Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 28
Р Составитель: Н.В. Вершкова – учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МАОУ СОШ №28 ассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла МАОУ СОШ № 28 Протокол №__от __.08.2014г. | Утверждена на заседании МС МАОУ СОШ № 28 Протокол №___от __.08.2014г. | Разрешена к применению приказом директора МАОУ СОШ № 28 Приказ № _____ от ___.08.2014г. |
| Директор МАОУ СОШ №28 А.В.Ерохин Подпись | |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«“Золотой век” русской литературы»,
10 класс
Калининград 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.
Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах «золотого века», но и сформировать у старшеклассников целостное историко-литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы и движением российской империи. В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.
Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего – европейской.
Цели:
-научить школьников самостоятельно добывать знания;
-совершенствовать навыки работы с текстом, библиографией, справочным материалом.
Задачи:
-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование литературной и культуроведческой компетенции;
- развитие самостоятельного творческого мышления.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями, ауди- и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Данный элективный курс может быть организован параллельно с изучением литературы 19 века на уроке или может проводиться по 1 часу в неделю в течение учебного года. Курс желательно вести в соответствии с материалом, изучаемом на уроке, т.к. часть занятий предполагается поводить с опорой на имеющиеся знания.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- проблемное изложение,
- частично поисковый,
- исследовательский.
Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий: практическое занятие, семинар, экскурсия.
Содержание обучения
1. Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века. Представление о романтизме, сентиментализме, реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития. Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.
2. А.С.Пушкин. Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы. А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине. Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа с текстом «История Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении. Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.
3. Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе. Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира.
4. М.Ю.Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва», «Сон». Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века. («Герой нашего времени», лирика). Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.
5. Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа. Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм, модернизм, «эстетическая», « органическая» и «реальная» критика.
6. А.Н.Островский. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов-самодуров в пьесе. Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского (на примере сказки «Снегурочка»). Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова. Сопоставление с фрагментами пьесы. Музыка П.А. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.
7. И.А. Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине». Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.
8. И.С. Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (1859 г.). Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»). Тургенев и европейская литература. Г.Флобер. Теория литературы: психологизм.
9. Ф.И. Тютчев. Философия природы и человека в творчестве Тютчева. Теория литературы: поэтический цикл
10. А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.
11. Н.А. Некрасов. Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви. (Сопоставление произведений музыки и литературы). Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина (сопоставление произведений живописи и литературы). Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.
12. М.Е. Салтыков- Щедрин. М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции. «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика. «Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»). Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.
13. Ф.М. Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности. Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия. Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.
14. Л.Н. Толстой. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни. Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой. Теория литературы: мировая литература, литературный образ.
15. А.П. Чехов. Особенности художественного мироощущения Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества. Литература и живопись. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова. А.П.Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики. «Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность». Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.
16. Защита творческих проектов.
Темы творческих проектов.
1. «Любовь – претрудная школа жизни» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
2. Роль бытовой детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3. У. Шекспир и А.Н. Островский – великие драматурги европейского театра.
4. Способна ли сатира улучшить мир? ( На материале сатирического творчества Салтыкова-Щедрина)
5. Написание сатирической сказки на современную тему в традиции С.-Щедрина.
6. История одного романса (по творческому наследию Ф.И. Тютчева)
7. А.А.Фет в музыке.
8. «Усилить бой бестрепетных сердец…» (сопоставительный анализ творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).
9. «Нищета-порок-с…» (по одному из романов Ф.Достоевского)
10. Образы Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова (по роману «Преступление и наказание»)
11. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы 19 века.
12. Чехов и Левитан.
13. Своеобразие прозы А.П. Чехова. (На примере двух-трёх рассказов Чехова)
14. Особенности чеховского диалога. (На примере одной-двух пьес А.П.Чехова)
15. Речь Катерины как средство её характеристики. (По пьесе Островского «Гроза»)
16. Роль второстепенных персонажей в раскрытии основного конфликта драмы А.Н. Островского «Гроза»
17. Соотношение реального идеального в душе Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
18. Лермонтов о Лермонтове. (Обзор творчества М.Ю. Лермонтова)
19. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - гениальная сатира на крепостническую Русь.
20. Особенность языка лирических произведений А.С. Пушкина.
21. Описание музыки в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
22. Испытание любовью героев И.Тургенева. (По одному-двум произведениям)
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения элективного курса обучающийся должен:
Знать/ понимать
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIХ – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Оценка знаний, умений, навыков
В ходе обучения осуществляется система проверки, которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.
