Тема 7. Почвы России
Домашнее задание:
Цель
Выявление основных закономерностей размещения почв по территории России.
Задачи урока
Создать педагогические условия для обучающихся. При которых они смогут:
Давать определнения понятиям по тематике урока;
Объяснять вклад В.В.Докучаева;
Называть зональные типы почв;
Выявлять и определять районы распространения разных типов почв;
Определять особенности почвенных ресурсов;
Характеризовать мероприятия по восстановлению почв.
Выявить основные типы почв России
Определять зависимость плодородия почвы от её типа.
Познакомить с основными мероприятиями по улучшению почвенного плодородия.
Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока.
Оборудование: Почвенная карта России, атлас, учебник, компьютер, презентация
Тип урока: комбинированный
Методы урока: географический диктант, беседа, практическая работа на формирование учебных действий.
УЭ – 1 Цель: Проверка знаний.
Терминологический диктант: Дайте определение понятиям.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Земельные ресурсы | 1. Почва |
2. Состав почвы (компоненты) | 2.Строение почвы. |
3. Механический состав почвы | 3. Структура почвы |
4. Почвенный горизонт | 4. Плодородие |
5.Перегной (гумус) – это… | 5.Сельскохозяйственные ресурсы – это… |
6. Факторы почвообразования. Самый главный. | 6. Почему почва – биокосное образование |
Время – 12 минут.
УЭ – 2 Цель: Роль Докучаева в науке.
Сообщения учащихся о значении работ В.В. Докучаева.
Делаем вывод:
Он писал: «Богатство чернозёма гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота русский чернозём. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России».
Вот что пишет В.В. Докучаев о серых и бурых почвах: «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают и ломанного гроша, как только удаётся её оросить, стоит баснословные деньги. Она даёт прекрасные урожаи хлопчатника, сорго и проса».
Какой же напрашивается вывод?
До Докучаева была известна теория растительно-климатической зональности А.Гумбольта. Там были выделены природные зоны.
Докучаев доказал, что почвы располагаются также не хаотично, а связаны с органическим миром и климатом.
В.В. Докучаев выделяет основные типы почв, даёт им русские названия.
Всего за 30 лет научной деятельности этот гениальный человек сумел создать новую науку почвоведение, которая дала развитие целому ряду наук: экологии, биогеоценологии, геохимии.
Русское почвоведение стало известно во всём мире. Почвенные образцы, труды Докучаева и его учеников экспортировались на всемирной выставке в Париже в 1889 году и 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго.
Докучаеву присуждается орден за заслуги по земледелию. Он создал школу своих учеников, которые смогли после смерти продолжить его дело.
Имя Докучаева звучит сегодня на уроке не только потому, что он был первым и великим почвоведом, но и потому, что всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы мы имели кусок хлеба на столе.
Он знал, что талант человеку даётся для служения другим людям.
УЭ – 3 Цель: Схема почвенно-климатической зональности России по Докучаеву.
Работа с текстом учебника стр. 179 – 180 , рис. 109. Делаем анализ прочитанному материалу и заполним таблицу. |
Практическая работа на формирование учебных действий.
Цель: Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования
Природная зона | Тип почвы | Растительный мир |
Тундра | | |
Хвойные леса | | |
Широколиственные леса | | |
Разнотрано-типчаково-ковыльные степь | | |
Типчаково-полынная степь | | |
Полупустыни | | |
Природная зона | Тундра | Хвойные леса | Широколи-ственные леса | Разнотравно-типчаково-ковыльные степи | Типчаково-полынная степь | Пустыни и полупусты-ни |
Почва | Тундрово-глеевая. Почва проморо-жена, деструкту-рирована | Подзоли-стые и дерново- Подзол-стые | Серая лесная | Чернозём | Каштано-вая | Серая и бурая, солонцы |
С/х культуры | - | Рожь, лён | Ячмень, овёс, рожь | Озимая пшеница, кукуруза, бахчевые | | Хлопчат-ник, сорго, просо |
УЭ – 4 Цель: Анализ таблицы.
Таблица заполнена. Сделайте вывод, от каких факторов зависит плодородие почвы?
Об этом Докучаев сказал: «На примере почвенно-климатической зональности мы видим теснейшее взаимодействие мира органического и неорганического».
Есть ещё один фактор, который влияет на плодородие почв. Это деятельность человека.
А ведь такое преступное отношение к земле было не всегда. Жизнь человека полностью зависела от собранного урожая, поэтому земля являлась для крестьянина матерью, кормилицей. Человек всячески пытался задобрить землю, поэтому некоторые народные традиции и обряды сохранились до сих пор.
Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит, её можно убить.
Он уже более ста лет назад увидел негативное влияние человека на почвы и выявил причины деградации земли:
Истощение земли возделыванием одних и тех же культур.
Снижение плодородия почвы из-за сева сельскохозяйственных культур без учёта свойств почвы.
Нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием.
Сведением лесов.
Распашка берегов рек.
Нерациональное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве приводит к загрязнению почвы, воды, пищевых продуктов.
По поводу тяжёлых последствий злоупотребления ядохимикатами образно писал Ж. Дорст: «Никому в голов не придёт принять дозу лекарств, в десять или сотни раз большую, чем та, что указана в рецепте, в расчёте на то, что лекарство подействует быстрее. Однако именно так поступают люди с ядохимикатами; они забыли, что природа – это своеобразный живой, подверженный частым заболеваниям и чрезвычайно хрупкий организм, воздействие на равновесие которого можно сравнить лишь с осторожностью врача-терапевта».
УЭ – 5 Цель: Методы защиты почвы по Докучаеву.
Насаждение лесополос в степи
Укрепление оврагов, посадка лесов
Регулирование стока воды
Снегозадержание
Расчистка ключей и колодцев
УЭ – 6 Цель: Закрепление.
Каково значение работ В.В. Докучаева?
В чём суть теории почвенно-климатической зональности по Докучаеву?
В чём значение чернозёма?
Назовите причины деградации почв по Докучаеву.
Какие факторы влияют на деградацию почв спустя 100 лет?
Подумайте, какие необходимы методы для защиты почв в наше время.
Учить § 29, подготовиться к уроку отработки и контролю знаний. Повторить § 28; отвечать на вопросы стр. 183 (устно)