СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Золотой век" русской литературы. Рабочая программа элективного курса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«"Золотой век" русской литературы. Рабочая программа элективного курса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 28



Р

Составитель:

Н.В. Вершкова – учитель русского языка и литературы первой квалификационной

категории МАОУ СОШ №28

ассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла МАОУ СОШ № 28

Протокол №__от __.08.2014г.


Утверждена на заседании МС МАОУ СОШ № 28

Протокол №___от __.08.2014г.

Разрешена к применению

приказом директора МАОУ

СОШ № 28

Приказ № _____ от ___.08.2014г.


Директор МАОУ СОШ №28

А.В.Ерохин

Подпись







Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Золотой век русской литературы»,

10 класс


















Калининград 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах «золотого века», но и сформировать у старшеклассников целостное историко-литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы и движением российской империи. В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.

Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего – европейской.

Цели:

-научить школьников самостоятельно добывать знания;

-совершенствовать навыки работы с текстом, библиографией, справочным материалом.

Задачи:

-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;

-развитие коммуникативных навыков;

-формирование литературной и культуроведческой компетенции;

- развитие самостоятельного творческого мышления.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями, ауди- и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Данный элективный курс может быть организован параллельно с изучением литературы 19 века на уроке или может проводиться по 1 часу в неделю в течение учебного года. Курс желательно вести в соответствии с материалом, изучаемом на уроке, т.к. часть занятий предполагается поводить с опорой на имеющиеся знания.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный,

- проблемное изложение,

- частично поисковый,

- исследовательский.

Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий: практическое занятие, семинар, экскурсия.

Содержание обучения

1. Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века. Представление о романтизме, сентиментализме, реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития. Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.

2. А.С.Пушкин. Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы. А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине. Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа с текстом «История Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении. Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.

3. Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе. Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира.

4. М.Ю.Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва», «Сон». Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века. («Герой нашего времени», лирика). Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.

5. Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа. Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм, модернизм, «эстетическая», « органическая» и «реальная» критика.

6. А.Н.Островский. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов-самодуров в пьесе. Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского (на примере сказки «Снегурочка»). Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова. Сопоставление с фрагментами пьесы. Музыка П.А. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.

7. И.А. Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине». Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.

8. И.С. Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (1859 г.). Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»). Тургенев и европейская литература. Г.Флобер. Теория литературы: психологизм.

9. Ф.И. Тютчев. Философия природы и человека в творчестве Тютчева. Теория литературы: поэтический цикл

10. А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.

11. Н.А. Некрасов. Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви. (Сопоставление произведений музыки и литературы). Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина (сопоставление произведений живописи и литературы). Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.

12. М.Е. Салтыков- Щедрин. М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции. «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика. «Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»). Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.

13. Ф.М. Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности. Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия. Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.

14. Л.Н. Толстой. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни. Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой. Теория литературы: мировая литература, литературный образ.

15. А.П. Чехов. Особенности художественного мироощущения Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества. Литература и живопись. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова. А.П.Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики. «Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность». Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.

16. Защита творческих проектов.

Темы творческих проектов.

1. «Любовь – претрудная школа жизни» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).

2. Роль бытовой детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

3. У. Шекспир и А.Н. Островский – великие драматурги европейского театра.

4. Способна ли сатира улучшить мир? ( На материале сатирического творчества Салтыкова-Щедрина)

5. Написание сатирической сказки на современную тему в традиции С.-Щедрина.

6. История одного романса (по творческому наследию Ф.И. Тютчева)

7. А.А.Фет в музыке.

8. «Усилить бой бестрепетных сердец…» (сопоставительный анализ творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).

9. «Нищета-порок-с…» (по одному из романов Ф.Достоевского)

10. Образы Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова (по роману «Преступление и наказание»)

11. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы 19 века.

12. Чехов и Левитан.

13. Своеобразие прозы А.П. Чехова. (На примере двух-трёх рассказов Чехова)

14. Особенности чеховского диалога. (На примере одной-двух пьес А.П.Чехова)

15. Речь Катерины как средство её характеристики. (По пьесе Островского «Гроза»)

16. Роль второстепенных персонажей в раскрытии основного конфликта драмы А.Н. Островского «Гроза»

17. Соотношение реального идеального в душе Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

18. Лермонтов о Лермонтове. (Обзор творчества М.Ю. Лермонтова)

19. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - гениальная сатира на крепостническую Русь.

20. Особенность языка лирических произведений А.С. Пушкина.

21. Описание музыки в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

22. Испытание любовью героев И.Тургенева. (По одному-двум произведениям)



Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения элективного курса обучающийся должен:

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIХ – ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Оценка знаний, умений, навыков

В ходе обучения осуществляется система проверки, которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.

