ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
«Золотые травы хохломы»,
элементы хохломской росписи.
Составила: Куватова З.Д.,
педагог дополнительного
образования, руководитель
объединения «Акварелька»
Новый Уренгой 2019
План – конспект
Тема: «Золотые травы хохломы», элементы хохломской росписи.
Форма: занятие - практикум
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Цель занятия: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись.
Задачи:
- выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, овладеть приемами и способами хохломской росписи;
- формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу;
-развитие у учащихся образовательного представления, творческого мышления, фантазии.
Методы и приемы:
словесный (беседа, рассказ, ответы обучающихся);
наглядный (наглядный материал);
практический (зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом);
исследовательский (умение самостоятельно распределять выбор действия, его способа, свобода творчества);
игровой
Дидактическое обеспечение: рисунки, карандаши, краски.
Методическое оснащение занятия: образцы работ; выставка иллюстраций, образцы орнамента на посуде, иллюстрации посуды, музыкальный ряд: русская народная музыка
Инструменты и материалы: шаблоны посуды, карандаш ТМ, ластик, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой.
Возраст участников 7-9 лет, группа 1б, 1 года обучения.
Время занятия – 60 мин
Задание: Используя элементы хохломской росписи, расписать свои шаблоны.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Порядок на столе.
Порядок в голове.
К уроку все готовы. Все!!!
2. Формирование новых знаний.
Педагог: Ребята, мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье.
Тема нашего занятия звучит так: "Золотые травы хохломы", на котором мы познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи. А для этого мы побываем в гостях у хозяйки Хохломы.
3. Изучение нового материала.
Педагог: Я, хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи - перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров.
Яхонты горят
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд:..
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Педагог: Я, хозяйка Хохломы приглашаю в гости Вас. Наше село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области. Ныне существует фабрика "хохломской художник" в селе Семино.
Педагог: Ребята, а как же рождается красочная хохломская посуда?
Обучающиеся:
Педагог: Сейчас мы узнаем. А начнем мы свой рассказ с одной интересной легенды. Давным-давно от царской немилости сбежал в Нижегородскую область за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла, надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, и стала та золотой. Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по- своему. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
Педагог: Посмотрите внимательно и скажите, какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях?
Обучающиеся: (Золотым, желтым, красным, черным и зелёным)
Педагог: Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, но и красивыми. Любой природный материал – глина, дерево – по- своему красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей нашей стране живут художники-умельцы. Места, где живут и работают художники, называются центрами народных промыслов.
Педагог: Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись?
Обучающиеся: (Хохломская роспись)
Педагог: Давайте вспомним, какие растительные элементы мы учились писать на прошлом уроке?
Обучающиеся: (усики, осочка, травинка, капелька, кустики) – прописываем элементы в воздухе.
Педагог: Какой кисточкой необходимо выполнять роспись?
Обучающиеся: (тонкой, беличьей)
Педагог: Покажите, как надо держать кисточку?
Обучающиеся: показывают
4. Физминутка
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
(плавное раскрывание пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают.
(помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол)
5. Самостоятельная творческая, практическая работа.
Педагог: Сейчас вам предстоит очень важная работа. У вас есть шаблоны посуды. Используя элементы хохломской росписи, распишите свои шаблоны. В старые времена, когда мастера народного промысла творили, они пели песни. Мы петь не будем, мы будем слушать музыку.
6. Выставка работ.
Педагог: Ребята, я приглашаю вас в свой дом! Но у меня совсем нет посуды! Украсьте, пожалуйста, мою кухню своими работами.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама Золотая Хохлома!
Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
И в беде, и в ненастье красотою полна,
Добрым людям на счастье создается она.
Вместе с этой посудой входит радость в дома.
Рукотворное чудо - золотая хохлома!
7.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Скажите какая тема нашего занятия?
А цель нашего занятия?
Достигли или нет?
Что вы нового узнали?
Что создали своими руками?
Молодцы у нас все получилось