СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зона лесов России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме"Природные зоны России. Зона Лесов"

Просмотр содержимого документа
«Зона лесов России»

Урок географии по теме "Природа лесных зон". 8-й класс

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и первичного закрепления способов деятельности на основе технологии уровневой дифференциации с элементами проблемного обучения в форме групповой работы с ориентацией на формирование предметных (закономерности смены лесных зон России), информационных и коммуникативных компетентностей.

Место урока в изучении темы: 4 урок в теме “Природные районы и природные хозяйственные зоны”

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления способов деятельности.

Цели урока по содержанию

Образовательные:

– базовый уровень: особенности Г.П. климата почв, растительности, животного мира, лесной зоны России. Своеобразие природы.

– повышенный уровень: указать на взаимосвязи компонентов внутри лесной зоны.

– углубленный уровень: объяснить причину изменения компонентов природы внутри лесной зоны.

Развивающие:

– базовый уровень: установить влияние Г.П. на компоненты природы, на основе анализа карт атласа, текста учебника, дополнительной литературы.

– повышенный уровень: основные причины формирования природных зон при движении с севера на юг и подзон при движении с запада на восток.

– углубленный уровень: оценить взаимосвязь компонентов природы и хозяйственной деятельности человека, а также изменение природно-хозяйственной зоны лесов под влиянием антропогенных факторов.

Воспитательные:

Способствовать формированию географической культуры личности. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников через формирование информационно-коммуникативной компетентности. Развитие экологической культуры учащихся.

Технология: уровневая дифференциация с элементами проблемного обучения.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная с элементами групповой работы, фронтальная работа.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.

Методы познания: картографический, проблемный, анализ, сравнение, синтез, прогноз.

Оборудование: учебник “Россия: природа, население, хозяйство – 8 класс” В.П.Дронов, Л.Е.Савельева стр. 112-115. Тетрадь-тренажер “Россия: природа, население, хозяйство” – 8 класс Е.Ю.Мишняева, Н.В.Тарасова, С.В.Банников стр.80-91. Атлас “Россия: природа, население, хозяйство” – 8-9 классы стр.14-20. Настенная карта “Природные зоны и биологические ресурсы России”, компьютерная презентация, иллюстрация природной зоны для доски.

Основное содержание урока: Размеры, положение, природной зоны. Влияние климата на изменение компонентов природного комплекса. Природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов. Особенности компонентов и их взаимосвязи. Причины выделения подзон при движении с запада на восток. Приспособления растений и животных к среде обитания. Возможности хозяйственного освоения и преобразование природной зоны в природно-хозяйственную зону в результате антропогенной нагрузки.

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Реализация целей урока: формирование образа лесной природно-хозяйственной зоны России на основе комплексной характеристики, работы с разными источниками информации с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсное обеспечение

1. Орг.момент

Проверяет готовность класса к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочие места для урока, настраивается на урок.

Компьютер, настенная карта, иллюстрации на доску, учебники, рабочие тетради

2. Актуализация

Зачитывает загадку о лесе (см. приложение):

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Предлагает ответить на вопросы рубрики “Вспомните” стр.112.

Отвечают на вопрос учителя

Учебник рубрика “Вспомните”

3. Мотивация

Предлагает ответить на вопросы:

– Какие природные зональные комплексы можно встретить на территории Новосибирской области?

– Почему они сформировались?

– Какую роль играет лес в природе и жизни человека? (таблица в приложении 1)

Отвечают на вопрос учителя, называют ПТК области, показывают как из-за разного сочетания тепла и влаги меняются леса.

Просмотр и анализ слайдов презентации.

4. Целеполагание

Учитель обращает внимание на рубрику учебника “Вы узнаете” стр.112. Предлагает прочитать пункт рубрики.

Определяют цели урока, способы деятельности, уровни выполнения заданий.

Учебник рубрика “Вы узнаете”

5. Изучение нового материала

1. Учитель предлагает дать характеристику географического положения лесных зон.

2. Характеристика компонентов лесных зон. Заполняется в таблице тетради-тренажера стр. 83 рубрика “Работаем с текстом”.

3. Работа с заполненной таблицей.

– Почему происходит смена природных зон с севера на юг?

– Почему в тайге происходит смена растительности при движении с запада на восток.

Учащиеся используют текст учебника стр.112 и вопросы рубрики “Определите”, карты атласа стр. 20.

Учащиеся по группам заполняют таблицу.

1 группа – темнохвойная тайга.

2 группа – светлохвойная тайга.

3 группа – смешанные и широколиственные леса.

Затем обмениваются информацией.

Учащиеся отвечают, используя материал таблицы об изменении температуры и увлажнения с севера на юг, делают выводы.

Учащиеся работают с учебником стр.112 рис. 2.6.12. Проанализировав климатограммы делают выводы об изменении температуры и осадков при движении с запада на восток.

Учебник, рубрика “Определите”, атлас 8-9 класс.

Учебник стр.112-115, тетрадь-тренажер стр.83.

Компьютерная презентация, учебник стр.113 рис. 2.6.13.

Учебник стр.112, компьютерная презентация.

7. Познавательная рефлексия

Предлагает заполнить схему “Приспособления растений и животных к условиям обитания”.

Самостоятельно составляют схему, используя текст учебника параграф 40.

Учебник стр.112-115.

8. Изучение нового материала (блок 2)

1. Все компоненты в пределах природных зон взаимосвязаны. Изменение одного компонента приведет к изменению всего природного комплекса. Необходимо привести примеры, как это выражено в лесных зонах.

2. Изменить компоненты можно в результате хозяйственной деятельности. Учитель зачитывает притчу (см. приложение 1) о лесе и просит проанализировать ее.

3. Учитель организует фронтальную беседу о видах хозяйственной деятельности в лесу и о их влиянии на природу.

Учащиеся приводят примеры изменения компонентов природы.

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы.

Учащиеся участвуют в дискуссии и отвечают на вопросы. Доказывают, что лесная зона – это природно-хозяйственная зона.

Учебник, компьютерная презентация.

Учебник, компьютерная презентация.

9. Первичное закрепление знаний по теме

Предлагает провести мини-исследование на тему “Уничтожение лесов – уничтожение человечества”.

Анализируют, к чему может привести уничтожение лесов. Работают с ресурсами учебника и раздаточными материалами.

Учебник, раздаточный материал.

10. Познавательная рефлексия

Предлагает дискуссию по теме мини-исследования, корректирует ответы.

Участвуют в обсуждении, делают выводы о влиянии хозяйственной деятельности на лесную зону.

Компьютерная презентация.

11. Закрепление

Предлагает на контурной карте с помощью условных знаков изобразить природные зоны лесов.

Отвечают на вопросы тетради-тренажера стр. 80-81 рубрика “Решаем тесты” №4, 7, 10, 11, 12, 13. Проверяют ответы сразу на уроке.

Тетрадь-тренажер стр. 80-81

12. Рефлексия

Познавательная:

Предлагает определить уровень достижения целей урока.

Социальная:

– Какие этапы урок вызвали затруднение?

– Какие вопросы оказались самыми сложными?

– Какие вопросы заинтересовали?

– Какие темы учащийся хочет изучить дополнительно, используя дополнительную литературу?

– Выполнены ли цели и задачи урока?

Самоанализ выполненных способов деятельности, самопроверка.

Анкетирование.

Анкета

13. Домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

– Ответить на вопросы на стр.115 учебника

– Составить кроссворд “Растения и животные лесов России”

– Сделать компьютерную презентацию на тему “Леса России”

Выбирают домашнее задание разного уровня и записывают в дневники.

Дневник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!