Сценарий
внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 8-х классов «Золотая цепь святости»
Цели:
План мероприятия:
1. Время Великого поста – время разговора о духовном.
2. История России – наша гордость и боль.
3. Трагические годы репрессий.
4. Царственные страстотерпцы.
5. Егорьевск в годину лихолетий:
А) история Святой Троицко-Мариинской обители;
Б) полигон в Бутове и Егорьевские новомученики;
Г)Святые Преподобномученицы Надежда и Антонина Егорьевские;
6. С чего начинается Родина?..
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята, коллеги и гости нашего мероприятия. Мы сегодня собрались с вами в первую неделю Великого поста. До сих пор не все понимают истинное его значение. Многим кажется, что пост существует лишь для того, чтобы ограничить разгулявшегося человека в пище и веселье. На самом деле данные семь недель (а это 49 дней – не много не мало) названы ВЕЛИКИМ постом в честь Господа Иисуса Христа, который, придя в мир для спасения гибнущих грешников и начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста, а потом понес смертные страдания за весь род человеческий, вымаливая у своего Отца прощение всем нам. Смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Православный человек в такое время должен поглубже заглянуть в себя, призвать свою совесть в свидетели и осудить все то нехорошее, порочное, грешное, что засело в его душе, искренне раскаяться в неблаговидных поступках и помыслах и с помощью воздержания и молитвы стараться исправиться. Время Великого поста, как никакое другое, подходит для духовной беседы с батюшкой, для разговора о чем-то серьезном, возвышенном, вечном…
Песня «С чего начинается Родина» со словами свящ. Артемия Владимирова звучит в исполнении Рыжковой Дианы и Агекян Анны.
С чего начинается Родина?
С церквушки под тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой,
А может, она начинается
С молитвы прабабки моей,
С нательного детского крестика,
С Причастья у Царских Дверей…
С чего начинается Родина?
С часовни у Красных Ворот,
С Заступницы Матушки Иверской,
К которой стремится народ.
С чего же она начинается?
С признания в детских грехах;
Отчизна моя отражается
В священника добрых глазах.
С чего начинается Родина?
С церквушки под тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А где же она завершается?
В бездонной небес синеве,
Где время и вечность сливаются
В молитве о Русской Земле.
Учитель: У каждого из нас Родина начинается с разного, но что бы это ни было, оно объединяет нас своей любовью, общими традициями, корнями. Наше мероприятие «Золотая цепь святости» посвящено новомученикам Российским. Разговор пойдет сегодня о сравнительно недавних страницах нашей истории – последнем столетии. «Зачем нужно ворошить прошлое?» - спросите вы. А я отвечу словами почившего уже Патриарха Алексия 2: «Сегодня у нашего народа почти не осталось духовных ценностей, которые объединяли бы его в единое целое. Мы связаны только языком и географическим пространством. (…) В наше время нравственного оскудения, духовной опустошенности, разрыва семейных и социальных связей, время служения идолам эгоизма, гордыни, комфорта и вседозволенности, особенно важно переосмысление трагической эпохи Руси, судьбы многострадального ее народа и отдельных лиц, жизнь свою положивших за веру православную». Но давайте обо всем по порядку.
Звучит стихотворение Н.Солодовникова «Глядя на детей»
Мальчик мой милый, в коротких штанишках!
Я ухожу, а ты – остаешься…
И будут твердить тебе устно и в книжках,
Что ты перестройки всемирной добьешься,
Что ты полетишь на другие планеты,
Поставишь на службу расщепленный атом,
У космоса новые вырвешь секреты
И сделаешь мир бесконечно богатым.
Что ты чудодейственной техникой брызнешь
На все, что подвержено смерти и горю,
И люди придут к ослепительной жизни
Не где-то, когда-то, но близко и вскоре.
Мой милый, мой бедный доверчивый мальчик!
Все это – игрушки игры «Обольщенье»:
Чем больше играешь, тем дальше и дальше
Отводится миг твоего просветленья.
Но смерть приведет этот час за собою…
Поймешь ты – да поздно: уж силы иссякли,
Что целую жизнь для себя ты построил
Удобное кресло к финалу спектакля,
Что путь твой был предков известной тропинкой,
Что двигался, дедов своих не догнав, ты,
Хотя они шли, в большинстве, по старинке,
А ты пролетал в корабле астронавта.
… И вот уже смерти всеобщие двери…
Войдешь в них и ты со всемирным теченьем…
И скажешь: «Зачем я, зачем я не верил,
Что жизнь – только к вечности приготовленье?
