СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Золотой век русской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Просмотр содержимого документа
«Золотой век русской литературы»











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

составила Бабянц Кристина Сергеевна

студентка 4 курса историко-филологического факультета группы ИФ4Р



Дата проведения урока: 27.09.2017

Класс: 11

УМК: Литература, Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Чалмаев В.А., Зинин С.А. 11-е изд. - 2012, - Ч.1 - 456с.; Ч.2 - 464с.

Тема: Литература 40-60 годов.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-лекция с элементами беседы

Цели урока:
Воспитывающие:

  • воспитывать осмысление русской литературы и её значения в мировой литературе;

  • способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры обучающихся;

  • на основе сопоставления взаимосвязи между автором и героем произведения подвести учащихся к пониманию необходимости вдумчивого чтения.

  • создавать условия для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства;

  • способствовать формированию художественного вкуса и чтению в целом;

  • формировать положительную мотивацию обучения;

  • способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании.

Обучающие:

  • выявить влияние истории на литературу;

  • способствовать развитию умения работать с текстом, умению анализировать, интерпретировать и выразительно читать произведение.

  • совершенствовать навыки системно-комплексного анализа произведения;



Развивающие:

  • развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

  • способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;

  • развивать видение межпредметной связи между историей и литературой;

  • развивать аналитические способности в плане сравнения литературных направлений;

  • расширять познавательную сферу учеников (определённая эпоха связана с историческими событиями, которые часто находят отражение в литературном творчестве);

  • способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

  • создавать условия для формирования коммуникативных качеств у обучающихся;

  • развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать читательское восприятие через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения.

  • развивать общекультурную эрудицию;

  • продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;



Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • обучающиеся обладают понятиями «репрессия», «сталинизм»;

  • обучающиеся имеют понятие о значении русской литературы в мировой литературе;



Метапредметные результаты:

  • определяют и формулируют цели урока;

  • умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • слушают и понимают речь одноклассников и учителя;

  • умеют взаимодействовать в общении друг с другом;

  • делают выводы и обобщения по теме урока







Личностные:

  • приобщение к высокому духовному миру литературы;

  • осознание нравственных проблем, поднимаемых в произведениях;

  • потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;

  • формирование читательской самостоятельности при работе с литературными произведениями, собственной позиции читателя.

Используемые методы: словесный, наглядный, литературная беседа, лекция учителя, сообщение ученика



Оборудование: презентационный материал, учебник.

План урока:

I. Организационный этап (1 мин.);

II. Проверка домашнего задания(2 мин.);

III. Аналитическая работа по содержанию текста (15 мин.);

IV. Лекция учителя (18мин.)

V. Этап обобщения и рефлексии (7 мин.);

VI. Задавание домашнего задания (2 мин.).













Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Формируемые УУД

I. Организационный этап


Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.




Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.


Регулятивные: самоконтроль;



Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II. Проверка домашнего задания


Цель этапа: проверить готовность к уроку и выполнение домашнего задания








На дом вам было задано написать сочинение-рассуждение на тему «Что есть красота?»- вечный вопрос и завещание

Н.А. Заболоцкого.

Сдают тетради с сочинением-рассуждением.






.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером.


Регулятивные: самоконтроль; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; соотносить цели и результаты своей деятельности.

III. Аналитическая работа по теме урока

Цель этапа:

создать условия для усвоения информации обучающимися, создав при этом проблемную ситуацию.

  1. Подготовка к восприятию новой темы







































IV. Лекция учителя








Слово учителя:

Мы с вами живем в 21 веке, а некоторые и родились в веке 20-м. Каким он был 20 век?

Если мы проведем опрос, то, наверное, однозначного ответа не получим. У каждого человека остались свои воспоминания. Поэт Владимир Соколов о 20 столетии сказал так: «Я устал от 20 века, от его окровавленных рек». Имел ли он право так говорить? Давайте обратимся к датам, записанным на доске: Cлайд1

1904-1905 гг – русско-японская война

1905-1907 гг – первая русская революция

1914-1918 гг – первая мировая война

1917 г (февраль) – Февральская буржуазная революция

1917 (октябрь) – Октябрьская революция

1918 – 1922 гг – гражданская война

1941-1945 гг – Великая Отечественная война

1979-1989 гг – Афганская война

1994 г – Чеченская война

Сколько кровавых событий, унесших миллионы человеческих жизней. Кровь лилась рекой. А были ли в истории нашей страны абсолютно мирные годы, но кровь лилась людская не менее, чем в самую страшную войну? Какие события я имею в виду?



Да, я имею в виду сталинские годы репрессий. И этого вытекает тема нашего урока: «Литература 40-60 годов». Слайд 2



Из этого вытекают цели нашего урока:

  • Узнать подробнее о «сталинскои режиме»;

  • Познакомиться с судьбой А.И. Солженицына;

  • Ответить на вопрос: что двигало А.И. Солженицыным, когда он писал об этих событиях?



Как вы понимаете это слово – репрессии? Что вам известно о сталинском режиме?

Слайд 3

Репрессии - карательная мера, наказание преступников, осуществляемые государством в соответствии с действующим законодательством.

Слайд 4

Сталинская диктатура представляла собой крайне централизованный режим, который опирался прежде всего на мощные партийно-государственные структуры и формирование прагматичных стратегий. главной целью была максимизация выпуска продукции и ее потребление, что требовало массового принуждения.

Вы знаете, что литература – это зеркальное отражение жизни.

