СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звезда с звездою говорит

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звезда с звездою говорит»

Воспитательное мероприятие, посвященное Дню космонавтики, на тему

«И звезда с звезою говорит»


Данное внеклассное мероприятие посвящено Дню космонавтики. Ориентировано на учащихся 5 классов. Целью мероприятия является создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство. Формой проведения выбрана интеллектуальная игра. Игровая форма проведения учитывает возрастные особенности детей, способствует формированию активной позиции, умений учащихся работать в команде.

В интеллектуальной игре принимают участие две команды по 6 человек в каждой, которые совершают путешествие по 5 станциям. На каждой станции команды выполняют определенные задания из разных областей знаний. На игровое поле по результатам выполнения заданий вывешивается логотип той или иной команды. Побеждает команда, закрывшая своим логотипом наибольшее количество игровых полей.

Материал, представленный в красочной форме, стимулирует расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса, познавательную активность. Данное внеклассное мероприятие воспитывает такие моральные качества как гордость за страну, патриотизм.

Использование презентации необходимо для визуализации материала, большего проникновения в тему, способствует повышению интереса и внимания учащихся.


Целевая аудитория: 5 класс

Форма проведения: интеллектуальная игра

Цель мероприятия:

создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство.

Задачи:

  • стимулировать расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса;

  • развивать интерес к космонавтике как науке, эрудицию, интеллект, умение логически рассуждать;

  • научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории;

  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

  • формировать качества активного гражданина.

Планируемые результаты:

  • личностные

  • развивать самостоятельность в поиске решения различных  задач;

  • воспитывать уважительное отношение к работе – как своей, так и других людей.

  • познавательные УУД

  • иметь первоначальные знания о строение космоса;

  • узнать об освоении космоса;

  • делать выводы, быстро давать ответ на вопрос.

  • регулятивные УУД

  • определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии;

  • работать по предложенному плану;

  • учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

  • коммуникативные УУД

  • высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу;

  • слушать и понимать других, в том числе развивать свою внимательность;

  • договариваться о правилах выполнения коллективной работы; учиться выполнять свою роль в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточный материал.

Аудиозаписи песен: «Знаете, каким он парнем был», «Трава у дома», мелодия А.Рыбникова из к/ф «Звездный мальчик», мелодия из к/ф «Гостья из будущего»

Межпредметные связи:

история, литература, русский язык, астрономия, математика, музыка, физика.

Темы для подготовки:

1) планеты Солнечной системы

2) созвездия

3) первые шаги человечества в космос

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Мотивация. Сообщение темы, цели мероприятия

Звучит музыкальный фон (слайд 2)

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это празник победы человеческого разума, преодолевшего земное притяжение. Для нас стало обыденным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать «что тут особенного»?

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. 12 апреля 1961 года началась новая эра – эра освоения космоса: впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.



В день весенний, день апрельский,

Много лет тому назад,

Мчалась в космосе ракета

Завораживая взгляд.

Новость слышала планета:  

«Русский парень полетел!»,

И героем-космонавтом

Каждый мальчик стать хотел.

Только первым быть непросто -

Очень сложно первым стать.

Надо вырасти достойным,

Всё уметь и много знать.

Но когда-нибудь ты тоже

Можешь к звёздам полететь.

Ты, дружок, всего добьешься,

Надо только захотеть.


Сегодня в преддверии Дня космонавтики мы с вами проводим интеллектуально-познавательную игру «Звезда с звездою говорит». Сейчас вы станете свидетелями работы Центра подготовки космонавтов. И пусть сегодня мы с вами просто играем, но ведь, возможно, наши сегодняшние «космонавты» через несколько лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.

Встречаем экипажи космических кораблей. (5 человек)

И первое задание для экипажей – придумать название своего корабля.

Экипажам доложить о готовности. (подготовить образец доклада)

Докладывают:

Экипаж корабля «Союз» к космическому рейсу готов. Командир экипажа…

Экипаж корабля «Восток» к космическому рейсу готов. Командир экипажа…


Ребята, сегодня очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам. Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним. 

На протяжении всего полета за  работой наших космонавтов будет наблюдать и оценивать их успехи Центр управления полетами

(представление жюри).


  1. Объяснение правил игры

Экипажи кораблей уже прошли обучение в Центре подготовки космонавтов, и сегодня у них выпускные экзамены. Экипажи проходят последнюю проверку на Земле.

