СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зональные типы почв

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - выявление основных закономерностей размещения основных типов почв России. На первом этапе урока актуализазия знаний , полученных ими на предыдущем уроке. Основная часть урока  - выполнение практической работы "Составление характеристики зональных типов почв  и выявление условий их образования"

Просмотр содержимого документа
«Зональные типы почв»

Тема 7. Почвы России

Домашнее задание:

Цель

Выявление основных закономерностей размещения почв по территории России.

Задачи урока

  1. Создать педагогические условия для обучающихся. При которых они смогут:

  • Давать определнения понятиям по тематике урока;

  • Объяснять вклад В.В.Докучаева;

  • Называть зональные типы почв;

  • Выявлять и определять районы распространения разных типов почв;

  • Определять особенности почвенных ресурсов;

  • Характеризовать мероприятия по восстановлению почв.

  1. Выявить основные типы почв России

  2. Определять зависимость плодородия почвы от её типа.

  3. Познакомить с основными мероприятиями по улучшению почвенного плодородия.

  4. Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока.

Оборудование: Почвенная карта России, атлас, учебник, компьютер, презентация

Тип урока: комбинированный

Методы урока: географический диктант, беседа, практическая работа на формирование учебных действий.

УЭ – 1 Цель: Проверка знаний.

  1. Терминологический диктант: Дайте определение понятиям.

Вариант 1

Вариант 2

1.Земельные ресурсы

1. Почва

2. Состав почвы (компоненты)

2.Строение почвы.

3. Механический состав почвы

3. Структура почвы

4. Почвенный горизонт

4. Плодородие

5.Перегной (гумус) – это…

5.Сельскохозяйственные ресурсы – это…

6. Факторы почвообразования. Самый главный.

6. Почему почва – биокосное образование

Время – 12 минут.

УЭ – 2 Цель: Роль Докучаева в науке.

Сообщения учащихся о значении работ В.В. Докучаева.

Делаем вывод:

  • В.В. Докучаев назвал чернозём «царь почв».

Он писал: «Богатство чернозёма гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота русский чернозём. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России».

Вот что пишет В.В. Докучаев о серых и бурых почвах: «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают и ломанного гроша, как только удаётся её оросить, стоит баснословные деньги. Она даёт прекрасные урожаи хлопчатника, сорго и проса».

Какой же напрашивается вывод?

  • До Докучаева была известна теория растительно-климатической зональности А.Гумбольта. Там были выделены природные зоны.

  • Докучаев доказал, что почвы располагаются также не хаотично, а связаны с органическим миром и климатом.

  • В.В. Докучаев выделяет основные типы почв, даёт им русские названия.

  • Всего за 30 лет научной деятельности этот гениальный человек сумел создать новую науку почвоведение, которая дала развитие целому ряду наук: экологии, биогеоценологии, геохимии.

  • Русское почвоведение стало известно во всём мире. Почвенные образцы, труды Докучаева и его учеников экспортировались на всемирной выставке в Париже в 1889 году и 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго.

  • Докучаеву присуждается орден за заслуги по земледелию. Он создал школу своих учеников, которые смогли после смерти продолжить его дело.

  • Имя Докучаева звучит сегодня на уроке не только потому, что он был первым и великим почвоведом, но и потому, что всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы мы имели кусок хлеба на столе.

  • Он знал, что талант человеку даётся для служения другим людям.



УЭ – 3 Цель: Схема почвенно-климатической зональности России по Докучаеву.

Работа с текстом учебника стр. 179 – 180 , рис. 109.

Делаем анализ прочитанному материалу и заполним таблицу.

Практическая работа на формирование учебных действий.

Цель: Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования

Природная зона

Тип почвы

Растительный мир

Тундра



Хвойные леса



Широколиственные леса



Разнотрано-типчаково-ковыльные степь



Типчаково-полынная степь



Полупустыни





Природная зона

Тундра

Хвойные леса

Широколи-ственные леса

Разнотравно-типчаково-ковыльные степи

Типчаково-полынная степь

Пустыни и полупусты-ни

Почва

Тундрово-глеевая. Почва проморо-жена, деструкту-рирована

Подзоли-стые и дерново-

Подзол-стые

Серая лесная

Чернозём

Каштано-вая

Серая и бурая,

солонцы

С/х культуры

-

Рожь, лён

Ячмень, овёс, рожь

Озимая пшеница, кукуруза, бахчевые


Хлопчат-ник, сорго,

просо



УЭ – 4 Цель: Анализ таблицы.

Таблица заполнена. Сделайте вывод, от каких факторов зависит плодородие почвы?

Об этом Докучаев сказал: «На примере почвенно-климатической зональности мы видим теснейшее взаимодействие мира органического и неорганического».

  • Есть ещё один фактор, который влияет на плодородие почв. Это деятельность человека.

А ведь такое преступное отношение к земле было не всегда. Жизнь человека полностью зависела от собранного урожая, поэтому земля являлась для крестьянина матерью, кормилицей. Человек всячески пытался задобрить землю, поэтому некоторые народные традиции и обряды сохранились до сих пор.

Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит, её можно убить.

Он уже более ста лет назад увидел негативное влияние человека на почвы и выявил причины деградации земли:

  1. Истощение земли возделыванием одних и тех же культур.

  2. Снижение плодородия почвы из-за сева сельскохозяйственных культур без учёта свойств почвы.

  3. Нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием.

  4. Сведением лесов.

  5. Распашка берегов рек.

  6. Нерациональное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве приводит к загрязнению почвы, воды, пищевых продуктов.

  • По поводу тяжёлых последствий злоупотребления ядохимикатами образно писал Ж. Дорст: «Никому в голов не придёт принять дозу лекарств, в десять или сотни раз большую, чем та, что указана в рецепте, в расчёте на то, что лекарство подействует быстрее. Однако именно так поступают люди с ядохимикатами; они забыли, что природа – это своеобразный живой, подверженный частым заболеваниям и чрезвычайно хрупкий организм, воздействие на равновесие которого можно сравнить лишь с осторожностью врача-терапевта».

УЭ – 5 Цель: Методы защиты почвы по Докучаеву.

  1. Насаждение лесополос в степи

  2. Укрепление оврагов, посадка лесов

  3. Регулирование стока воды

  4. Снегозадержание

  5. Расчистка ключей и колодцев

УЭ – 6 Цель: Закрепление.

  1. Каково значение работ В.В. Докучаева?

  2. В чём суть теории почвенно-климатической зональности по Докучаеву?

  3. В чём значение чернозёма?

  4. Назовите причины деградации почв по Докучаеву.

  5. Какие факторы влияют на деградацию почв спустя 100 лет?

  6. Подумайте, какие необходимы методы для защиты почв в наше время.

  • Домашнее задание:

  • Учить § 29, подготовиться к уроку отработки и контролю знаний. Повторить § 28; отвечать на вопросы стр. 183 (устно)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!