Я постараюсь приоткрыть вам, возможно, неизвестные факты из истории нашей страны, из периода сталинского правления. Зачем нам это надо знать? Вспомните слова А.Н. Толстого «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое, нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи». Слайд 5

Наша задача – познакомиться с судьбой А.И. Солженицына, с судьбой человека, который не только сам прошел через все муки ада, но и нашел в себе мужество, силу духа одним из первых рассказать всему миру о политических заключенных.

Слово учителя:

Слайд 6

«Архипелаг ГУЛАГ» - не единственное произведение о жертвах сталинского террора. Вот перед вами далеко не полный список имен тех, кто прошел через лагеря и сумел рассказать обо всем людям: Слайд 7

В.Т.Шаламов «Колымские рассказы»

О. Волков «Погружение во тьму»

Е. Гинзбург «Крутой поворот»

Д. Витковский «Полжизни»

Нисколько не умаляя значения произведений Солженицына я все же хочу обратиться и к поэзии, потому что поэзия более эмоциональна, чем проза. На войне с собственным народом мы потеряли миллионы людей. Мы множество раз повторяли «Никто не забыт, ничто не забыто» и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы никогда не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков, Куропат. А ведь жертвы сталинского террора не имеют даже братских могил. Звучит «Реквием» А.Ахматовой (Вступление) Слайд 8




Слушают учителя.








































Примерные ответы обучающихся:

  • годы репрессий

  • сталинские годы

  • сталинизм

Записывают тему урока


















Репрессии - карательная мера, наказание преступников, осуществляемые государством в соответствии с действующим законодательством.



















Сообщение ученика о судьбе Солженицына и его творчестве.


Остальные ученики слушают и конспектируют по ходу сообщения.















Записывают названия произведений.

Регулятивные:

  • планируют (в

сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;

  • работают по плану

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Личностные: нравственно-этическая ориентация; понимание потребности в образовании и самообразование;

Регулятивные: контроль и самоконтроль.





Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

V. Этап рефлексии и обобщения


Цель этапа: подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений.



  1. Обобщающее слово учителя








  1. Рефлексивные обощающие выводы обучающихся по содержанию урока и усвоению нового материала









  1. Выставление оценок

50-80-е годы – многогранный и достаточно сложный период развития отечественной словесности, которую принято было называть советской литературой. Литература этих лет в большинстве своем была жестко унифицированной, подцензурной. Творчество художников слова направлялось по единому руслу – методу социалистического реализма и определялось решениями коммунистической партии и требованиями партийных документов.

Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Слайд 9

Сегодня на уроке

Узнали…

Познакомились…

Сделали вывод…



(Выставление оценок)























-Достигли.

(Обучающиеся анализируют, как усвоили материал, что получилось, и чего не получилось, почему. Формируют конечный результат своей работы на уроке).

Регулятивные: самоконтроль, самооценивание;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог.

VI. Задавание домашнего задания

Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.


Задание на дом: Слайд 10

Прочитать рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Задание на дополнительную оценку: выучить наизусть отрывок из стихотворенияА.Ахматовой «Реквием» ( не меньше 10 строк)



Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.





















Приложение

Сообщение ученика

Родился будущий писатель в 1918 году в г. Кисловодске. До Великой отечественной войны судьба была его ординарная, как у многих в то время. Закончил Ростовский университет физико-математический факультет, параллельно учился в МИФЛИ. С 1942 года прошел фронтовые дороги от Орла до Восточной Пруссии. И здесь в 1945 году капитана Солженицына арестовали, препроводили в Москву и осудили на 8 лет тюрьмы. Причиной для ареста послужило неосторожное высказывание о Сталине, обнаруженное цензурой в письмах к другу юности Виткевичу. Свой лагерный срок отбывал в Экибастузском особом лагере. Затем вечное поселение в ауле Кок- Терек Джамбульской области на юге Казахстана. Но в 1956 году ему было разрешено переехать в центральную часть России, где работал сельским учителем. И вот в 1962 году в журнале «Новый мир» был напечатан рассказ «Один день Ивана Денисовича», хотя А. Твардовский, главный редактор журнала, настоял, что это повесть.

Задуман он был автором в Особом лагере для политических заключенных. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в Великую Отечественную войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни с их подлинными биографиями.

После напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» к писателю хлынул поток писем от бывших политзаключенных. Со многими из них он встречался и беседовал лично. В результате этих встреч был задуман «Архипелаг ГУЛАГ». Об»Архипелаге» писатель сказал следующее: «эту книгу непосильно было бы создать одному человеку. Кроме всего, что я вынес с Архипелага – шкурой своей, памятью, ухом и глазом, материал для этой книги дали мне в рассказах, воспоминаниях, письмах 227 человек. Я не выражаю им здесь личной признательности, это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым »

Словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» вошло в определенную знаковую систему 20 века, став, наряду с Освенцимом, Бухенвальдом, Хиросимой, Чернобылем трагическим символом столетия. Погибшим и замученным на Архипелаге создает автор памятник в Слове. «Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался. В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имен, - а все было именно так». Послушайте о судьбе некоторых из них.

Именно «Архипелаг ГУЛАГ» писатель хотел увидеть в числе произведений, издаваемых на Родине, но впервые этот труд был издан в 1974 году за рубежом. Этот факт резко изменил судьбу писателя. Советское правительство обвинило его в измене Родине. Он был лишен советского гражданства, исключен из союза писателей и выслан за пределы страны. Долгое время А.И. Солженицын проживал с семьей в США штат Вермонт. В 1994 году возвратился в Россию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!