Промежуточный контроль:

-оценка устных высказываний;

-анализ таблиц, опорных схем, цитатных планов;

- редактирование письменных работ;

Итоговый контроль:

-тематическое тестирование;

-проверка рефератов и исследовательских работ;

-оценка докладов, сообщений, рефератов на итоговом сообщении.



Список литературы.

  1. Большая электронная библиотека http://www.big-library.info/ (дата обращения 10.09.2014)

  2. Горшков, А.И. Русская словесность 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М., Дрофа, 2003 г.

  3. Иоффе Г.А. Русская литература второй половины 19 века. - СПб, 2003 г.

  4. История русской литературы 19 века. Вторая половина/ под ред. Н.Н. Скатова М., 1987.

  5. Каганова С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006 г.

  6. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978 г.

  7. Литературно-критические статьи В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, И.А. Гончарова, Ю.М. Лотмана и др.

  8. Манн Ю.В. Автор и повествование: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994 г.

  9. Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. – М.: Дрофа, 2005 г.

  10. Портал подготовки к ЕГЭ по литературе http://5litra.ru/ (дата обращения 10.09.2014)

  11. Успенский Б.А. Поэтика и композиции. – СПб., 2000 г.

  12. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: метрика и ритмика. – М., 1997 г.






Календарно-тематическое планирование


Общее количество часов - 34.

Количество часов в неделю – 1.


Тема и содержание занятия

Форма

занятий

Виды деятельности

Планируемые результаты

Дата

проведения

1.


Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории.

Лекция

Обзорная лекция

Учащиеся научаться соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

01.09

2-3

А.С. Пушкин. Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы.

Русская история в прозе. А.С.Пушкина.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом «История Пугачевского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их отражения в художественном произведении

Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)

08.09

15.09

4-5

Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.

Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.

Мини-лекция, практикум

Анализ лирических отступлений в романе «Мертвые души».

Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)

22.09

29.09

6-7

М.Ю. Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю. Лермонтова. Лермонтов и Гейне.

Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века. («Герой нашего времени», лирика)

Мини-лекция, практикум

Анализ текста. «Молитва», «Сон».

Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

06.10

13.10

8

Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа

Мини-лекция, практикум

Обзорная лекция

Учащиеся научаться соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

20.10

9-10

А.Н.Островский. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов-самодуров в пьесе.

Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. (На примере сказки «Снегурочка»)

Мини-лекция, практикум

Работа с иллюстрациями М.А. Врубеля и В.М. Васнецова. Сопоставление с фрагментами пьесы. Музыка П.А. Чайковского и Н.А. Римского- Корсакова

Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

27.10

11-12

И.А. Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине».

Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.

Мини-лекция, практикум

Чтение и анализ эпизодов романа «Обыкновенная история»

Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи


13-14

И.С. Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (1859 г.)

Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»). Тургенев и европейская литература. Г.Флобер.

Мини-лекция, практикум

Чтение и анализ статьи «Гамлет и Дон Кихот»

Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи


15

Ф.И. Тютчев. Философия природы и человека в творчестве поэта.

Мини-лекция, практикум

Чтение и анализ стихотворений Ф.И. Тютчева

Учащиеся научатся анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)


16

А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика

Практикум

Чтение и анализ стихотворений А.А. Фета


17-19

Н.А. Некрасов. Романсы и песни на стихи Н.А. Некрасова о любви.

Бурлаки в изображении Н.А. Некрасова и И.Е. Репина.

Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.

Практикум

Сопоставление произведений музыки и литературы. Сопоставление произведений живописи и литературы.

Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи


20-22

М.Е. Салтыков- Щедрин. Личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции.

«Сказки». Эзопов язык произведений.

Библейские мотивы в поэтике романа «Господа Головлевы»

Практикум

Сопоставительный анализ сатирических произведений, беседа,

Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи


23-25

Ф.М. Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности.

Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.

«Идиот». Образ князя Мышкина в свете идей Достоевского об идеале «положительно прекрасного человека»

Практикум

Сопоставительный анализ, семинар с элементами диспута, мини-лекция

Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи


26-29

Л.Н. Толстой. Человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни.

Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В. Верещагина и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Л.Н. Толстой: нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой.

Практикум

Сопоставление произведений живописи и литературы, семинар с элементами диспута, мини-лекция.

Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи


30-33

А.П. Чехов - драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики.

«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность»

Практикум

Сопоставление критических отзывов на пьесы Чехова, семинар с элементами диспута, мини-лекция.

Учащиеся научатся соотносить художественную литературу с другими видами искусства, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи


34-35

Защита проектов

Презентация

Презентация творческого проекта




11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!