Программа проверки готовности экипажей состоит из 5 модулей. Каждый модуль сосответствует той или иной области знаний, которые могут пригодиться в полете. На игровое поле по результатам выполнения заданий вывешивается логотип( звезда) того или иного корабля. Побеждает экипаж, закрывший своим логотипом наибольшее количество клеток игрового поля.

По результатам проверки будет сделан вывод о том, какой корабль первым отправиться покорять просторы Вселенной.

Итак, начинаем выпускной экзамен!


  1. Модуль «Космолингвистика»

Экипажам в далеком космосе могут встретиться другие цивилизации, и они должны уметь находить с ними общий язык. А для этого надо иметь хорошие лингвистические способности.

Задание: за 3 минуты (пока играет музыка) экипажи должны составить как можно больше новых слов из слова «космонавтика»,  предоставить свои отчеты в Центр управления полетами. Выигрывает экипаж, составивший больше слов.

Зрители тоже могут сдать экзамен по космолингвистике.

(Звучит фоновая музыка «Гостья из будущего», пока дети работают)


Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты первого конкурса)


  1. Модуль «История космонавтики»

Чтобы космонавтом стать, надо много – много знать. Без знания истории возникновения космонавтики невозможно двигаться дальше. Проверим, насколько хорошо наши будущие космонавты знают, как все начиналось.

Задание: за 3 минуты (пока играет мызыка) ответить на 10 вопросов из истории космонавтики, выбрав один правильный ответ из четырех возможных. Побеждает космический экипаж, набравший наибольшее количество правильных ответов.

(звучит фоновая музыка А.Рыбаков «Звездный мальчик»)


Блиц-опросдля команд, если останется время. «Космические загадки»

  1. Посчитать совсем не просто
    Ночью в темном небе звезды.
    Знает все наперечет
    Звезды в небе … (Звездочет)

  2. Осколок от планеты
    Средь звезд несется где-то.
    Он много лет летит-летит,
    Космический … (Метеорит)

  3. Свет быстрее всех летает,
    Километры не считает.
    Дарит Солнце жизнь планетам,
    Нам – тепло, хвосты – … (кометам)

  4. Специальный космический есть аппарат,
    Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
    Как одинокий таинственный путник,
    Летит по орбите искусственный … (спутник)

  5. Освещает ночью путь,
    Звездам не дает заснуть.
    Пусть все спят, ей не до сна,
    В небе светит нам … (Луна)

  6. Всё комета облетела,
    Всё на небе осмотрела.
    Видит, в космосе нора -
    Это … ( черная дыра)

  7. Он космос покоряет,
    Ракетой управляет,
    Отважный, смелый астронавт
    Зовется просто… (космонавт)

  8. Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,
    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный … (телескоп)

  9. Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)

  1. Телескопом сотни лет
    Изучают жизнь планет.
    Нам расскажет обо всем
    Умный дядя … (астроном)

  2. До Луны не может птица
    Долететь и прилуниться,
    Но зато умеет это
    Делать быстрая …...(ракета)

  3. Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт ...(Гагарин)

  1. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется... (Земля)

  1. Звездолет - стальная птица,
    Он быстрее света мчится.
    Познает на практике
    Звездные … (галактики)


Давайте проверим, насколько хорошо экипажи справились с заданием.

  1. Что означает слово «астрономия»?

а) наука об астрах

б) наука о звездных законах

в) наука о кораблевождении

г) наука, изучающая Солнце

  1. Какого российского учёного называют основоположником современной космонавтики? 

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

  1. Когда был запущен первый космический спутник Земли?

а) 4 октября 1957 года

б) 18 марта 1965 года

в) 12 апреля 1961 года

г) 21 июля 1969 года

  1. Какого советского учёного называют «пионером» освоения космоса? 

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

  1. Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта?

а) 4 октября 1957 года

б) 18 марта 1965 года

в) 12 апреля 1961 года

г) 21 июля 1969 года

  1. Когда и кто из космонавтов первый раз ступил на Луну?

а) 4 октября 1957 года, Герман Титов

б) 18 марта 1965 года, Алексей Леонов

в) 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин

г) 21 июля 1969 года, Нил Армстронг

  1.  Как называлась российская орбитальная космическая станция, которая была затоплена в 2001 году? 

а) Буран

б) Мир

в) Восток

г) Союз

  1. Как назывался корабль который доставил первого человека в космос? 

а) Союз

б) Восток

в) Апполон

г) Буран

  1. Как назывался первый советский многоразовый космический корабль? 

