СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Звать через прошлое к настоящему

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к открытому уроку

Просмотр содержимого документа
«"Звать через прошлое к настоящему»


Открытый урок

«Звать через прошлое к настоящему»


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: дискуссия.

Цель: 

обучающая: - Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.Сопоставление образа Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева;

развивающая: - развить эмоциональную отзывчивость к триптиху художника П. Корина и кантате С.С.Прокофьева.

мотивационная: - возбудить интерес к просмотру фильма «Александр Невский» 1939 года.

Задачи:

- воспитание потребности в общении с музыкальным искус­ством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- овладение художественно-практическими умениями и на­выками в разнообразных видах музыкально-творческой де­ятельности (слушании музыки и нении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, им­провизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением инфор­мационно-коммуникационных технологий).

Результаты освоения предмета:

1. Личностные

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

- ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

2. Метапредметные

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

3. Предметные

- сформировать основы музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст.

Оборудование: ИКТ, учебник «Музыка» 5 класс, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина; Презентация «Звать через прошлое к настоящему»; «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев; Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Ко­рин; текст песни «Я рисую этот мир» А.Ермолов; фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёр С.Эйзенштейн; презентация «Былинные богатыри», А.П.Бородин Симфония №2 «Богатырская».




ХОД УРОКА:



1.Организационный момент.

2. Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность.



Учитель: Предлагаю вспомнить, как называется главная тема 2 полугодия? (ответы учащихся)

Сейчас мы попробуем определить тему урока..

Показ презентации «Былинные богатыри» ( во время презентации звучит фрагмент Симфонии №2 «Богатырская» А.П.Бородина»)

Что мы услышали и увидели? (ответы детей). О каких двух видах искусства мы будем говорить?


Показать триптих П.Корина «Александр Невский»: Какой вид искусства вы видите? Что за герой изображен?

После ответов на вопросы, формулируем тему и цель урока. Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки.

Сегодня наш урок будет посвящён подвигу известного заступника, защитника, бесстрашного воина и национального героя – Александру Невскому.

Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский». (запись в тетрадь)


У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками, чтит своих небесных покровителей. Как говорят летописи: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…» . Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Александр Невский».

Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» (слайд)

2. Обсуждение картины П.Д. Корина «Александр Невский».

Что необычного в этой картине?

Из скольких частей она состоит? (3 части)

Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.

Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое). Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.


Запись в тетрадь


Беседа по картине.

Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.?

Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.

На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.

В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.

На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?

Работа по учебнику на с. 90 - 97.

Отвечают на вопросы учителя, пользуясь учебником:

- Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?

(мужественным, отважным, гордым)

- Победой в каком сражении прославился А. Невский?

- Почему трехчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»?

Ученики: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.

3. Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)

Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?

Ученики: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина - музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.

Учитель: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева,

Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.

А сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские» Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?

Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.

Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?

Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.

Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно? 

Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно. 

Учитель: Отголоски каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»? 

Ученики: Протяжные, былинные напевы.

Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты.

С.Прокофьев стремился воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты? (Звучит «Песнь об Александре Невском»)

Ответы учащихся: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием. В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину.

Физкультминутка.

Учитель: Благодаря всем героям нашей богатой истории, мы сегодня живем, говорим на родном языке и можем сказать: «Моя Родина – Россия!»

Работа над песней А.Ермолова «Я рисую этот мир»

Рефлексия. Выставление оценок, подведение итогов.

Учитель. Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!