Зачем не собрал я богатство другое –
Сокровища сердца? Они б не иссякли!
Ведь целую жизнь я напрасно построил
Удобное кресло к финалу спектакля…
Ведущий 1. Человек рано или поздно задумывается над смыслом жизни, отвечая для себя на вопросы: «Зачем он пришел на этот свет?», «В чем его предназначение?», «Как достойно прожить отведенные на Земле годы?» и «Кем и сколько они для каждого из нас отведены?». Человек, не верующий в Бога, может всю жизнь потратить на эти непростые ответы и так не понять смысл своего существования.
Ведущий 2. И не только человек, целые народы, государства могут блуждать в лабиринте жизненных событий, все дальше удаляясь от настоящей истины.
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком:
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу.
Ведущий 1. Нашей многострадальной России за тысячелетний период ее существования случалось переживать высокие взлеты и страшные падения. Моей Родине, как никакому другому государству в Европе, пришлось выдержать и столетнее нашествие монголо-татар, и ценой сожженной до тла Москвы остановить триумфальное шествие Наполеона, с еще большими потерями и жертвами Русь-матушка одолела фашизм. И пусть разгадывают ученые феномен русского национального характера, мы же, православные люди, знаем, что именно верой в Бога держится и всегда держалась Россия: оступалась, падала, но всегда находились святые защитники, которые своими благочестием и молитвами спасали её от попрания.
Ведущий 2. Вспомним Святого Преподобного Сергия Радонежского, отдавшего Дмитрию Донскому своих верных монахов Пересвета и Ослябю. Во все тяжелые времена русской истории находились из числа наших соотечественников те, которые готовы были положить жизни свои за Родину и считали честью умереть за Святую Русь, за веру православную. Вот и давайте сегодня приоткроем одну из страниц отечественной истории и проследим эту золотую цепь святости, начиная с целой страны и заканчивая родным Егорьевском.
Звучит песня «Золотой лист» Светланы Копыловой в исполнении Агеевой Юлии.
Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл этой песни? Почему листок удостоился такой чести, ведь золото – это олицетворение святости?
Предполагаемый ответ: В природе все гармонично и разумно, все закономерно, так как создано Творцом Богом нашим. Так и у людей: за свою праведную жизнь человек попадает в царство небесное и пополняет войско святых. А добивается этого такими качествами, как смирением, скромностью, умением радоваться каждой минуте, способностью не роптать на Бога, а спокойно принять свой крест и нести его до конца, потребностью жить ради других и, если надо, умереть за кого-то.
Учитель: Вот и мы сегодня с вами поговорим о таких людях, сумевших у Господа нашего стяжать непреходящую славу и быть причисленными к лику святых. Речь пойдет о семье последнего русского царя Николая 2.
Ведущий 3. В 2000 году Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу: семья государя Николая II была глубоко верующей, церковной и благочестивой, все ее члены ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Тайн и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия, во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами, поэтому они могут быть причислены к лику святых, особенно за свое по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, причиненную гонителями православной веры с неимоверной жестокостью.
Ведущий 4. Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! – записал 27 ноября 1914 году в дневнике Николай Александрович. Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».
Ведущий 3. «Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение». «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».
Сама Александра Фёдоровна могла быть одновременно простой сестрой милосердия и царственной особой!
Внимательно всмотритесь в детей этой любящей семейной пары – это счастливые дети с открытыми, безмятежными лицами, воспитанные в скромности и труде (в своих комнатах они убирались сами). Эта семья пропитана любовью друг к другу. Восхитимся и поклонимся этой способности, несмотря ни на что, сохранить в себе Любовь и Нежность. Такой образец нравственной чистоты, милосердия и целомудрия не мог не беспокоить вероотступников, поэтому ими семье Романовых были уготованы тяжелейшие испытания. Давайте проследим этот мучительный путь.
Ведущий 4. Отречение от престола Российского Николай 2 подписал в марте 1917 года. С этого времени правительство Керенского с переменным успехом решало участь последнего русского царя: было два варианта (выслать за границу или оставить в России и судить открытым судом). Вся семья была взята под арест и находилась в Царском селе под строгим наблюдением, причем супруги были разлучены друг с другом. То ли переговоры шли слишком долго, то ли все было политически подстроено, но уже летом 1917 года становится ясным, что выезд за границу не возможен – Англия официально отказалась до окончания войны принимать русского императора и его семью.