а) Союз

б) Восток

в) Апполон

г) Буран

10) Когда и кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?

а) 4 октября 1957 года, Герман Титов

б) 18 марта 1965 года, Алексей Леонов

в) 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин

г) 21 июля 1969 года, Нил Армстронг


Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты второго конкурса)


  1. Модуль «Планеты Солнечной системы»

Константин Эдуардович Циолковский писал: «Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Вы не задумывались, как возникла Земля? По одной из гипотез Земля и другие планеты произошли в результате катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета. Из раскаленного вещества Солнца отделились спутники, которые, постепенно остывая, стали планетами.

Сколько планет в нашей Солнечной системе? (8)

До 2006 года считалось, что 9, но 24 августа 2006 года Международный астрономический союз вывел одну планету из общего состава и объявил ее карликовой планетой.

Настоящий космонавт должен знать все планеты своей Солнечной системы и уметь узнавать их по малейшим признакам.

Задание: каждому экипажу будет предложено 2 вопроса. Каждый вопрос состоит из 4 высказываний о некоторой планете. Если вы узнаёте планету с первого высказывания, вам начисляется 4 балла, если со второго - 3 и т.д. Экипажи отвечают по очереди.


Меркурий

4б) Атмосфера на планете практически отсутствует. Дневная температура достигает почти 500°, а ночью поверхность охлаждается до -180°.

3б) Фотографии планеты получены в 1974 году американской межпланетной станцией «Маринер-10»

2б) Темные области планеты названы пустынями, им даны имена героев древней мифологии, связанных с мифами о Гермесе (его имя по римской мифологии и есть название планеты)

1б) Наименьшая из планет земной группы, самая близкая к Солнцу планета.


Марс

4б) На планете находится самая высокая гора в Солнечной системе – гора Олимп высотою 27 км

3б) Атмосфера на планете присутствует, но сильно разрежена; в ней часто возникают ветры и даже ураганы.

2б) Американские станции «Викинг - 1» и «Викинг - 2» взяли пробы грунта плантеы; исследования показали, что жизнь на планете отсутствует.

1б) С Земли планета видна звездой красноватого цвета, названа в честь бога войны по римской мифологии.


Сатурн

4б) Планета очень быстро вращается вокруг своей оси с периодом 10часов 15 минут.

3б) Газовая планета – гигант, не имеет твердой поверхности; за счет горячего ядра поддерживает на поверхности температуру -170°

2б) Вокруг планеты движутся 15 спутников, самый крупный из которых Титан – чуть меньше Меркурия.

1б) Вокруг планеты вращается 7 колец из множества отдельных частиц от нескольких сантиметров до 1 – 2 метров в диаметре


Венера

4б) Атмосфера планеты состоит в основном из углекислого газа; поверхность и нижние слои атмосферы постоянно нагреты до температуры 480°.

3б) По размерам и массе планета сходна с Землей, но вращается вокруг своей оси не против часовой стрелки (как Земля и другие планеты), а по часовой стрелке

2б) Ее можно увидеть невооруженным глазом даже при дневном свете.

1б) Вторая планета Солнечной системы, названа в честь древнеримской богини любви


Считалочка для болельщиков

Есть детская считалочка, которая помогает выучить планеты по мере удаления их от Солнца. Хотите выучить планеты Солнечной системы?

Марина

Варила

Землянику

Малину

Юля

Съела

У

Неё

Половину.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.



Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты третьего конкурса)


  1. Модуль «Звездный атлас»

Настоящие космонавты хорошо знают звездное небо. Очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия и дали им различные наименования. Например, в средних широтах всегда доступны наблюдению Большая и Малая Медведицы, Кассиопея и Дракон. В 1922 году на Международном астрономическом съезде навели порядок в небесном хозяйстве, уточнили границы и названия созвездий. На сегодня их 88.

Задание: найти за 3 минуты (пока играет музыка) как можно больше названий созведий, спрятанных в таблице. Слова могут ломаться, но не могут пересекаться.

Зрители тоже принимают участие в поиске созвездий.


Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты четвертого конкурса)




  1. Модуль «Глубокий космос»

Последнее испытание для наших экипажей – это госэкзамен на знание глубин космоса.

Задание: разгадать космический кроссворд


  1. Итог мероприятия

Программу предполетной подготовки наши космонавты выполнили полностью.

А теперь все внимание на центр управления полетами, который проделал ответственную и сложную работу.

(слово предоставляется жюри)


В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра - свершением».


