Тема: «Зона тундры»
Планируемые результаты:
1. Метапредметные:
регулятивные УУД –
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
познавательные УУД -
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
коммуникативные УУД -
оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
2.Предметные:
Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
3.Личностные - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью
Задачи:
Обучающая - освоение понятий «Тундра», климатические условия тундры, растительный и животный мир Тундры;
Развивающая - формирование мотивации к изучению Окружающего мира; развитие познавательного интереса, ИКТ компетентности, творческих способностей;
Воспитывающая – воспитание бережного отношения к природе, трудолюбия, чувства коллективизма.
Фрагмент урока
Орг.момент
Основные этапы урока.
1. Организационная деятельность.
2. Проверка домашнего задания. (Тест "Арктика").
3. Сообщение темы и целей урока (определяют дети ).
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
5. Физминутка.
6. Анализ работы в группах.
7. Закрепление материала. Просмотр фильма "Тундра- край вечной мерзлоты ".
8. Итоги работы в группах. Рефлексия
9. Домашнее задание.
ИТАК, посмотрите на слайд.
Слайд карта Природные зоны России.
(Показываю на карте местонахождение Тундры, границы, какого цвета…)
Тундра южнее арктических пустынь. Тундровая зона протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. от Кольского полуострова до Чукотки. На крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря. Расположена на материке Евразия.
!(можно это сказать кратко: Зона тундры занимает Побережье морей северного Ледовитого океана)
(Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.
Что влияет на климат в этой природной зоне? ( Положение Солнца над горизонтом).
УЧЕБНИК! Работа по картине(иллюстрации) Опишите зиму в тундре.
Работа по картине(иллюстрации) Опишите лето.
Молодцы! Зима в тундре долгая ….(7-8 месяцев) и очень… (суровая) (мороз до – 50). В …(середине) зимы примерно …(два) месяца длится полярная …(ночь). Лето короткое, …(прохладное). Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветры. Зимой по многу дней свирепствует пурга. За короткое лето поверхность тундры оттаивает на небольшую глубину. Мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. Поэтому в тундре очень много озер и болот. Почва тундры бедна перегноем.
А животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Они не требовательны к корму. Звери имеют густой мех, а птицы – пушистое оперение. Животные меняют окраску: летом – светло-коричневые под тон растительного покрова, а зимой белые или светло-серые под цвет снега.
НА СЛАЙДАХ
Типичными животными тундры являются песец, лемминг, северный олень, белая полярная куропатка, полярный волк и полярная сова.
Песец охотится на пеструшек и полярных куропаток. Он имеет очень ценный мех. Северный олень не боится морозов и метелей. Широкие копыта позволяют ему бегать, не проваливаясь, по снегу и разгребать снег в поисках корма.
Летом в тундре появляется бесчисленное множество комаров, мошек, овода. Их настолько много, что без накомарников нельзя работать в тундре, они кусают, лезут в глаза, нос, рот.
В это время сюда для гнездования прилетает множество птиц: гуси, лебеди, утки, кулики. Многие из них питаются насекомыми.
Давайте найдем их в нашем учебнике и скажем под какими номерами они расположены.