Ведущий 1. С приходом к власти большевиков резко меняется положение. Семью Николая 2 весной 1918 года высылают за Урал, в Тобольск, подальше от людских глаз. Первые недели пребывания в Тобольске были едва ли не самыми спокойными за весь период их заточения. 8 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, узникам позволили даже отправиться в церковь. Одним из самых больших лишений было почти полное отсутствие всяких известий.
«Тяжело неимоверно, грустно, обидно, стыдно, но не теряйте веру в Божию милость. Он не оставит Родину погибнуть. Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью (раз не в силах наших помочь). И Он спасет, долготерпелив и многомилостив, — не прогневается до конца... Без веры невозможно было бы жить... Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной....» — писала Императрица.
Ведущий 4. В мае 1918 года арестовывают Николая 2 и отправляют в Екатеринбург, в дом Ипатьева. Цесаревич Алексей болен, но Александра Федоровна принимает решение переехать к мужу и разделить общую участь. О екатеринбургском периоде заточения Царской семьи свидетельств осталось гораздо меньше. Почти нет писем. В основном этот период известен лишь по кратким записям в дневнике Императора и показаниям свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. Условия жизни в «доме особого назначения» были гораздо тяжелее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12-ти солдат, которые жили в непосредственной близости от узников, ели с ними за одним столом. Комиссар Авдеев, закоренелый пьяница, ежедневно изощрялся вместе со своими подчиненными в измышлении новых унижений для заключенных.
Ведущий 3. Как только Государь и Государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли унизительному и грубому обыску. Спать Царской чете и Княжнам приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали у них еду.
Вера заключенных поддерживала их мужество, давала им силу и терпение в страданиях. Все они понимали возможность скорого конца. Даже у Цесаревича как-то вырвалась фраза: «Если будут убивать, только бы не мучили...»
Ведущий 4. Даже грубые стражи понемногу смягчились в общении с заключенными. Изменился сам комиссар Авдеев. Такая перемена не укрылась от глаз большевистских властей. Авдеев был смещен и заменен Юровским, а стража заменена австро-германскими пленными. Жизнь заключенных превратилась в сплошное мученичество.
В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью и приказал перейти в подвал. Государь нес на руках больного Алексея Николаевича. По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать — они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям.
Ведущий 3. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные — каждый заранее знал свою жертву.
Ведущий 4. Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал — в него выстрелили еще несколько раз.
Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик — шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние...
Учитель (выносит икону новомучеников Российских): Почти 100 лет прошло с той трагической ночи. Целые десятилетия гонений на церковь пытались стереть из памяти народной не только обстоятельства мученической кончины царской семьи, но и все христианские заветы.
Ребята, посмотрите на эту икону новомучеников и исповедников Российских. Теперь вам понятно, почему в центре расположена семья Романовых. Оказывается, с расстрела царских особ страшные бедствия и чудовищные убийства только начинаются. Посмотрите, сколько людей здесь изображено, их невозможно сосчитать, потому что нимбы уходят вдаль, говоря о том, что точное число достойных, быть причисленных к лику святых не известно. Здесь есть и высшие священники, как-то патриарх Тихон, на третий день после зверского убийства царя отпевший всех мучеников и завещавший их ежедневное поминание, и другие монахи и миряне. На клеймах (иконках, расположенных вокруг центрального образа) передаются свидетельства самых ярких фактов гонений. Тут и убийство сестры Александры Федоровны, Елизаветы, известной в Москве настоятельницы Марфо-Мариинской обители (ее с инокиней Варварой сбросили вместе с другими в шахту), тут и надругательство над мощами преподобного Сергия Радонежского и разорение Его Святой обители. О многих вопиющих фактах русской истории вы можете узнать из этого издания, если заинтересуетесь. Мне же хотелось остановиться вот на этом клейме, который символизирует массовый расстрел праведников на полигоне в Бутове под Москвой в 1937-1938 годах.
Ведущий 5. 1937 год. Валерий Чкалов совершает первый беспосадочный перелёт из Москвы в Ванкувер, Михаил Ромм выпускает на экраны Советского Союза фильм «Ленин в Октябре», Вера Мухина создаёт для Всемирной выставки в Париже скульптуру «Рабочий и колхозница», а столичный метрополитен получает новую кольцевую станцию «Киевская».
Поздним вечером мимо бывшего Данилова монастыря (где был оборудован спецприемник для детей «врагов народа») по старой Варшавской дороге часто проезжают машины с надписью «Хлеб». Если бы кому-то из москвичей, удивлённых такой концентрацией хлебовозов, удалось проследить их маршрут, то выяснилось бы, что путь начинается от тюрем – Бутырской, Таганской, Матросской тишины, Лубянки. А дальше нетрудно догадаться, что машины эти были автозаками. Но любопытство в те годы было слишком опасным качеством, хлеб так хлеб.
