй слог, первый слог.

Ниже рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?

- Под рисунком прочитаем английскую народную песенку, которую перевел на русский язык С. Я. Маршак.

- Прочитайте текст, подчеркните все слова с буквой ц.

- Назовите слова с буквой ц.

- А теперь прочитаю я, а вы следите.

- Какие слова в тексте вам непонятны? («Подкуй» - прибей подкову к копыту лошади; «подкова» - железная, толстая изогнутая по форме копыта пластина, которую прибивают к копыту гвоздиком).

- Почему захромала лошадь? (Лошадь повредила подкову. Ей стало больно ходить).

- Между кем ведется разговор в песенке? (Разговор ведется между мальчиком и кузнецом).

8. Самостоятельная работа. (4 мин).

- А теперь поработаем в парах, почитаем текст по ролям. Первые 3 строчки (слова мальчика) будет читать один ученик, следующие 3 строчки (слова кузнеца) - читает сосед по парте.

- Как мы будем читать предложения с восклицательным знаком на конце? (Мы их будем читать с восклицательной интонацией).

- Итак, читаем текст в парах.

-А теперь читаем вслух. Читаем громко, выразительно, интонацией выделяя знаки препинания.

Читают 4 пары.

Итог. Все прочитали громко, выразительно, с нужной интонацией, соблюдали знаки препинания.

9.Включение в систему знаний и повторение. (4 мин.)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 50. Где происходит действие? (В цирке).

А вы знаете, что такое цирк? (Цирк – это вид театрального искусства, который объединяет выступление артистов: акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков).

- Как называется место в цирке, где проходит выступление? (Арена – это большая круглая площадка посередине цирка, на которой проходят выступления).

- Кто выступает на арене цирка?

- Кто катается на велосипеде? (На велосипеде катается медведь).

- Кто играет на дудочке? (На дудочке играет клоун).

- Кто танцует? (Танцуют собачки).

- Кто прыгает через горящее кольцо? (Через горящее кольцо прыгает - тигр).

- Кто подкидывает кольца? (Кольца подкидывает клоун).

- А теперь прочитайте самостоятельно текст под иллюстрацией.

Прочитаем текст цепочкой.

- Сколько предложений вы прочитали? (Мы прочитали 4 предложения).

-Найдите и назовите мне слова с буквой ц в первом предложении, во втором предложении, в третьем предложении, в четвертом.

- Молодцы, все слова назвали верно.

8. Рефлексия. (1 мин.)

- С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке? Мы познакомились со звуком [ц])

- Что вы можете рассказать про звук [ц]? (Звук [ц] – всегда твердый, глухой, непарный).

- Какой буквой обозначается звук [ц]? (Звук [ц] обозначается буквой ц).

- А теперь оцените свою работу на уроке.

-Посмотрите все доску к нам вернулось солнышко.

-У каждого из вас на столах лежат лучики разного цвета.

-Сейчас мы их вернем нашему солнышку.

-Если вам все понравилось на уроке возьмите желтый лучик, если были трудности зеленый лучик, если не понравился урок красный лучик.

9. Итог урока. (30 с.)

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы! (Слайд 10). Благодарю всех за урок. А самым активным детям на уроке я вручаю молодцов за хорошую работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!