Мечта (Борис Дворный)

Подоконник ладонями стиснув,
Я стою, запрокинув голову, 
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени, 
За границами звёздной Арктики, 
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные, 
И живут там мои ровесники – 
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя. 

 Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравилось наше мероприятие и что вы узнали много интересного и полезного


Центр управления полетами


Экипаж «Союз»

Экипаж «Восток»

Лингвистика и космос

(количество придуманных слов)



История космонавтики

(количество правильных ответов)



Планеты Солнечной системы

(количество баллов, набранных экипажами)



Звездный атлас

(количество найденных созвездий)



Глубокий космос

(число угаданных слов)



Победитель






«История космонавтики» Экипаж _______________________

Выберите один правильный ответ из четырех возможных.


  1. Что означает слово «астрономия»?

а) наука об астрах

б) наука о звездных законах

в) наука о кораблевождении

г) наука, изучающая Солнце

  1. Какого российского учёного называют основоположником современной космонавтики? 

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

  1. Когда был запущен первый космический спутник Земли?

а) 4 октября 1957 года

б) 18 марта 1965 года

в) 12 апреля 1961 года

г) 21 июля 1969 года

  1. Какого советского учёного называют «пионером» освоения космоса? 

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

  1. Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта?

а) 4 октября 1957 года

б) 18 марта 1965 года

в) 12 апреля 1961 года

г) 21 июля 1969 года

  1. Когда и кто из космонавтов первый раз ступил на Луну?

а) 4 октября 1957 года, Герман Титов

б) 18 марта 1965 года, Алексей Леонов

в) 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин

г) 21 июля 1969 года, Нил Армстронг

  1.  Как называлась российская орбитальная космическая станция, которая была затоплена в 2001 году? 

а) Буран

б) Мир

в) Восток

г) Союз

  1. Как назывался корабль который доставил первого человека в космос? 

а) Союз

б) Восток

в) Апполон

г) Буран

  1. Как назывался первый советский многоразовый космический корабль? 

а) Союз

б) Восток

в) Апполон

г) Буран

  1. Когда и кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?

а) 4 октября 1957 года, Герман Титов

б) 18 марта 1965 года, Алексей Леонов

в) 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин

г) 21 июля 1969 года, Нил Армстронг


Ключ к тесту «История космонавтики»

1) б

2) г

3) а

4) в

5) в

6) г

7) б

8) б

9) г

10) б



Звездный атлас

  1. персей

  2. пегас

  3. скорпион

  4. козерогэ

  5. водолей

  6. стрелец

  7. близнецы

  8. телец

  9. компас

  10. лебедь

  11. орел

  12. лира

  13. дева

  14. геркулес

  15. кит

  16. рак





Космический проект


 

К



М

Е

Т

Е

О

Р

И

Т


М



С

И

Р

И

У

С


Е

Л


К

Т

У


Г

А

Г

А

Р

И

Н


Ф



А


М


А

О


Б

А

Й

К

О

Н

У

Р


Р



Д


Е


С

К

О

Р

О

Л

Е

В

 


Экипаж: ________________

Задание: найти за 3 минуты как можно больше названий созвездий, спрятанных в таблице (слова могут ломаться, но не могут пересекаться)

А

С

Т

Р

Е

Л

Е

Ц

Б

П

Н

Д

Р

О

М

Н

З

И

Л

Е

Р

О

К

С

Е

Е

Л

Е

Ц

Г

П

И

О

А

Д

Ц

Е

Т

С

А

В

К

Н

Б

Е

Ы

О

Р

Е

Л

О

О

Л

Е

Д

Г

Е

Р

К

У

Д

М

С

Г

Ь

К

И

С

Е

Л

О

П

А

О

Е

В

Т

Р

С

Р

Л

Е

Й

Р

Д

А

К

А

Е

Е

К

О

З

Е

Л

И

Р

А

Й

П



1


9


2


10


3


11


4


12


5


13


6


14


7


15


8


16



Космический кроссворд

Экипаж: _________________








1



2












3





4



5






6













7



8


9

















10









По горизонтали:

2. Кусок небесного тела, падающий на землю.

3. Самая яркая звезда всего неба

6. Первый космонавт Земли

9. Главный космодром начала космической эры

10. Генеральный конструктор космических кораблей


По вертикали:

1. «Хвостатое чудовище»

4. Одежда космонавтов

5. Естественный спутник Земли

7. Красная планета

8. Созвездие, ярчайшей зведой которого является Альтаир






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!