Ведущий 6. «Хлебовозы» свозили арестантов на территорию спецзоны хозяйственного управления НКВД, расположенной между обнесённым колючей проволокой лесом и остатками усадьбы Дрожжино. Место это называлось стрелковым полигоном «Бутово». Из машин заключённых вели в длинный барак, где проводили перекличку, затем сверяли людей с доставленными вместе с ними из тюрем документами и объявляли приговор: смертная казнь. В некоторые дни несколько десятков, в другие – несколько сотен человек ждали здесь рассвета и смерти.
Ведущий 5. Как проводили они эти последние часы, какие звуки доносились из-за деревянных барачных стен, – эту тайну никто и никогда не узнает. После восхода солнца начинала работать расстрельная команда, состоявшая из нескольких человек. Смертников выводили из барака небольшими группами, ставили на край вырытого заранее при помощи экскаватора рва и убивали по очереди выстрелами в затылок из пистолета. Палач видел каждого человека, которого сначала выводил из барака, а потом расстреливал. Потом расстрельная команда получала ведро спирта, и к вечеру водитель довозил их до общежития НКВД в полубессознательном состоянии, чтобы через несколько дней всё повторилось сначала.
Ведущий 6. Всего на Бутовском полигоне с августа 1937 года по октябрь 1938 года были расстреляны 20 761 человек. Их могилой стали 13 рвов, выкопанных местными жителями с помощью бульдозера, общей протяжённостью 900 метров. Ширина каждого рва была 4–5 метров, глубина – примерно 4 метра. Массовые расстрелы здесь начались после того, как НКВД издал 31 июля 1937 года указ № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». «Антисоветскими элементами» были в том числе так называемые «церковники» – православные священники и миряне.
Учитель: Вам сейчас кажутся эти страницы истории какими-то далекими и абстрактными. Но это не так. Дело в том, что наш Егорьевск, как частица общего государства, также претерпел в те годы много трагических событий. Но обо всем по порядку.
Ведущий 7. Конец 19 и начало 20 века в нашем родном городе тесно связано с именем Никифора Михайловича Бардыгина, городского головы, известного фабриканта и мецената. Именно в это время строятся мостовые и гимназии, водопровод и железная дорога, проводится освещение. По личной инициативе и в основном на собственные деньги Бардыгин возводит в Егорьевске и его окрестностях несколько храмов и задумывает строительство монастыря.
(Видеоролик об основании Свято-Троицкого Мариинского монастыря).
Ведущий 8. В начале 20-го века в монастыре проживало около ста человек. Кроме того, в монастыре находился приют для девочек, оставшихся без родителей, и богадельня для престарелых. Хор монахинь был известен во всей епархии. Рязанские архиереи, посещая егорьевские храмы, просили непременно петь за богослужением монашеский хор. Монастырский устав заслуживал особого внимания. В обители сложились и свои традиции. Например, невесты перед свадьбой заказывали подвенечное убранство только в монастыре, так как рукоделие сестер славилось во всей округе и считалось оберегом в будущей супружеской жизни. Из года в год монастырь набирал силу. Так было до 1917 года.
(Видеоролик о гонениях и разорении обители)
Ведущий 7. Принимая монашеский постриг, человек от входных дверей храма ползет до алтаря, накрываемый мантиями. Какой великий смысл кроется в этом действии! Наставники говорят, что оно кроет в себе тайну смысла монашества — всю жизнь претерпевать уничижение и, тем самым, сораспинаться Христу.
Ободряемые своей игуменией, матушкой Вячеславой, сестры Антонина и Надежда продолжали монашеский путь в течение 11 лет. В 1929 году вышло постановление о закрытии Троицкого храма. Новое испытание выпало на долю монахинь. Выгнанные из монастыря, а теперь и лишенные храма, сестры оказались в рассеянии и скитании.
Ученица читает стихотворение, написанное сестрами монастыря после закрытия обители.
Ведущий 8. Нашедшие приют в Большом Белом Успенском соборе, наши монахини несли свои послушания там: пели на клиросе, выпекали просфоры, дежурили. 19 мая 1931 года всех оказавшихся на службе арестовали и после нескольких недель допросов отправили в ссылку. 3 года тяжелой каторжной работы не прошли даром. Вернулись монахини в Егорьевск уже с подорванным здоровьем, но сразу же восстановили связь с матушкой-игуменьей и стали молиться в храме святителя Алексия митрополита Московского на Нечаевской улице, единственном не закрытом храме Егорьевска. Белый Собор в 1935 году был взорван чекистами.