Промежуточный контроль:
-оценка устных высказываний;
-анализ таблиц, опорных схем, цитатных планов;
- редактирование письменных работ;
Итоговый контроль:
-тематическое тестирование;
-проверка рефератов и исследовательских работ;
-оценка докладов, сообщений, рефератов на итоговом сообщении.
Список литературы.
Большая электронная библиотека http://www.big-library.info/ (дата обращения 10.09.2014)
Горшков, А.И. Русская словесность 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М., Дрофа, 2003 г.
Иоффе Г.А. Русская литература второй половины 19 века. - СПб, 2003 г.
История русской литературы 19 века. Вторая половина/ под ред. Н.Н. Скатова М., 1987.
Каганова С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006 г.
Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978 г.
Литературно-критические статьи В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, И.А. Гончарова, Ю.М. Лотмана и др.
Манн Ю.В. Автор и повествование: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994 г.
Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. – М.: Дрофа, 2005 г.
Портал подготовки к ЕГЭ по литературе http://5litra.ru/ (дата обращения 10.09.2014)
Успенский Б.А. Поэтика и композиции. – СПб., 2000 г.
Федотов О.И. Основы русского стихосложения: метрика и ритмика. – М., 1997 г.
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов - 34.
Количество часов в неделю – 1.
№ | Тема и содержание занятия | Форма занятий | Виды деятельности | Планируемые результаты | Дата проведения |
1. | Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. | Лекция | Обзорная лекция | Учащиеся научаться соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | 01.09 |
2-3 | А.С. Пушкин. Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы. Русская история в прозе. А.С.Пушкина. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом «История Пугачевского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их отражения в художественном произведении | Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь) | 08.09 15.09 |
4-5 | Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе. | Мини-лекция, практикум | Анализ лирических отступлений в романе «Мертвые души». | Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь) | 22.09 29.09 |
6-7 | М.Ю. Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю. Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века. («Герой нашего времени», лирика) | Мини-лекция, практикум | Анализ текста. «Молитва», «Сон». | Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | 06.10 13.10 |
8 | Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа | Мини-лекция, практикум | Обзорная лекция | Учащиеся научаться соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | 20.10 |
9-10 | А.Н.Островский. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов-самодуров в пьесе. Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. (На примере сказки «Снегурочка») | Мини-лекция, практикум | Работа с иллюстрациями М.А. Врубеля и В.М. Васнецова. Сопоставление с фрагментами пьесы. Музыка П.А. Чайковского и Н.А. Римского- Корсакова | Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению | 27.10 |
11-12 | И.А. Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине». Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром. | Мини-лекция, практикум | Чтение и анализ эпизодов романа «Обыкновенная история» | Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | |
13-14 | И.С. Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (1859 г.) Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»). Тургенев и европейская литература. Г.Флобер. | Мини-лекция, практикум | Чтение и анализ статьи «Гамлет и Дон Кихот» | Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | |
15 | Ф.И. Тютчев. Философия природы и человека в творчестве поэта. | Мини-лекция, практикум | Чтение и анализ стихотворений Ф.И. Тютчева | Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь) | |
16 | А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика | Практикум | Чтение и анализ стихотворений А.А. Фета | |
17-19 | Н.А. Некрасов. Романсы и песни на стихи Н.А. Некрасова о любви. Бурлаки в изображении Н.А. Некрасова и И.Е. Репина. Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова. | Практикум | Сопоставление произведений музыки и литературы. Сопоставление произведений живописи и литературы. | Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | |
20-22 | М.Е. Салтыков- Щедрин. Личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции. «Сказки». Эзопов язык произведений. Библейские мотивы в поэтике романа «Господа Головлевы» | Практикум | Сопоставительный анализ сатирических произведений, беседа, | Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | |
23-25 | Ф.М. Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия. «Идиот». Образ князя Мышкина в свете идей Достоевского об идеале «положительно прекрасного человека» | Практикум | Сопоставительный анализ, семинар с элементами диспута, мини-лекция | Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | |
26-29 | Л.Н. Толстой. Человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни. Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В. Верещагина и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Л.Н. Толстой: нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой. | Практикум | Сопоставление произведений живописи и литературы, семинар с элементами диспута, мини-лекция. | Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | |
30-33 | А.П. Чехов - драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики. «Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность» | Практикум | Сопоставление критических отзывов на пьесы Чехова, семинар с элементами диспута, мини-лекция. | Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | |
34-35 | Защита проектов | Презентация | Презентация творческого проекта | | |
11