Ведущий 7. Даже после ссылки монахинь часто вызывали на допросы и вели за ними пристальное наблюдение. Однажды, после допроса в НКВД игумения Вячеслава не вернулась домой. Ее сестра, обеспокоенная долгим отсутствием, собрав несколько монахинь, отправилась на поиски. Матушку Вячеслову они нашли недалеко от речки Гуслянки в котловане, выкопанном для стройки и заполненном водой. Несмотря на то, что на месте ее гибели виднелись мужские следы, расследовать причины ее смерти не стали. Так сестры лишились своей матери.
Ведущий 8. 2 марта 1938 года послушницы Антонина и Надежда были арестованы и заключены в егорьевскую тюрьму, а затем переведены в Таганскую в Москве. Следователь добивался от них лжесвидетельств, требовал оговорить друг друга, а также священника, недавно вернувшегося из ссылки и поселившегося по соседству с ними. На все требования послушницы отвечали отказом. Не добившись ложных показаний, 11 марта этого же года их приговорили к расстрелу за «антисоветскую пропаганду и высказывание пораженческих настроений».
Ученик читает стихотворение «Пошли нам, Господи, терпенье»
Ведущий 7. 20 марта 1938 года послушницы Егорьевского Свято — Троицкого Мариинского монастыря были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле. Вся вина их заключалась в том, что были они тверды в вере, чисты душой и не смогли лжесвидетельствовать, оговаривая друг друга и священников.
Ведущий 8. Так земля егорьевская обрела собственных святых. Существует икона преподобномучениц Антонины и Надежды и написаны их жития, которые изложены в этой книге.
Ученица: (о иконографии)
Учитель: Эта икона хранится в Свято-Троицком Мариинском монастыре, снова открытом после долгого разорения и запустения в 2008 году. Настоятельницей в нем назначена матушка Илария.
С Бутовским полигоном тесно переплетается судьбы многих наших земляков. Те ученики, которые ходят в церковь, знают, что с того же 2008 года, к 70-летию тех трагичных событий, в наших храмах появилась новая икона исповедников и новомучеников Егорьевских (показываю икону). На ней, как вы видите, помимо святых Антонины и Надежды, изображены священники: Димитрий и два Николая. За какие заслуги перед Богом они удостоены чести быть причисленными к лику святых, их биографии и жития вы также можете прочитать в интернете на сайте Егорьевского благочиния или в этой книге. И еще, это не весь список егорьевских святых. В песне нашей землячки, прихожанки Знаменского храма, что расположен в деревне Алешино, поется и о других новомучениках.
(Звучит песня о новомучениках и исповедниках Егорьевских в исполнении Нины Ватажиной)
Учитель: «В наши дни возрождается на родной земле вера православная, восстанавливаются храмы и монастыри, и слово Евангельское, как это было на протяжении многих веков, оживотворяет души людские. И нам важно, чтобы совершаемые сегодня труды по возрождению церкви и Отечества зиждились на основе преемственности поколений, на крепкой исторической памяти. Именно из прошлого мы приобретаем как благодатные уроки подвижничества и благочестия, так и предостережения от ошибок и поступков, влекущих за собой пагубные последствия», - говорил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своей проповеди в день почитания новомучеников и исповедников, на земле Российской просиявших.
Святое православие вновь торжествует. Верующие самоотверженно возрождают порушенные святыни, в церковь приходит молодежь, свет Христовой истины вновь ныне сияет над Егорьевской землей.
Российские новомученики стали не просто жертвами репрессий. Они были, есть и будут живым примером поведения настоящего христианина. Трагедия произошла, и уже нельзя что-либо изменить в прошлом нашей страны или тех людей, кто стал жертвами репрессий. Но очень важно именно сейчас осмыслить свою память, так как те, кто сегодня сидит за школьными партами, завтра станут у руля государства. И если мы не хотим, чтобы трагедия повторилась, не нужно прятать голову в песок, а открыто признать и осознать свое прошлое, вынести из трагедии какой-то урок. Именно от этого и зависит наше достойное будущее. Иоанн Кронштадтский сказал: «На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верой во Христа Бога». Поэтому житие новомучеников и исповедников может послужить нам ориентиром в стремлении к нравственному совершенству.
(Слово батюшке для наставления ребят)
3